Наша традиционная рубрика «листая страницы старых отчетов»*.
Проект космического ротоватора Skyhook, 2001г. (pdf, 6МБ, англ.яз.)
Skyhook (англ. расов. «небесный крюк») - это космический лифт на минималках. Большой спутник на низкой околоземной слабоэллиптической орбите с прикрепленным длинным тросом (с зацепом на конце).
(
Read more... )
Comments 44
Reply
Reply
А если мы такой трос с грузом к мкс прицепим, то космонавтов там сильно будет бултыхать?
Reply
На конце троса будет 1.5g, а на спутнике-противовесе - 0.7g. Вполне комфортная искусственная гравитация, но конкретно МКС такое не выдержит.
Reply
А провод нельзя сделать полегче если из кевлара или нанотрубок?
Reply
Reply
Reply
Ну а в схеме с лунным грунтом, раскручивание будет происходить при движении лунного грунта вниз. При спуске на 1260 км потенциальная энергия килограмма грунта уменьшится на 10 мегаджоулей. Вся эта энергия перейдет в увеличение скорости вращения системы.
Reply
Насколько я понимаю, от заброса самого по себе вращательный момент не теряется, он теряется разве что от трения об атмосферу. Если самолёт/ракета перед зацепом движется с той же скоростью, что и конец троса, то вращательный момент груза относительно центра масс системы из ротоватора и груза перед зацепом тот же самый, что сразу после отпуска.
Reply
На самом деле, будет еще некоторое изменение скорости вращения из-за неоднородности гравитационного потенциала, т.е. наличия приливных сил. Наименьшая угловая скорость будет, когда трос горизонтален. Величина этого изменения будет больше, когда на конце троса находится груз. Так что при любом использовании системы не в полную силу (т.е. когда прием осуществляется в верхней или нижней точке, а сброс - в какой-то промежуточной), будь то на подъем или на спуск, скорость вращения будет слегка уменьшаться. Особенно этот эффект будет заметен для ротоватора у Луны, поскольку размер ротоватора всего в несколько раз меньше расстояния до ее центра, следовательно приливные силы велики.
Reply
Reply
А подвохов несколько.
Во-первых, система может запускать спутники только в плоскости ее орбиты. То есть она не универсальна, и ее строительство экономически осмысленно только в том случае, если предполагается большой грузопоток на какую-то конкретную орбиту (например геостационарную).
Во-вторых, в комплект к системе нужна довольно специфическая одноступенчатая ракета, способная набрать 5 км/с. Это возможно, вторые ступени современных ракет набирают приблизительно столько же. Но вот первые ступени сейчас рассчитаны на набор всего 3-3.5 км/с, то есть просто взять первую ступень какой-то существующей ракеты не получится.
Ну и в-третьих, описанная в посте проблема восстановления орбиты системы после каждого использования. Электродинамический метод разгона еще никто не пробовал, а использование вместо него традиционных ионных двигатель потребует огромной мощности от бортовой
Reply
1: Во первых геостационар это уже как бы не половина запусков на сегодняшний день. И большинство если считать по массе. Во вторых с одной НОО перейти на другую можно и ионными двигателями самого спутника.
2. Ну так можно же разработать. Либо в одну большую ступень, либо в две возращаемые, либо сделать вторую ступень 3.5->5 маленькой и дешевой.
3. Тогда почему не запустить умеьшенный прототип для изучения этой электродинамики? Да и ионников опять-же должно хватить, только удлинняется время между возможными пусками
Reply
Reply
Leave a comment