Аден / Последняя битва Империи - Реоккупация Кратера

Jun 30, 2012 15:10


Результаты 20 июня 1967 года были для британцев катастрофичны. Но ещё больше проблемой было решить, что же дальше делать в такой ситуации.

Радио Каира распространяло подхваченные западной и советской прессой репортажи о "народном восстании" в Кратере, в результате которого убито минимум 120 британских военнослужащих. Революционная риторика разгоралась - арабы уже провозглашали, что захват Кратера - ответ сионистам на разгром арабских армий в Шестидневной войне.
Большинство из населявших Кратер 75 тысяч арабов, индусов и сомалийцев предпочитало сидеть дома.

Над районом реяли египетские, сирийские и ливанские флаги, мэр Адена Фуад Халифа признал свою принадлежность к ФЛОСИ, вывесил над мэрией красный флаг и провозгласил "Народно-демократическую республику Кратера".
Кратер был традиционной зоной влияния ФЛОСИ, но мятежные полицейские из АВП принадлежали к НФО. И в результате мятежа оружие со складов полиции получили сторонники НФО. После того, как в кафе на Майдане был застрелен один из лидеров НФО Абдул Наби Мадрам, боевики НФО развернули охоту на сторонников ФЛОСИ, мэр Халифа был похищен. Район захлестнули убийства, грабежи, поджоги. Полицейские не вмешивались.

Британцы перекрыли входы в Кратер: фузилёры заняли господствующие высоты над Марина Драйв, 45-е коммандо морпехов - над Мэйн Пасс.
В первые дни, когда ещё не разгорелась междоусобица, боевики НФО пытались воевать против британцев. Заняв старый турецкий форт, высившийся над Кратером, вели прицельный огонь по британским позициям, 21 июня был тяжело ранен в голову капрал фузилёров Терри Бил из 9-го взвода роты Янки.
Тогда морпехи из 45-го коммандо при поддержке драгунских "Саладинов" захватили форт, убив 4-х боевиков. Среди захваченного оружия был и противотанковый гранатомёт "Карл Густав".

Тела погибших британцев возвращены утром 22 июня при посредничестве римско-католической школы в Кратере. Вернули всех - обезображенные до невозможности опознания тела трёх фузилёров из подразделения Дэвиса были обнаружены полицейскими АВП на закате 21-го около кафе на Майдане. Двое были повешены, тело третьего прибито к дверям кафе (распяли?), граффити на стенах сообщали о казни "империалистических собак" по приговору "народного суда".

Политики и военные дискутировали, что же делать. 23 июня Тревельян прямо завил, что "если армия начнёт действовать, погибнет множество гражданских лиц среди арабов. Это может привести к настоящему мятежу Южноаравийских войск, который будет означать конец федерального правительство и обрушение Протектората в хаос". В схожем ключе высказывался и генерал Тауэр. Да и в Лондоне никак не желали признавать, что Уайтхолл в Южной Аравии был выстроен не только на песке, но и из песка.

Митчелл, чьи аргайлцы (рота Браво) 25 июня заменили на позициях фузилёров, придерживался иного мнения. И заявлял журналистам, что скорейшая реоккупация Кратера даёт единственную возможность для выживания ФЮА. Если предатели не получат по заслугам - на Федерации можно ставить крест.
Подполковник развернул бурную деятельность, подготовил собственный план операции, который, с небольшими замечаниями, одобрил командир Аденской бригады бригадир Дик Джеффрис. Но Тауэр и его начальник штаба, бригадир Чарлз Данбар, заморозили реализацию плана. Они прямо увязали какие-либо действия в Кратере с политическим решением. Данбар чётко заявил: "Мы должны войти в Кратер без боя".

Шли напряжённые переговоры между британскими политиками в Адене, командованием ЮАА и АВП. Собственно, торг шёл по вопросу о наказании виновных в гибели британцев 20 июня. Комиссар Оуэн при этом всячески выгораживал подчинённых. Итог дискуссий подвёл верховный комиссар Тревельян, заявив, что по "тактическим соображениям" надо закрыть глаза на наказание виновных. В итоге к началу июля была достигнута договорённость, что Аденская вооружённая полиция возвращается в положение до 20 июня, никто из полицейских не понесёт никакого наказания.
А вот стоит ли вводить в район британские войска, политики сомневались. Верховный комиссар даже заявил, что с охраной порядка в Кратере вполне справится и местная полиция.

Пока шли эти дискуссии, британские военные продолжали действовать в Кратере на свой страх и риск. Патрули аргайлцев с вечера 25-го ходили в разведку по Марине Драйв, не встречая сопротивления.
Оперативники из эскадрильи Гольф 22-й САС и Спецгруппы британской полиции в Адене расположились на господствующих вершинах Джебель Самсана. С наступлением темноты их патрули уходили в Кратер - собирать информацию и уничтожать в тёмных переулках людей с оружием. В разведотдел Аденской бригады было доставлено для идентификации более 40 отрезанных указательных пальцев убитых боевиков.
А на противоположной стороне Кратера, в старом турецком форте разместились снайперы морпехов, аккуратно отстреливавшие появлявшихся на крышах людей с оружием, на их счету было 12 боевиков с "Калашниковыми".

29 июня Тауэр и Данбар одобрили план Митчелла, особо приказав любыми путями избегать столкновения с аденской полицией.
Днём 2 июля взвод аргайлцев оборудовал передовой блокпост в здании Верховного суда. Митчелл сам сев за руль "Лендровера", отправился осмотреть его. И чуть не столкнулся на перекрёстке с грузовиком, перевозившем "Кока-Колу". 800 бутылок разбилось и военных окатило душем из "Колы". Выглядит как анекдот, если бы потом владельцы товара не пытались отсудить компенсацию у британской армии.

Для проведения операции по реоккупации Кратера аргайлцам приданы "Саладины" эскадрона Альфа королевских драгун под командованием майора Тони Шивана, вертолёты из 47-го королевского полка лёгкой артиллерии, и отряд 60-го эскадрона королевских инженеров.
Во второй половине дня 3 июля 1967 года эти силы были сконцентрированы на Марине Драйв. Тут же присутствовало множество журналистов.



В 18 часов главные силы аргайлцев с "Саладинами" двинулись вниз по Марина Драйв в Кратер. Рота Дельта, которой теперь командовал майор Йан Маккай, направилась в центр района. Рота Альфа майора Йана Робертсона свернула налево, продвигаясь вдоль берега моря.
По аргайлцам был открыт пулемётный огонь из дворца султана Лахеджа на берегу моря и со стороны торгового квартала, но после нескольких выстрелов пушек "Саладинов" огонь прекратился.



В то же время вертолёты высадили два взвода роты Браво аргайлцев под командованием капитана Робина Бахэнэна на Рас Маршаге, на южной оконечности Кратера. Они продвигались с Рас Маршага на север, на соединение с основными силами. У здания кинотеатра под старым турецким фортом был застрелен араб, пытавшийся прорваться через боевые порядки - он и стал единственной жертвой операции по реоккупации Кратера.
Рота Альфа захватила остров Сира, над турецкой крепостью на котором реял флаг НФО. Поднявшись по крутым склонам, аргайлцы обнаружили крепость пустой и сменили флаг.
Было взято под контроль здание казначейства, где хранились валютные резервы ФЮА. Заместитель Митчелла, майор Найджел Кроуи, австралиец, бегло говоривший по-арабски, смог уговорить охранявших здание полицейских АВП передать здание аргайлцам.

К 0:45 первая фаза операции была завершена. Аргайльцы приступили к развёртыванию штаб-квартиры батальона в здании "Чартеред Банка", напротив сожжённого во время мятежа здания парламента.
И на рассвете 4-го июля жителей Кратера разбудили играемые полковыми волынщиками и барабанщиками с крыши Аденского коммерческого института мелодии шотландских военных песен. Империя вернулась в Кратер.



В 10-ть утра генерал Тауэр прибыл в штаб-квартиру Митчелла и обсудил с ним продолжение операции. К вечеру 4-го июня рота Дельта завершила установление контроля над всей территорией Кратера, кроме казарм АВП.



Сопротивления не было, боевики провозгласили, что ушли в подполье, дабы избежать лишних жертв среди гражданского населения, но "наши пули и гранаты ещё поразят сердца шотландских кровавых крыс".

Утром 5 июня к Митчеллу приехал суперинтендант АВП Ибрахим. После беседы подполковник Питер Даунворд (командир ланкаширцев, в отсутствие Джеффриса и.о. командира Аденской бригады) в сопровождении взвода аргайлцев и драгунских "Саладинов" проехал к казармам АВП. Им передали сгоревшие армейские "Лендроверы" и пленного фузилёра Стори. После этого было открыто движение по Мэйн Пассу.
Для окончательного примирения, генерал Тауэр устроил 13 июля совместный парад аргайлцев и АВП в казармах последней. Мероприятие посетил и верховный комиссар Тревельян.



Юнион Джек снова реял над Кратером. Но работа аргайлцев только начиналась - ведь Митчелл публично обещал создать "управляемый и мирный Кратер".

колониальные войны, Йемен, история, контрпартизанские операции, Британская Империя

Previous post Next post
Up