ЕГЭ по обществознанию. Демоверсия 2009

May 27, 2009 00:11

Сделала тесты ЕГЭ по обществоведению - Демонстрационный вариант ЕГЭ 2009 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2009 - 4)
Кому интересно - можете посмотреть сами. Там есть ответы.
Вот здесь есть версия on-line. Она немного отличается, в том числе ошибками/опечатками.

ЕГЭ состоит из трех частей.
Часть А - это 30 вопросов с вариантами ответов, из которых надо выбрать один правильный. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
Часть В - это 6 вопросов, где ответы надо вписывать в виде слова (словосочетания) или последовательности букв (цифр). Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, ответ с одной ошибкой - 1 балл, ответ с двумя и более ошибками - 0 баллов.
Часть С - где надо дать развернутый ответ. Здесь особо интересна инструкция по оцениванию - «Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом».

Большинство вопросов малоинтересны и неважны. Знать или не знать то, что в них спрашивается, современному человеку, как правило, маловажно.

Напишу про особо «понравившиеся» мне задания в демоверсии 2009.

Итак, часть А, вопрос А21:
Политическая власть, в отличие от иных видов власти,
1) представляет собой волевое действие
2) побуждает людей к определенным действиям
3) обращается с помощью права ко всем гражданам
4) является отношением между людьми и социальными группами

На мой взгляд, все ответы неверные. Если в ответе 2) заменить «побуждает» на «принуждает», то я бы выбрала этот вариант.

Я догадываюсь, что авторы теста правильным считают ответ 3). Так оно и оказалось.
Но этот ответ неверен по существу.
Политическая власть часто нарушает право.
Пример, против которого никто не возразит, - фашистская власть. Нарушая права, фашисты многие годы были во власти. Другой не менее убедительный пример для очень многих - коммунистическая власть.
Вот если бы вместо «обращается с помощью права» авторы написали «обращается с помощью закона», такой ответ можно было бы принять за правильный.

Из той же серии - вопрос А26:
Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных норм, является то, что они
1) устанавливаются государством
2) складываются в течение жизни нескольких поколений
3) регулируют отношения в сфере власти
4) устанавливают справедливость

Я бы ответила 4). Потому что права - это установление справедливости. Так считали и древние римляне, у которых юстиция означает справедливость. Но, как опять же можно догадаться, авторы верным считают ответ 1).

Оба эти вопроса-ответа пример того, как «люди путают законы с правами» (Станислав Ежи Лец). Это очень опасно. И учить детей воспроизводить эту путаницу опасно вдвойне.

Вопрос А15:
Верны ли следующие суждения о действии рыночного механизма?
А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.
Б. Государство в условиях рынка может оказывать поддержку социально незащищенным слоям населения.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны

С моей точки зрения оба ответа неверны. Потому что ставить вопрос о действии рыночного механизма - это говорить о метафоре. Это можно обсуждать в лингвистике, семантике или, в лучшем случае, в педагогике, но не в экономике.
Понимая, какие образы в голове у авторов, можно вычислить, что они считают правильным первое суждение. Хотя судить об «эффективном распределении ресурсов производства» имеет смысл только с точки зрения хозяина, в хозяйстве. Судить об эффективном распределении ресурсов производства вообще - это как говорить об эффективном распределении, например, пищи в природе…
Но, оказывается, авторы оба суждения считают верными. То есть правильный ответ - 3).
Какое отношение к «действию рыночного механизма» имеет второе суждение, совсем непонятно. То, что в нём упоминается «в условиях рынка»?
Во-первых, уберите «в условиях рынка» - смысл суждения не изменится. Потому что, во-вторых, государство оказывает «поддержку социально незащищенным слоям населения» как раз вне рынка: отбирая ресурсы у одних и отдавая часть отобранного другим. Какое отношение это имеет к рынку? Только разрушительное. Такое вмешательство государства корёжит «рыночный механизм». Но это суждение - не об этом. Оно вообще не о рынке. То есть - не о «действии рыночного механизма».

Ну, и, напоследок, попробуйте ответить ещё на три вопроса из первой части ЕГЭ:

А8 Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях?
1) материально-производственной
2) социально-преобразовательной
3) духовно-практической
4) духовно-теоретической

А9 Артисты музыкального театра играют классический спектакль. Субъектом этой деятельности являются
1) декорации
2) исполнители
3) музыкальные инструменты
4) зрители

А10 Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что возможности познания зависят от реальных исторических условий, времени и места.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки, научными методами.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Оба суждения верны
4) Оба суждения неверны

А теперь проверьте себя. Ответы: А8 - 3); А9 - 2); А10 - 3)

У вас возникло ощущение, как в том анекдоте? -

Урок русского языка в армянской школе. Учитель:
- Слово «булька», дети, пишется в русском языке без мягкого знака. А слово «сол» с мягким знаком. Понять это нельзя. Это надо запомнить.

Поздравьте себя.
«Не каждая синтаксически грамотно построенная фраза является осмысленной» (не помню, кто).

Вот только за эти шесть вопросов я бы поставила «двойку» их авторам. За аморальность.

Репин, прочитав ЕГЭ по обществознанию, сказал: «Жалко мне их…»
- Кого? - спросила я.
- Тех, кто составляет эти тесты.

Здесь обсуждение этого поста

Мне иногда бывает жаль детей. Но своих, тех, кто ходит ко мне в экономический кружок, я учу, как отвечать на ЕГЭ.
Previous post Next post
Up