Спасаясь от уморительной жары мы зашли в правительственный музей, который представлял краткую историю каждого правителя с однообразным погонялом «Рама». К сожалению, фотографировать строго запрещалось, поэтому пришлось вновь вооружиться записной книжкой, ведь в музее узнаешь много, запоминаешь мало, а потом вообще ничего не помнишь.
Итак, первый из династии Чакри, обозвавший себя Рамой, был воистину великим человеком, если верить единственной надписи о нем под рамкой с портретом этого Рамки. Остальная же часть зала слабо касалась его личности и повествовала лишь о внешней политике страны, которая, благодаря оборонительным войнам, удвоила свою площадь. Видимо, Таиланд немало гордится тем, что он сделал с Лаосом и Камбоджи, оставив последних в интересном положении. Немного рассказывалось о раттанакосинском стиле со времен, когда Бангкок не имел красивой легенды, уместившейся в полном названии, состоящим из более полутора сотни букв, а всего лишь являлся селом «Бангк Маког». Но все это выглядело скучно и занудно, а посему, мы поспешили в следующую секцию.
Рама II, не в пример предку, оказался непримиримым борцом за мир. С одной стороны он считал, что в войне главное не побеждать, а не участвовать. Но с другой, реальность давила на то, что самый быстрый способ закончить это безобразие - потерпеть поражение и вместо того, чтобы кормить свою армию, кормить чужую. Поэтому приходилось махать флагами, сыпать лозунгами и призывами, чтобы народ видел внешнюю угрозу и свято верил, что не имеет врагов лишь побежденная страна. Король не слушал политических советников и министров предлагающих отменить массовую пропаганду, флэшмобы и военные действия, хотя бы в некоторые дни. Позволю себе предположить: начинающиеся на букву «С». Потому что, Среда - несчастливый день в Таиланде, Суббота - выходной и Сегодня - потому что всех уже достали эти демонстрации силы и силы демонстраций. Однако акции, в которой люди не знающие друг друга убивали ради славы и выгоды людей друг друга знающих и не убивающих, продолжались вплоть до прихода к власти следующего Рамы.
К сожалению, об очередном Раме в этой алгебраической последовательности, рассказано было еще меньше, чем о первом. Вероятно, потому что сам он был сомнительных кровей (сын любовницы), а во время его правления в государстве особенно ничего не происходило. Правитель не владел ни собой, ни своими владениями, запустив регресс в управлении и реформах, который неуклонно вел к развитию, разве что банановых плантаций в этой банановой республике.
- Май-санук, («не в кайф», тайск.) - говорил монарх, на все новые предложения по модернизации страны, и возвращался к своим бананам. Cо стороны могло показаться что король ничего не делал, однако на клеточном уровне он был ужасно очень занят. А в это время, раттанакосинсцы ратовали и косили вручную по старинке, в отличие от развитых стран, где Фарадей ратовал за электродвигатель, а Маккормик ввел свой агрегат и молотил им, заменяя сотню крепких мужчин. Технологический прогресс переплыл океан, прошагал по Европе, на новых паровозах пронесся по России и остановился отдохнуть в Азии, где, в то время, изобрести могли разве что худо без добра. Да еще и Англия активно давила авторитетом на все восточное побережье Востока, пока не пришлось сосредоточить свои силы на опиумной войне, коей и был посвящен следующий зал.
Коротко об опиумной войне Сей зал не имел прямого отношения к Раме III. Однако косвенно эта заварушка отвлекала внимание Великобритании от колонизации Сиама. Благодаря чему, третий Рама наконец-то зашевелился на своей синекуре, и наладил выгодную торговлю с потерпевшим поражение Китаем, хорошенько обогатив казну на чужом горе.
Продолжение следует...