Индия Индиры - Чрезвычайщина, глава первая

Feb 29, 2012 12:32


Наксалиты подождут. Пока расскажу подробно об одном эпизоде в истории Индии, косвенно с ними связанном. А именно, массовом движении Джи.Пи.Нараяна и вызванном им режиме чрезвычайного положения в крупнейшей демократии мира (то, что в самой Индии называют просто и одним английским словом - Emergency).

В 1962-м Индия проиграла небольшой пограничный конфликт в Гималаях Китаю. Данное незначительное событие спровоцировало настоящий кризис в индийском общественном сознании. Вся политика Неру с момента обретения независимости была поставлена под сомнение (начиная с "Хинди-чайна бхаи-бхаи"). В современной Индии нередко говорят, что тот конфликт "пробудил нацию". Короче, Спящий проснулся. И спросонья много чего натворил :)
Надо было что-то делать. В борьбе различных вариантов ответа в середине 60-х победу одержала Индира Ганди с её поворотом налево.



В течение 2-й половины 60-х - начала 70-х, без особых возражений, у населения были отняты многие экономические свободы, введено государственное регулирование многих отраслей экономики, проведены масштабные национализации в торговле и банковской сфере. К 1975-му индийское государство фактически контролировало работу любой фирмы в стране.
Успехи были очевидны - "зеленая" и "белая" революции в деревне позволили Индии к началу 70-х годов выйти на самообеспечение продовольствием. Резко увеличившиеся государственные капиталовложения в промышленность обеспечили 7 % прироста промышленного производства в год. Были запущены массированные социальные программы помощи бедным. При этом упразднены привилегии и пенсии бывших раджей.

Ускоренное военное строительство с масштабными закупками оружия, создание мощных спецслужб укрепили безопасность внутреннюю и внешнюю. Бангладешский блицкриг 1971-го и испытания ядерного оружия в 1974-м были зримыми доказательствами успеха и на этом фронте.
Последние, произведённые несмотря на массированное давление Вашингтона, продемонстрировали то, что больше никто не посмеет "учить" Индию на международной арене. На любые подобные попытки индийские власти реагировали крайне резко.

Даже извечные конфликты в Кашмире и Нагаленде казались погашенными, а первый натиск наксалитов был успешно отбит, и движение (как тогда казалось) можно было сдавать в архив.
Оппозиция после поражения в 1971-м выглядела слабой и раздробленной, неспособной объединиться и выдвинуть достойных лидеров, способной только на сотрясание воздуха в парламенте и газетах.

В начале 70-х годов восхваления премьер-министра взлетели до небес. "Индира - это Индия, Индия - это Индира" - провозглашали под бурные овации на партийных съездах. Партийные идеологи писали, что индийская система является уникальной и передовой, сочетая всё лучшее из капитализма и социализма.

Славословия в адрес вождя и обеспечение высоких результатов на выборах на подведомственной территории стали главным критерием оценки эффективности деятельности главных министров штатов.
На непотизм, галопирующую коррупцию и разворовывание госсредств глаза закрывали.
Ещё Индира начала продвигать во власть младшего и любимого сына Санджая, вернувшегося после учёбы в Британии - учился он не очень хорошо, зато очень любил "Роллс-ройсы". Видимо поэтому ему поручили создание "индийского народного автомобиля".

Но как раз в это время экономическая ситуация в Индии серьёзно ухудшилась. Два подряд (1972-й и 1973-й) неурожайных года и взлёт мировых цен на нефть на рубеже 1973-74 гг. взвинтили цены на основные продукты питания, возник дефицит некоторых товаров. У опустошённой войной 1971-го и разными нацпроектами индийской казны не оказалось средств для удержания цен. Инфляция в 1974-м составила 31 %.

А ещё именно к рубежу 60-х-70-х высшее образование в Индии стало по-настоящему массовым (про падение качества говорить не будем). И страна получила большое количество молодых образованных людей, желавших реализовать себя. И недовольных той картиной мира, которую они наблюдали. Предыдущее поколение ушло в наксалиты, это же поколение предпочло другой путь.

В январе 1974-го в Гуджарате студенты вышли на улицы с требованием отставки главного министра штата Чиманбхаи Пателя, получившего в народе краткую и убийственную кличку "чор" - вором его прозвали за успешное и изобретательное применение на практике различных схем "распила и отката".
Протесты сопровождались сожжением госучреждений и автобусов, в столкновениях погибло более 100 человек. В феврале правительство заморозило ситуацию, введя в Гуджарате президентское правление.

Пример Гуджарата воодушевил бихарских студентов. 18 марта 1974 года они попытались провести марш к зданию Законодательной ассамблеи в Патне, полиция помешала, в столкновениях с бросанием бутылок с зажигательной смесью в госучреждения погибло, по крайней мере, 3 человека.

Студенты, подумав, решили, что так дело не пойдёт - им явно не хватает настоящего вождя. И обратились с предложением к одному очень интересному человеку, уроженцу Бихара.
Звали его Джаяпракаш Нараян, но вся Индия звала его панибратски "Джи.Пи".



Шёл ему уже 71-й год, был он ветераном борьбы за независимость. В независимой Индии некоторое время руководил оппозиционной Социалистической партией, но довольно быстро отошёл от "большой политике". Неру несколько раз приглашал его в правительство, но Джи.Пи. неизменно отказывался.
"Дитя Ганди и ученик Маркса", он выработал свою уникальную политическую философию, в которой локхити (правление народа) противопоставлялось раджхити (правление государства). Свой идеал Джи.Пи назвал взятым у Махатмы словом "сарводайя", в котором Ганди соединил слова "прогресс" и "всех".
Для Нараяна это было бесклассовое свободное общество, фундаментом которого является мощная и сильная система низового местного самоуправления, не дающая государству стать тираном.

Джи.Пи всегда был последователен и жёстко придерживался своей политической философии - вплоть до призывов предоставить населению Кашмира право самоопределения.
Участвовал в кампании эмансипации неприкасаемых, разных проектах в Кашмире и Нагаленде, вёл переговоры с наксалитами и разными бандитами-дакоитами.
И заработал в индийском обществе громадный моральный авторитет - пожалуй, в тот момент в Индии не было никого, сравнимого с ним. Фактически, Джи.Пи. для Индии 70-х был тем же, что Махатма в 30-е или Анна Хазаре в наши дни.

Неру был близок с Джи.Пи., называвшего его "старшим братом", прислушивался к его советом. А после смерти Джавахарлара некоторые из его соратников пытались уговорить Нараяна стать премьер-министром, но тот отказался.
Он первым поздравил Индиру с избранием премьер-министром и первое время её поддерживал.

"Чёрная кошка" между ними впервые пробежала в 1969-м, когда Джи.Пи. вёл в Кашмире переговоры с шейхом Абдуллой, и дал ему ряд обещаний от имени премьер-министра. Когда же Абдулла приехал подписывать соглашение в Дели, Индира отказалась от своих слов, сказав, что Джи.Пи. неправильно её понял.
Пожалуй, лучше всего Нараяна как человека характеризует его реакция на произошедшее. Он заплакал, повторяя: "Как она могла солгать мне? Она же дочь моего уважаемого старшего брата. Как она могла так поступить?". Никакого гнева, слов осуждения, только глубокая печаль.

Окончательно перешёл Нараян в лагерь критиков премьер-министра после истории с назначением нового главы Верховного суда в 1973-м, когда правительство грубо нарушило неписанные традиции функционирования этого высшего органа индийской судебной власти, выполняющего и функции конституционного суда.

Джи.Пи. Нараян принял предложение бихарских студентов с двумя условиями - движение должно быть ненасильственным и не должно ограничиваться одним Бихаром. Он провозгласил, что новое движение будет сражаться за "настоящую народную демократию", против неэффективного управления, коррупции, спекуляции, "черного рынка", деградации системы образования и пр.

Высочайший моральный авторитет, ореол борца за независимость, не замаранного "большой политикой" превратили локальное выступление молодёжи в общенациональное движение и дали ему имя - "Движение Джи.Пи."

Первым делом Нараян велел студентам бойкотировать занятия и год отработать на благо простого народа, ибо "прежде чем изменить жизнь народа, её надо узнать". По всему Бихару студенты и учащиеся покидали ВУЗы и школы, и отправлялись убирать улицы своих городов и помогать крестьянам в их работе.
Полиция пыталась помешать такой самодеятельности. В середине апреля 1974-го в Гайе дошло до столкновений, в которых погибло 3 человека.

8 апреля в Патне студенты устроили многотысячный марш протеста со связанными руками и заклеенными ртами, протестуя против чрезмерного усиления государства и его неспособности решить проблемы людей.

5 июня в Патне, на Ганди Майдане собрался громадный митинг, на котором Джи.Пи. выступил с программной речью. Он призвал к "всеобщей революции", чтобы воплотить в жизнь неисполненные обещания движения за независимость, покончить с всевластием "государственной бюрократии".
"Я боролся за независимость не для того, чтобы в стране по-прежнему царили голод, рост цен и коррупция".
Главной движущей силой должна была стать молодёжь, которую Нараян призвал уподобиться тем, кто вместе с Ганди в ходе кампаний неповиновения шёл на пули и палки колонизаторов.
"Мне нужен год, чтобы построить новую страну".
"Целью нашего движения является… не просто смена правительства, но также и революционные изменения во всех аспектах жизни общества и личности"

Парадоксальным образом слова Джи.Пи., его апелляции к молодёжи перекликаются с риторикой Мао времён "культурной революции", а призывы к "хождению в народ" просто взяты у отца индийского маоизма Чару Мазумдара. Правда, результаты совсем другие.

Прежде, чем произнести свою речь на Ганди Майдане, Джи.Пи. Нараян вступил в переписку с премьер-министром Индии Индирой Ганди. Во второй главе речь об этом и пойдёт.

история, Индия

Previous post Next post
Up