КАМЕНЬ НА КАМЕНЬ, КИРПИЧ НА КИРПИЧ

Jan 22, 2024 13:09





Мир, на котором настаивали большевики (сиречь, Брестский мир), был необходим. Та война русскому народу была не нужна. Но почему-то нужна была немецкому, французскому, бельгийскому, английскому, австро-венгерскому народу. Да и сам Ленин в «Правде» от 1 марта 1918 года сообщает ровно обратное: «Отовсюду идут телеграммы о готовности стать на защиту Советской власти и сражаться до последнего человека». Но дальше поясняет: «Но одного энтузиазма недостаточно для ведения войны <...> Для ведения войны по-настоящему необходим крепкий организованный тыл».  Все верно. Необходим крепкий организованный тыл.



Сохранились донесения о последнем бое той войны - на подступах к Минску. Русские выдержали три газовые атаки. Не отступили. Солдат и офицеров - как сказано в рапорте, «выполнявших революционный долг перед родиной», - представили к наградам. Бой произошел на пятый день после Ленинского декрета о мире, то есть, до фронта декрет еще не докатился. Потом докатился. Тыл перестал быть организованным и крепким. Караулы перестали караулить, склады расхищались, из-за падежа лошадей артиллерия оказалась парализованной. Офицеров стали убивать. Поэтому с фронта стали сваливать и солдаты, и офицеры. Через два месяца численность войск Западного фронта сократилась на 97%. А закончить Ленинскую цитату из газеты 1 марта 1918-го стоит его фразой: «Самая лучшая армия, самые преданные делу революции люди будут немедленно истреблены противником, если они не будут в достаточной степени вооружены, снабжены продовольствием, обучены. В каком положении находится тыл нашей революционной армии? В самом плачевном, чтобы не сказать больше. Предшествующей войной наш транспорт окончательно расстроен, товарообмен между городом и деревней нарушен, прямым и непосредственным результатом чего является голод в больших городах».

Хотя Ильич тут лукавит, списывая на войну голод, окончательно расстроенный транспорт и плачевное состояние тыла. Война шла на западных рубежах бывшей Российской империи, как то: в Прибалтике, Белоруссии, Украине, Молдавии и в Крыму, которые на тот момент уже имели независимый статус. А на территории Советской России боевых действий-то не было. И для гражданской войны перечисленных помех Ленин почему-то не видит, более того, через день после окончания Первой мировой Брестский мир аннулирован - где логика? Ну и особо интересна фраза «самые преданные делу революции люди будут немедленно истреблены противником».

То есть, преданных людей - их, действительно, не много, один большевик на семь с половиной тысяч сограждан, - Ленин бережет для войны гражданской. А в гражданскую войну, как следует из его же работ, должна перерасти война империалистическая: «Исторический опыт реакционных войн говорит, что поражения облегчают дело революционного класса».

А вот еще одна фраза из «Правды» от 1 марта: «Мы не погибнем от завоевателей, если не дадим погубить себя отчаянию и фразе». С риторического это переводится так: не надо истерик и фраз о предательстве, а если что, жить можно и при оккупантах. Короче, в Бресте был не мирный договор, а уведомление о том, что Российская сторона отказывается от сопротивления и обещает выплатить 500 миллионов золотых рублей, плюс 6 миллиардов марок. Обязуется уничтожить родной Балтийский флот - 260 кораблей, - взамен лишь просит Германию не перебрасывать войска на Запад. Это конкретный пункт договора. Видимо, большевики переживают за войска Антанты. Итак, войны на территории РСФСР не было - до заключения мирного договора. Эту фразу хорошо бы написать на транспаранте крупными буквами. А вот, получив правильно оформленный документ, немцы широкими шагами подошли к Петрограду, в связи с чем большевики срочно перевезли правительство в Москву. Возможно, Кайзеровская Германия оказалась такой вероломной, что никто этого не ожидал.

Но на следующий день (в смысле, 2 марта) Ленин пишет проект приказа Совдепам: «Мы полагаем, что завтра, 3/III, будет подписан мир, но донесения наших агентов в связи со всеми обстоятельствами заставляют ожидать, что у немцев возьмет верх партия войны с Россией». То есть, о вероломстве противника Ленин был информирован и, выходит, с формулировкой «чтобы спасти революцию» готов был сдать Петроград с Москвой. Поскольку Алексей Щастный флот не потопил, его расстреляли, а флот стали уничтожать.

До революции Антанта с Россией воевали против Германии и Австро-Венгрии, а после - против России стали воевать и те, и другие, и третьи - подключились Польша, Финляндия, Япония, США. Все, кому не лень. Если еще в январе 1917 года русские сражались за Будапешт, поскольку румыны вояки никакие, и кормили Румынию, умирающую от голода - 3,5 тысячи вагонов с продовольствием, - то в январе 1918-го, при большевиках, Румыния оттяпала у России Бессарабию. И заслуженно, как страна-победитель, получила австрийскую Трансильванию, большую часть Южной Венгрии, Южную Буковину, Банат, часть Галиции, Южную Добруджу. Еще через пару лет независимая Польша оттяпала у Советской России 140 тысяч квадратных километров. И ничего бы Польша не смогла без военной помощи США и Антанты. Но какие претензии к Антанте, если договор она заключала с Российской империей, а в ноябре 1917 большевики провозгласили право наций на самоопределение, нации определились, империя рассыпалась вместе с обоюдными обязательствами. Начались военные конфликты. Какие-то государства из числа новых сами обратились к Антанте за помощью. Антанта с удовольствием откликнулась, но уже с другой мотивацией. Если Антанту с большевиками могла связывать война против Германии, то большевики-то от войны вдруг отказались. И Ленин, похоже, благодаря своей интуиции все уже знал: «…ради начала международной пролетарской революции, можно и должно не останавливаться ни перед какими жертвами, в том числе перед жертвой частью территории, перед жертвой тяжелых поражений от империализма <…> гражданская война немыслима ни без разрушений тягчайшего вида, ни без террора, ни без стеснения формальной демократии в интересах войны». А под «формальной демократией» надлежит понимать демократию. Ну и в чьих интересах действовали большевики?

Ах, да, у России не было ресурса вести эту бессмысленную войну, народ голодал, мир был необходим любой ценой. А вот сообразительная Италия, переметнувшаяся на сторону Антанты, включилась в бессмысленную войну и получила Южный Тироль, Истрию, отдельные районы Каринтии, Далмации, острова у Далматинского побережья и 10% всех репарационных выплат от Германии. Это у большевиков, в отсутствии царя, не было ресурса управлять армией. Да и мир любой ценой был достигнут? Цену-то мы увидели, не увидели мира.

Русский народ голодал? Если в Германии от голода погибло 740 тысяч и в других странах-участницах уже с 1915 года смертность превысила рождаемость, то в России за годы Первой мировой население увеличилось на 9,5 млн, а экономический рост составил 700%. Количество автомобилей и тракторов в российской армии выросло в 20 раз, с 800 до 16.000 единиц. А карточная система введена только после ареста царя, в условиях возникшего хаоса. Арест Николая II произошел накануне наступления русской армии на Константинополь. Случайность? Россия потеряла выход в Средиземное море, за который воевала 349 лет - 12 войн, 144 сражения. В марте 1915-го договор с Англией и Францией о судьбе Босфора был подписан. Но глава временного комитета операцию отменяет. А ведь России были обещаны и военная база в Палестине, и Северный Китай. Вместо этого Россия потеряла не только свои стратегические бонусы. Россия оказалась в размерах 1654 года. Население сократилось на треть - на 54 миллиона. А при Кровавом Николае население страны выросло на 52 миллиона. С таким же успехом СССР мог согласиться на все условия Гитлера поздней осенью 1944 года.

Да, Западный империализм пытался загребать жар нашими руками, Ленин такого удовольствия западные державы лишил и назло теще уши отморозил. В среднем, каждая из стран-участниц, это Англия, Франция, США и Германия, потратила на Первую мировую войну в 2,5 раза больше, чем Россия. Максимальные при этом расходы, как ни странно, понесла Англия. К тому же: золотые запасы России на 1914 год составляли почти 1700 тонн. Запасы Англии, для сравнения, - немного за 500 тонн, Германии - около 800 тонн. Если же измерять расходы «на душу населения», тогда получается, что Россия потратилась в 2,5 раза меньше Австро-Венгрии, в 6,5 раз меньше Франции-Германии, и в 12 раз меньше Англии. В процентном выражении от ВВП у России также самые малые траты. Что касается боевых безвозвратных потерь армии, то по этому показателю лидирует Франция - 168 погибших на тысячу. Второй-третьей в этом скорбном рейтинге стоят Германия и Англия (154 и 152 - соответственно). Далее Австро-Венгрия (122). И замыкает трагическую пятерку Россия (115). Общее число погибших в Первую мировую войну оценивается в 11-17 миллионов человек. При этом Российские потери составили: по данным генштаба 775 тысяч погибших и пропавших без вести; плюс 3 тысячи погибших на флоте; 30 тысяч погибло на фронте после революции; и порядка 100 тысяч не фигурируют в сводках, но составляют разницу с данными 1914 года. Возможно, дезертиры, но будем считать погибшими. Итого 908 тысяч, то есть, 5-8% от общих потерь. Кто чьими руками и что загребал? Если б не революция, к России отошла бы Восточная Пруссия полностью, до Вислы. Отошла бы Западная Украина с польскими ныне городами Ярослав, Холм, Замосць, Перемышль. Плюс к России отошла бы территория с Краковом, плюс Силезский каменноугольный бассейн, плюс второй порт Балтики Гданьск.

В результате мудрости Ильича территориальные потери России составили 800 тысяч квадратных километров. Теперешняя Турция по площади меньше. Кстати, о Турции. Турецкие курорты Черного моря были бы сейчас русскими. И не только курорты, не только Турции: на территории Персии (Ирана) была масса российских предприятий, то есть, промышленный приоритет был за Россией. Что в итоге: 13 октября 1921 года города Карс и Ардаган, а также гора Арарат отходят к Турции и более 200 тонн золота в придачу.

И не надо фраз, мол, война империалистическая сама перетекла в гражданскую. Все империалистические войны туда перетекают? Вот, что Ленин пишет еще в 1913 году: «Война Австрии с Россией была бы очень полезной для революции штукой, но мало вероятия, чтобы Франц Иозеф и Николаша доставили нам сие удовольствие». А вот, что пишет Ленин сразу после начала войны, через полтора месяца: «Пролетарский лозунг должен быть - гражданская война». И через две недели продолжает: «Лозунг наш - гражданская война. Мы не можем ее „сделать“, но мы ее проповедуем и в этом направлении работаем <…> возбуждение ненависти к своему правительству, призывы <…> к совместной гражданской войне <…>  Лозунг мира теперь нелеп и ошибочен…» В следующем году, в своей работе «Социализм и война» Ленин четко говорит о «линии нашей деятельности, направленной к превращению империалистской войны в гражданскую». В июле 1915 года в газете «Социал-Демократ» в статье «О поражении своего правительства в империалистской войне» Ленин призывает не просто к войне, а к поражению в ней.

В общем, надо похоронить Ленина спокойно и без улюлюкания, не нагнетая классовой и прочей ненависти. Гражданская война по заветам Ленина (с голодом, с эпидемиями и прочими производными) вылилась России в три десятка миллионов трупов. Цена, мягко говоря, немалая, да, но исторические эксперименты спокойно не проходят. Эксперимент состоялся, государство нового типа было построено. Свою роль в этой истории Ленин сыграл. И вот, сто лет прошло, говорить обо всем пора спокойно, без истерики. Но объективно.

Previous post Next post
Up