Аден / Последняя битва Империи - Нортумберлендские фузилёры в Кратере

Jun 23, 2012 09:20


В эти дни исполняется 45 лет одному малоизвестному в нашей стране историческому событию, известному как "реоккупация Кратера". За этой фразой скрывается то, что современники восприняли как последнюю битву в истории Британской Империи, как финальный аккорд её славной истории.
Да, после были траблы в Ольстере, Фолклендская война (с газетными заголовками вроде "Империя наносит ответный удар"), уже в нашем веке - Афганистан и Ирак. Но это была уже история другой страны.
А Империя, над которой никогда не заходило Солнце, сыграла последний акт своей драмы на сцене Истории именно в 1967-м, в Адене. Империя не подкачала - благодаря подполковнику Колину Кемпбеллу Митчеллу и его 1-му батальону полка Аргайлских и Сазерлендских горцев.
Конец малость пафосного вступления
О войне 60-х годов в Южной Йемене вкратце рассказывал, теперь расскажу о событиях июня-ноября 1967-го в аденском районе Кратер.
Изложение на основе "Aden Insurgency: The Savage War in South Arabia 1962-67" Джонатана Уолкера и "The Argyll and Sutherland Highlanders: A Concise History" Тревора Ройла.

Аден образца 60-х был крупным международным портом и центром нефтепереработки.
Город родился в кратере потухшего вулкана, где и располагался, в тени Джебель Самсана, арабский район Кратер - настоящий лабиринт узеньких улочек, с трёх сторон ограниченный горами, а с 4-й - морем, внутрь которого вели всего две дороги. С севера, вдоль берега моря - Марина Драйв. С запада, через пролом в стене кратера (Мэйн Пасс) - Куинн Арва Роад.



К западу, с противоположной стороны Джебель Самсана, лежал "европейский город", район Стимер Пойнт, где располагались административные здания.



От Стимер Пойнта дорога на восток шла по северному побережью полуострова, через Тавахи - главный торговый квартал города с портом и арабским кварталом.
Затем был район Маалла с респектабельным арабским населением. Здесь же жили семьи британских чиновников и военных.
За Мааллой дорога раздваивалась: направо - в Кратер, и налево - на север. Она проходила через ряд казарм британских военных и их арабских союзников - Сингапур, Ватерлоо и Нормандия. За последним и располагалась главная военная база Королевских ВВС и, по совместительству - международный аэропорт Адена, Хормаксар.



Севернее Хормаксара были расположены ещё казармы Чэмпион и лагерь Радфан, главная база британской армии в Адене.
Затем дорога шла через горы и пустыню, в Дхалу на границе с республиканским Йеменом. Но прежде чем покинуть границу штата Аден, она пересекала ещё два арабских квартала - Шейх Осман и Аль-Мансур, где находились казармы Лэйк.
Севернее Шейх Османа по пустыне проходила линия проволочных заграждений почти 18 километров длинной, отделявшая Аден от остальной территории Южного Йемена.

Ещё в город Аден входил район Малый Аден на другом берегу гавани, выросший вокруг построенного после Второй Мировой нефтеперерабатывающего завода "Бритиш Петролеум". Там располагались казармы Салерно. И британское военное кладбище, прозванное "Долиной безмолвия".
На полпути между Шейх Османом и Малым Аденом была выстроена в пустыне столица Федерации Южной Аравии (ФЮА) Аль-Иттихад.
Расстояния между районами были велики: от Мааллы до Шейх Османа - 8 километров, до Малого Адена - 13 километров.

Климат в Адене был тяжёлый. С октября по май продолжался холодный сезон, когда температура опускалась ниже 30 градусов. Остальные месяцы - жаркий сезон с 40 и более градусной жарой. Близость океана обеспечивала высокую влажность, особенно тяжело переносимую в жаркий сезон. В апреле-мае регулярно налетали песчаные бури.

Армейские части из Британии действовали в Адене по полугодичной/девятимесячной ротации. Организационно они входили в состав 24-й отдельной пехотной бригады, именовавшейся "Аденской".
Постоянно в Малом Адене дислоцировалось одно из трёх коммандо (десантно-диверсионных батальонов) королевских морпехов (45-е). Морпехи действовали в горах Радфана и к операциям в Адене привлекались в исключительных случаях. Также в Адене действовали оперативники 22-го САС.

В одно время с аргайлцами в Адене находились следующие армейские части:
1-й батальон парашютного полка (с приданной ротой Чарли 1-го батальона Его Королевского Величества пограничного полка) был переброшен в мае 1967-го из Бахрейна, контролировал Шейх Осман и Аль-Мансур.
Остальные подразделения прибыли в Аден одновременно с аргайлцами, в июне 1967-го.
1-й батальон шотландских гвардейцев охранял Малый Аден. Также в Малом Адене дислоцировались два эскадрона полка гусар королевы, в случае необходимости поддерживавшие пехоту своими бронеавтомобилями "Саладин" и "Феррет".



Прочие районы ("менее опасные") города контролировал 1-й батальон Ланкаширского полка. Хотя в Адене 1967-го уже трудно было выделить "менее опасные места". Именно ланкаширцам пришлось спасать небольшую еврейскую общину (полторы сотни человек) в Тавахи от гнева арабской улицы после Шестидневной войны.
Численность пехотного батальона была примерно 700 военнослужащих.

На базе в Хормаксаре располагались крупные силы Королевских ВВС: 8-я и 43-я эскадрилья с истребителями-бомбардировщиками "Хантер", 37-я и 42-я эскадрильи с морскими патрульными самолётами "Шеклтон" (использовались в качестве бомбардировщиков), 21-я и 78-я эскадрильи с транспортными самолётами "Твин Пионер", и 37-я полевая эскадрилья с лёгкими вертолётами "Скаут". Эти силы использовались для операций в Радфане и других районах Южного Йемена и были выведены большей частью в августе-сентябре 1967-го. Поддержку войскам в городе оказывали только вертолёты - как армейские "Скауты", так и флотские "Уэссексы" с патрулировавшего Аденский залив авианосца "Гермес".

Сменили аргайлцы в Кратере 1-й батальон полка Королевских нортумберлендских фузилёров, чья "командировка" продолжалась с конца сентября 1966 года. На примере его действий посмотрим, что же представлял из себя "конфликт малой интенсивности" в Адене.

Основной формой деятельности британских военных в Адене были проверка транспорта на блокпостах и патрулирование местности на армейских "Лендроверах" или пешком. Одна рота была задействована на патрулировании, другая рота работала на блокпостах, а третья находилась в резерве на Ватерлоо Лэйн. Роли менялись каждые 3-5 дней.



С массовыми демонстрациями под националистическими лозунгами сталкивались обычно только в Малом Адене, где регулярно бастовали и демонстрировали арабские рабочие нефтеперерабатывающего завода. Исключение было в апреле 1967-го, когда к визиту делегации ООН, НФО и ФЛОСИ приурочили демонстрации по всему городу.

Обычной же формой борьбы с оккупантами было метание гранат в патрули. Как раз, с середины 1966-го на смену британским гранатам Миллса Первой Мировой, большие запасы которых англичане оставили египтянам, покидая Суэц, пришли советская "лимонка" Ф-1 и китайская "тип 42" (копия советской РГ-42). Правда, точность гранатометания со стороны боевиков НФО и ФЛОСИ (которых какой-то шутник из англичан прозвал "Каирскими гренадёрами") была невысока, часто гранаты попадали в стены или вообще залетали на крыши.
Обычны были такие записи в боевых сводках: "Гранатная атака № 3, Тавахи, цель не поражена. Жертвы: 1 местный мужчина и два козла".

А вот китайские АК-47, в изобилии начавшие поступать боевикам в то же время, против британских солдат практически не применялись. НФО и ФЛОСИ предпочитали использовать "Калашниковы" для междоусобных разборок.
Зато против британцев активно использовались духовные предки "Кассамов" - одноразовые миномёты из водопроводных труб, которые научили повстанцев делать египетские инструкторы. Зачастую повстанцы использовали сразу несколько таких труб. И стрелявший успевал скрыться с места, пока бомба летела. К счастью, данное оружие было очень неточным. В самой масштабной подобной атаке - обстреле лагеря Радфан 5 декабря 1966-го из 30 мин на территории лагеря разорвались только пять.



В феврале 1966-го правительство Вилсона объявило, что до 1968-го ФЮА получит полную независимость и британские войска (вопреки предшествующим заявлениям о сохранении военной базы в Адене) полностью покинут её территорию. Такое решение заметно активизировало местных борцов за независимость. Ну а союзники британцев расценили данное решение как предательство.
Европеец, независимо в форме или без, на улицах Адена стал в 1966-м потенциальной мишенью для гранатной атаки или выстрела со стороны повстанцев.
Интенсивность атак нарастала. Если в 1966-м в Адене было зафиксировано 480 различных инцидентов, в которых погибло 6 британских солдат, то только за первое полугодие 1967-го набралось 1300. Погибло 4-ре британских военнослужащих, в том числе 1 оперативник САС. Ещё четверо погибло в Радфане 20 апреля, когда патруль 1-го батальона ирландских гвардейцев угодил в засаду.

С реальностью Кратера фузилёры столкнулись в 1-й же день "командировки", когда патруль открыл огонь, убив араба, бросившего в них гранату. Граната оказалась банкой сардин. После этого некоторое время атак не было.
11 ноября граната взорвалась на Марина Драйве, над патрульным "Лендровером". Командир патруля, ротный сержант-майор Прингл был ранен в плечо. Основной удар осколков пришёлся на группу арабов, убив одну женщину и ранив несколько. Араб, бросивший гранату, попытался скрыться в улочках, ведущих к базару. Фузилёр Риган, лучший в батальоне кроссовый бегун, быстро нагнал его и захватил.
С тех пор броски гранат в патрули стали обычным делом. В начале пребывания в Адене какой-то шутник в батальоне учредил награду "Аденская граната" тем, в кого бросали гранаты. К концу пребывания награждены были все.

Наиболее напряжённым оказался период с 10 по 13 февраля 1967, когда в фузилёров было брошено 17 гранат. Больше всего "повезло" 10-му взводу роты Зулу младшего лейтенанта Дэвида Эллиса Грина, в который после обеда 10-го февраля брошено 5 гранат и он был обстрелян снайпером с близлежащей крыши.

У работы в Кратере была ещё одна особенность. Обилие журналистов. Причём почему-то они совсем не фотографировали раненых осколками солдат и даже убитых случайных прохожих-арабов, лежащих в луже крови. Зато обожали фотографировать солдат, пробивающихся через толпу безоружных арабов, либо тащивших за шкирку очередного пойманного гранатометателя.
После случая с банкой сардин (широко распиаренного прессой), по распоряжению британского командования, солдаты, в случае кидания гранаты в них, должны были пытаться догнать и захватить террориста живым, а не стрелять в него. Фузилёры честно выполняли приказ, для чего приходилось пробиваться через немедленно собиравшуюся на месте инцидента толпу. Быстрее всего это получалось сделать с помощью соприкосновения британского армейского ботинка с арабской задницей, подкреплённого громким и не очень цензурным криком.

После чего британские газеты украшали фотографии "грубых британских солдат", так бесчеловечно обращающихся с мирными арабами. Более левые издания говорили о "зверствах британской солдатни в Адене".



Читая некоторые заметки в английской прессе просто поражаешься особенностям журналистского мышления: "Аден, 3 апреля - 1 арабский демонстрант погиб в серии столкновений в Кратере между британскими солдатами и бросавшими в них гранаты арабскими националистами". Интересно, а связать две части воедино не получается - как называть "мирного демонстранта", бросающего гранаты в военнослужащих?

Командовавшему фузилёрами подполковнику Ричарду Эррингтону Бленкинсопу, ветерану Корейской войны, приходилось много выступать перед журналистами. В отличие от Митчелла позднее, он старался сдерживаться, объяснять и оправдываться. Либо изъяснятся крайне загадочными фразами: "Туман войны застилает Кратер".

Итог "командировки" к утру 20 июня 1967 выглядел так: у фузилёров убитых не было, ранены 2 офицера, 1 унтер-офицер и 30 солдат. Но впереди был самый ужасный день для британцев в Адене.
Хотя прежде подробнее расскажу о личность подполковника Митчелла и "его" аргайлцах.

колониальные войны, Йемен, история, контрпартизанские операции, Британская Империя

Previous post Next post
Up