Прообразы Незнайки и его друзей - авангардные писатели. Часть первая

Aug 04, 2023 12:33

ВВЕДЕНИЕ
Книги и фильмы Николая Носова нам в детстве очень нравились. Так было и во всём мире. Его работы переведены на десятки языков. Носов зарабатывал море денег, но жил очень скромно: ни дачи, ни машины, ни заграничных поездок. Только двухкомнатная квартира. И очень много работал. Не почивал на лаврах.

Творчество Носова кажется тривиальным и традиционным для советской детской литературы. Но если вдуматься, Носов - писатель очень оригинальный. Считать трилогию про Незнайку повторением произведений П. Кокса и А. Хвольсон нелепо. Различия - огромны. С тем же успехом можно считать предком Незнайки комиксы про «Yellow Kid» (1890-х годов). Там аналогичный персонаж в жёлтой хламиде. Он невежественный, ибо младенец. И аналогичная динамика. Но он мог вдохновить разве что иллюстраторов.



Многие и многие сочиняли утопические миры, где живут человечки: гномы, беспризорники, лилипуты, колонисты, детдомовцы, уличные озорники, школьники. Это целое направление искусства. Коротышками выглядят даже фигурки на картинах Питера Брейгеля - например, конькобежцы или играющие дети. Носов же создал совершенно особый мирок. Он сумел сделать тонкую работу, где соблюдал принципы детского соцреализма, но освобождал персонажей от большой политики и пропаганды. И надо учитывать, что над современным образом Незнайки больше потрудились художники, нежели писатель Н.Н. Носов. Они тоже кое о чём догадывались.



Недавнее расследование выявило, что Николай Носов не только сочинил сказочный нарратив, но и зашифровал там литераторов, чьи книги вдохновили его самого стать писателем. В подтексте сказки про Незнайку он прятал нечто ценное для себя: мир литераторов, которые успели пожить в сказочной атмосфере авангардизма и революционного утопизма. Однако поверить в это непросто. Мешают детские привычки.

Данная версия подтверждается лишь спорадическими уликами. Она удобна для интерпретации творчества писателя, а не содержания детский книги. Это версия - для взрослых.


ФАКТЫ
Николай Николаевич Носов (1908-1976) - писатель, драматург, кинематографист. Режиссёр учебных фильмов. С 1938 года начинает писать детские рассказы («Затейники» и др.). В конце 1940-х стал профессиональным литератором. Опубликовал 12 повестей, десятки рассказов, сценариев для фильмов, спектаклей, диафильмов и др.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Носов,_Николай_Николаевич

В 1952 году Носов встретил редактора «Барвинка» Богдана Чалого, и договорился публиковать в журнале серию рассказов о Незнайке. Со временем были созданы три книги:
«Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954)
http://lib.ru/NOSOW/nezn1.txt
«Незнайка в Солнечном городе» (1958)
http://lib.ru/NOSOW/nezn2.txt
«Незнайка на Луне» (1964-1966)
http://lib.ru/NOSOW/nezn3.txt

Первые иллюстраторы:
Кира Полякова (Григорьева) и Виктор Григорьев (в «Барвинке»);
Алексей Лаптев;
Леонид Владимирский (в диафильмах);
Генрих Вальк.

Все персонажи сказок Носова - вымышленные и собирательные. Однако сочиняя их, писатель ориентировался на прототипы, в основном, из истории русского художественного авангарда. Рассмотрим конкретику - не по алфавиту, а по мере появления. Список и описания сокращены.

НЕЗНАЙКА
Незнайка - Владимир Владимирович Маяковский.
Подробные доказательства представлены ранее.



ГУНЬКА
Гунька - Елена Генриховна Гуро.
Подробные доказательства представлены ранее.



ЦВЕТИК
Цветик (он же Пудик) - Михаил Аркадьевич Светлов (он же Мотл Аронович Шейнкман).

Маяковский был старше, но общался со Светловым: хвалил его стихи, подбадривал, давал литературные советы. Читал его «Гренаду» на выступлениях. Предостерегал не стать поэтом одного стихотворения.



* Художник Лаптев обо всём догадался, изобразив Цветика похожим на Светлова.

ЗНАЙКА
Знайка придумал и сделал воздушный шар, на котором все полетели. Это, конечно, собирательный образ. Однако известно, что на воздушном шаре 7 августа 1887 года совершил путешествие Дмитрий Иванович Менделеев, умнейший из людей. Когда шар пропал в густых облаках, решили, что учёный погиб. Поднялся шум. В газетах публиковались рисунки, в том числе акварель Репина.



Профессор Менделеев был человеком разносторонних знаний, всезнайкой - но не зазнайкой. Его жизнь обросла легендами и анекдотами. Более 40 лет Менделеев посвятил теории и практике сельского хозяйства, и в своём имении Боблово добился поразительного прогресса. Помимо прочего, разводил овец. Была в имении и речка Лутосня. Мост через неё строили на средства Менделеева. Кажется невероятным, что этот стишок про него: «Знайка шёл гулять на речку, перепрыгнул через овечку». Ведь Носов прочёл достаточно технической литературы, чтобы просто сочинить образ Знайки. Однако в школьные годы он хотел стать именно химиком. Поэтому всё-таки прообраз Знайки - Менделеев.

ВИНТИК И ШПУНТИК
Винтик и Шпунтик смастерили новый автомобиль, который работал на газировке с сиропом. Они неразлучны. Значит, их литературные прототипы - Илья Ильф и Евгений Петров (Катаев). Сначала они написали «Золотой телёнок» (1931) - замечательную одиссею на странном автомобиле. Позднее они описывают авантюрную поездку по США в книге «Одноэтажная Америка» (1937), в главе 9 «Мы покупаем автомобиль и уезжаем». А почему автомобиль коротышек работает на газировке? Америка - страна кока-колы...



Кроме того, в 1952-1958 годах (когда Носов сочинял истории про Незнайку) на слуху были чешские путешественники Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд. В 1947-1950 годах они проехали на Tatra 87 по Африке, Южной и Центральной Америке. Та «Татра» действительно выглядела футуристично. А в 1959-1964 годах Ганзелка и Зикмунд проехали страны Ближнего Востока и и СССР. На основе путешествий они опубликовали множество репортажей, объёмных книг, фотографий и документальных фильмов. Ганзелка и Зикмунд были очень популярны в Союзе. А Носова, как документалиста и писателя, такие вещи очень интересовали.

* Вот же они на фото: Ганзелка и Газировка! Правда, бутылка похожа на текилу...



ПИЛЮЛЬКИН
Доктор Пилюлькин - тоже собирательный образ. Однажды он сам попал в больницу, и Медуница не желала его выписывать. Пришлось бежать, а затем выцарапывать одежду. Но были медики и среди писателей: А.П. Чехов, М.А. Булгаков. Причём они тяжело болели, но не желали это признавать.



Вот так и Пилюлькин попадает в больницу:
- Миленький, выручай! - зашептал Пилюлькин. - Понимаешь, каково мне терпеть! Сам всю жизнь лечил других, а теперь меня лечат.
- А ты разве тоже не больной?
- Да какой там больной! На плече ссадина да под носом царапина. Из-за этого вовсе не надо в больнице лежать.

В приключениях голого Пилюлькина можно уловить аллюзию на «Ханский огонь» М.А. Булгакова, правда, очень смутную. И всё же, Пилюлькин - это Антон Павлович Чехов. В своей шапочке-таблетке. И с лекарством от глупости. Надо учитывать, что многих писателей, которых любил Носов, он мог знать только по мемуарам и фотографиям.



МЕДУНИЦА
Медуница - Ольга Владимировна Розанова. Художница, автор статей по искусству, поэтесса. Одна из крупнейших представительниц русского авангарда с уникальным колористическим талантом.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Розанова,_Ольга_Владимировна

Почему у Носова она заведует именно больницей? Розанова имела строгое лицо и действительно «заведовала» - обществом художников «Союзом молодёжи», организацией выставок и изданием книг. Это было в некотором роде лечебное учреждение, поскольку давало какие-то средства для жизни бедным писателям. И прозвище Носов подобрал остроумно. Вроде бы Розанова - цветок розы. Но многие её рисунки выглядят, как медуница: цветовая гамма, пропорции, густота.



ВОРЧУН
Ворчун - Даниил Иванович Ювачёв. Он же Даниил Хармс. Ювачёв - Ворчун: сходство не только фонетическое. Характер у него был аналогичный. А уж внешность!

ФУКСИЯ И СЕЛЕДОЧКА
Фуксия - профессорша космографии. Селёдочка - изобрела ракету, живёт в научном городке. Упоминаются вместе.

Прообразы - соавторы детских книг по истории науки и техники. Селёдочка - Сегал Елена Александровна. Фуксия - химик, технолог и писатель Илья Яковлевич Маршак (Ильин). Ассоциация понятна: химик - красители - фуксин - фуксия. Они были супруги и соавторы. Атрибутам Фуксии и Селёдочки соответствуют такие книги:

Чёрным по белому (Рассказы о книгах). 1928.
Как автомобиль учился ходить, 1930.
Рассказы о вещах, 1936.
Рассказы о машинах, 1949.
Сценарий «Летающий человек. Страницы из истории русской авиации».

Эти книги мы читали в детстве. А для Носова они были особенно ценны - ведь в свои произведения он часто добавлял изобретательство.

АВОСЬКА
Авоська - Николай Николаевич Асеев, поэт, переводчик и сценарист, деятель русского футуризма. Член союза «Председателей земного шара». Колоссально продуктивен. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Автор сценария фильма «Броненосец Потёмкин» (вместе с Ниной Шутко).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Асеев,_Николай_Николаевич

Известно, что Незнайка сочинил такой стишок: «У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка.»
Авоська подошёл к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:
- Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.
- Ты ничего не понимаешь в поэзии, - ответил Незнайка.

Это была глупость или мудрая хохма? Может быть, Носов, будучи лауреатом Сталинской премии, намекал здесь, что Асеев получил такую же премию? Известно, что Асеев в 1914 году подписывал свои публикации Н. Штальбаум (фамилия означает «стальное дерево»), но впоследствии это отрицал. И здесь вспоминается слово баумкухен («дерево-торт»). Это сладкая выпечка, имитирующая спил ствола дерева. И баумкухен действительно выглядит, как огромная сладкая ватрушка без серединки. Неужели Носов обдумывал даже такую чепуху?



Ещё у Авоськи есть брат Небоська. Кажется, что этого персонажа писатель добавил просто ради рифмы. Но всё оказалось хитрее.

НЕБОСЬКА
Известно, что в полёт на воздушном шаре Небоська оделся во всё полосатое, даже стал похож на матрас. А мы знаем, что полосатая одежда была атрибутом матроса или арестанта.

Похоже, Небоська - это Нина Фердинандовна Шутко (1889-1974). Даже созвучно.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Агаджанова-Шутко,_Нина_Фердинандовна

Революционерка, член РСДРП с 1907 года. В 1911-1916 годах Нина несколько раз подвергалась арестам и ссылкам за подпольную революционную деятельность. Вот вам и арестантская роба! Если она подпольщица, значит, не боялась.

Впоследствии Нина Агаджанова-Шутко - член Союза кинематографистов СССР. В течение многих лет была сценаристом-консультантом, редактором и заведующей сценарным отделом на киностудии «Межрабпомфильм», а затем - на киностудии «Союздетфильм». Написала сценарии фильмов «Броненосец Потёмкин» и «Матрос Иван Галай» (1929). Вот вам и полосатая тельняшка! «Броненосец Потёмкин» она сочиняла в соавторстве с Асеевым. Вот вам и братья по работе! Асеев сочинял на «авось», Нина Шутко говорила «небось».

А вот портрет Нины - где она в полосатой одежде.



Здесь важно учесть то, что Николай Носов тоже был кинематографистом и сценаристом. В 1929-1932 годах он учился в Московском институте кинематографии. И до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. Впоследствии делал сценарии по своим книгам. Значит, Носов был знаком с Шутко - важным человеком в «Союздетфильме».

В книге Небоська высыпал песок в корзину шара, а Авоська проделал в ней дыру, и песок высыпался. В подтексте Носова это могло символизировать фильм «Броненосец Потёмкин», который был признан лучшим фильмом всех времён и народов - и который рассыпался на бесчисленные цитаты и технологические приёмы.

Вот до таких странных выводов позволяет докопаться теория, метод - и безграничные возможности Сети...

Часть вторая.

литература

Previous post Next post
Up