Часть 1.
Пару слов о себе (дисклеймер):
Пару слов о нас, чтобы было проще понимать, какие у нас культурные ценности, духовные запросы и финансовые возможности, а также на что мы ориентируемся, соответственно, при выборе достопримечательностей и мест проживания со средствами передвижения.
Итак, мы: семейная пара без детей, оба хорошо оплачиваемые сотрудники российских интернет-компаний. Соответственно, не пытаемся сильно сэкономить и не нуждаемся в детских фасилитис. Также хорошо знаем английский язык, имеем за плечами большой опыт самостоятельных путешествий, включая такие «труднодоступные» для россиян края, как Южная Африка (в с смысле и ЮАР и другие страны региона), Новая Зеландия, Китай и т.п. Соответственно, фрустрация на тему «как же я там один на чужбине, без языка» полностью отсутствует, зато присутствует застарелая ненависть к групповым экскурсиям в любом виде, даже если это поход на ледник в кошках и с ледорубами, куда по-другому попасть вроде бы и нельзя.
Любим «активный» отдых, т.е. во время путешествий часто перемещаемся с места на место, т.к. по крайней мере у одного из нас точно присутствует шило в жопе, которое не позволяет нам сидеть на одном месте дольше 3 дней (у кого именно, выясняем).
Много ездим на машинах (после вождения автодома в Новой Зеландии, нас не пугают никакие транспортные средства, которые можно взять в прокат).
Поскольку мы многое в мире уже видели, то у нас есть своя, вполне определенная картина мира, в ней: красивые города и архитектура - это то, что надо смотреть в «старом свете», и в целом, мы это, можно сказать, уже видели. “Новый свет” - это прежде всего потрясающая и удивительная природа, ну и конечно, жизнь людей и «их нравы», куда же без этого. Еще мы любим смотреть на животных, ведь их так мало в нашей ежедневной жизни, а они бывают очень смешные, например, броненосцы - вообще чума.
Зачем это знать? А вот зачем: когда вы путешествуете, ваше время всегда ограничено. Нельзя объять необъятное и посмотреть все, что советует интернет и путеводитель, всегда приходится выбирать. А для выбора нужен какой-то принцип. Наш принцип: всегда жертвуй музеями и церквями в мелких городках нового света в пользу природных феноменов и красот (хотя церкви у них бывают оригинальные).
Наш маршрут
Итак, наше путешествие продлилось 24 дня с 27 декабря 2013-го до 20 января 2014-го года. Основное направление - Аргентина, цель - посмотреть все «самое интересное». Также мы на 3 дня заехали в Чили (в пустыню Атакама) и на 2 дня в Бразилию (на водопады Игуасу).
Маршрут мы формировали сами (вот этими вот руками), но, на мой взгляд, он получился очень удачным (за исключением буквально парочки штрихов), поэтому могу рекомендовать его к повторению тем, у кого ритм жизни и взгляд на путешествия похожи на наши.
Собственно маршрут:
Перелеты:
Москва - Стамбул - 27 декабря (вечером)
Стамбул - Буэнос-Айрес (с утра 28 декабря)
Буэнос-Айрес - El Calafate (1 января)
El Calafate - Salta (с пересадкой в БА - 4 января)
Salta - Mendoza (прямой 12 января)
Mendoza - Puerta Iguazu (с пересадкой в БА - 15 января)
Puerta Iguazu - Буэнос-Айрес (18 января)
Буэнос-Айрес - Стамбул - Москва (поздно вечером 18 января)
Места
Буэной-Айрес (28 декабря - 1 января) - 3 полных дня
El Calafate (1-4 января) - 2 полных дня
перелет с пересадкой в Буэнос-Айресе в
Salta (4-6 января) - 1 полный день
переезд на машине в
Tilkara (6-8 января) - 1 полный день
переезд на машине в
Чили, San Pedro de Atacama (8-11 января) - 2 полных дняпереезд на машине обратно сразу в Salta (11-12 января) - ночевкаперелет в
Mendoza (12-15 января) - 2 полных дняперелет в Puerta Iguazu переезд в Бразилию (недалеко) в отель внутри заповедника на водопадах Игуасу с Бразильской стороны (15-18 января) - 2 полных дня
Перелеты
Перелеты от нас Туда
"Буду краток»: в какой-то момент пару лет назад мы решили, что мы у себя одни, поэтому на перелеты свыше 7-8 часов мы будем покупать бизнес-класс. Ибо после того, как покорячишься 14 часов в экономе и жить не хочется. К тому же у одного из нас длинные ноги и ему в сто тыщ раз тяжелее.
Для перелета бизнесом в Аргентину и обратно мы выбрали относительно недорогой и при этом довольно удобный перелет Turkish Airlines. Для тех, кому актуально, сообщаю: стоит $ 4300 (цена зимы 2013-2014) туда-обратно на 1 лицо. Туда мы летели с долгим коннекшном (около 10 часов) в Стамбуле, т.е. мы входили и ночевали в гостинице (специально так выбрали), обратно, наоборот, коннекшн был такой короткий, что мы бежали спринтерский забег через весь международный терминал Стамбула, в сопровождении двух бравых парней из авиакомпании (спасибо им), чтобы успеть.
Также на перелете из Стамбула в Буэнос-Айрес есть еще одна посадка в бразильском Сан-Пауло, там самолет стоит часа полтора, меняется команда, выходят все пассажиры эконома и часть бизнеса, а тем кто летит дальше (типа нас), можно остаться и наблюдать за тем, как самолет экстренно готовят к загрузке следующей партии людей. Один раз это забавно, на обратном пути это уже раздражало (тем более, что была ночь и мы только заснули, а тут вдруг посадка и эта «команда ликвидаторов» ворвалась).
В остальном Turkish Airlines вполне ОК. Они вообще очень неплохая авиакомпания, входят в Star Alliance, а это на ступеньку круче Sky Team, куда входят Аэрофлот и, кстати, Аргентинские Авиалинии.
Сидушки в бизнесе у них, к сожалению, не «фулл флэт»-кроватки (как у Ethihad и Emirates, на которых мы летали в прошлом году а ЮАР), но вполне себе комфортные. Наши друзья, примерно в то же время летели в Москву бизнесом Аргентинских Авиалиний и у них нареканий было гораздо больше.
Бизнес-класс Turkis Airlines
Бизнес-класс Turkis Airlines - приличная еда и милый декор в нац.стиле
Небо по дороге в Аргентину :)
Пассажир Станислав смотрит Adventure Time
Перелеты внутри
Сразу оговорюсь: Аргентина ОГРОМНАЯ. Те карты, которые вы привыкли видеть с детства, откровенно врут. Я не хочу вдаваться в подробности, но если вкратце, то все немногочисленные континенты южного полушария располагаются ближе к экватору, чем некоторые «гиганты» северного, из-за этого, на классической (меркаторовской) проекции карт, они выглядят непропорционально мелкими. На самом деле пропорциональный мир выглядит примерно вот так:
(ну и сразу перевернутый до кучи, чтобы уж полностью ощутить себя «там»).
карта в более лучшем разрешении -
http://odt.org/Pictures/sideb.jpg А интересные места в Аргентине расположены везде, т.е. и на крайнем юге (Патагония) и в самой северной части на границе с Бразилией (водопады Игуасу), поэтому, если вы действительно хотите посмотреть Аргентину, летать внутри придется много, как ни крути. А иначе туда и ехать бессмысленно.
Внутренние перелеты осуществляются двумя авиакомпаниями Aerolineas Argentinas и LAN. Я так понимаю, первая гораздо крупнее, т.к. мы ни разу не попали на рейсы второй, хотя специально ничего не предпочитали. Опять же, не могу сказать, что хорошо знаю историю, но Википедия говорит, что Аргентинские Авиалинии были национализированы правительством Кристины Какеётам (женщина-текущий президент Аргентины, ведет себя с социалистическим уклоном, как я поняла) совсем недавно в 2008-м году, до этого ими владел какой-то испанский концерн, сначала один, потом второй, но дела у них шли не очень, а с национилизацией вроде как все стало получше. АА входит в SkyTeam, причем входит с 2012-го года и очень этим гордится (постоянно гоняет ролики в салонах и т.п.), также утверждается (опять же рекламные ролики в салонах), что за три года «аргентинцы построили авиакомпанию для аргентинцев», видимо, до этого был совсем кердык. Говорят, что купили 77 новых самолетов и проч. и проч.
Билеты на внутренние перелеты стоят относительно недорого (ну на наш взгляд) - 150-500 долларов на человека в зависимости от точки назначения и, что приятно, почти всегда есть в наличии даже почти в последний день по этой же цене. Рейсов довольно много.
Самолеты на внутренних перелетах - небольшие, но новенькие Embraer 190 (кстати, оказывается, эти самолеты делает бразильская компания), по два сиденья с каждой стороны прохода. Сиденья, кстати, на редкость удачные и удобные, места для ног относительно много.
Самая неприятная сторона внутренних перелетов: большинство из них осуществляются с пересадкой в Буэнос-Айресе, что, конечно, сильно удлинняет полет по времени. Без Буэнос-Айреса можно пролететь только между «соседними» регионами, например, из Эль Калафате в Ушуайю (т.е. еще дальше на Юг) или из Сальты в Мендозу (что примерно в одном регионе), остальное - через БА. Кстати, все в том же рекламном ролике (который мы, по понятным причинам посмотрели раз 100), заявляется, что они наладили перелеты по стране без пересадки в БА, но на деле это не так, может еще только планируют и мы плохо поняли, хз, но хорошо бы.
Также, наши друзья, которые летали параллельно с нами, но по другому маршруту (больше времени провели в Чили) очень жаловались на необязательность АА, им прямо сильно не повезло: один рейс отменили и везли их на автобусе в другой аэропорт, чтобы посадить на другой рейс (еле успели), второй рейс отменили с концами, причем когда посадочные были уже на руках (типа пилот внезапно заболел) и предложили лететь через сутки тем же рейсом. Они утверждают, что местные (гиды в БА) их тоже предупреждали, что коннекшны меньше 4-х часов тут лучше не брать, иначе попадешь). Правда, все их рейсы были международными (в Чили и обратно), может в этом дело.
У нас ничего такого криминального не происходило. Правда, один рейс у нас все-таки перенесли на 2 часа позже, из-за чего мы не успевали на стыковку в БА, но перенесли, как выяснилось аж за 1.5 месяца и прислали нам об этом письмо еще 28 ноября (ну а мы его радостно прощелкали). Обнаружили мы это сами случайно, когда решили сделать онлайн-чекин за сутки, поэтому еще успели метнуться на следующее утро к ним в офис и поменять вторую часть перелета (из БА в Сальту) на рейс попозже. Ну и еще они один раз потеряли нам багаж (на том же, кстати, несчастном перелете), но на следующий день привезли без геморроя и проблем прямо в отель, поэтому мы неудобства почти не заметили.
Вообще чекин на внутренние рейсы у них происходит быстро и как-то безболезненно, нет вот этого ощущения необходимости долгого нахождения в аэропорту, как это бывает обычно. Можно приехать за час до рейса и через 20 минут уже сидеть скучать и пить пиво на вылете. Хотя время от времени, при сочетании нескольких текущих и задерживающихся рейсов, возникает нервная давка и неразбериха. Неразберихе способствует отсутствие в маленьких аэропортах над выходами на посадку табло с номером рейса, благодаря чему, ты никогда до конца не знаешь «сюда или не сюда» или «уже наш рейс сажают или еще нет».
И да, они разрешают проносить с собой через контроль безопасности любое количество воды! Т.е. можно топать даже с открытой и надпитой двухлитровой бутылкой фанты (которую, кстати, жители латинской америки почему-то нежно любят), и ничего тебе не будет. Это очень удивляет.
Сами самолеты, по большей части новенькие (из всех перелетов на старый мы попали только 1 раз - и да, это был тот злосчастный перенесенный рейс) и, как я уже писала, удобные. Единственное, они как-то неприятно заходят на посадку, видимо, из-за их небольшого размера их колбасит около земли. В общем, бывает страшновато и несколько укачивает.
Поесть в самолете не надейтесь: на всех внутренних рейсах не кормят, дают только воду или кока-колу и коробочки со снеками (красивые по дизайну, но с какой-то гадостью внутри - печеньки несладкие, печеньки сладкие, бе). Поэтому, если перелет двойной, через БА, то лучше там успеть на фудкорте перекусить чего-нибудь, чтоб потом не мучаться.
Самолетная еда: красивая коробочка с фоткой из района Ла Бока в Буэнос-Айресе (см. Часть 2.), но внутри гадостные печеньки. Beware!
И последнее, что, наверное, стоит знать про перелеты в Аргентине: в Буэнос-Айресе 2 аэропорта! Один из них называется Aeroparque “Jorge Newbery” и его код AEP, а второй - Aeropuerto Internacional Ministro Pistarini - код EZE. Итак, EZE - это международный аэропорт, куда вы скорее всего прилетите из Москвы, а AEP - это небольшой аэропорт почти в центре Буэнос-Айреса, откуда отправляется большинство рейсов в регионы Аргентины (при этом он тоже формально международный, например, оттуда летают самолеты в Уругвай). Просто следите на тем, в какой аэропорт вы покупаете или уже купили билеты. Между ними не очень далеко доехать, но надо иметь это ввиду, планируя стыковки. Например, мы специально брали билеты на единственный рейс из Puerta Iguazu, который прилетал в EZE, чтобы сэкономить время на переездах между аэропортами.