Oct 17, 2012 13:51
Из числа известного, распространённого по причине невежества отдельных переводчиков, мнения - то, что вопрос музыки в Исламе спорный и вполне допустимый. Некоторые добавляют к этому тот факт, что за запрет музыки выступают, якобы, отдельные, экстремистски настроенные личности, и что нужно просто следовать ханафитскому мазхабу, чтобы отдалиться от экстремизма. То, насколько далеки эти люди от понимания ханафитского мазхаба - отдельная тема.
Есть те, кто прямо заявляет, что слушать музыку - это нормально, что нормально учиться её исполнять и т.п. Есть те, кто идёт дальше и исполняет песни хором в мечети. (Не суфийские зикры, а именно песни, на сцене, пусть и на "исламскую тематику"). Это подходящая тема, для того, чтобы упомянуть именно в этом журнале.
Сразу следует оговорить то, что этот вопрос никак не является вопросом приемлемого разногласия, и потому можно прямо заявлять либо о невежестве, либо о дурных целях тех, кто продвигает эти идеи. Но так как мы должны хорошо думать о братьях-мусульманах, то остановимся на версии невежества, так как упустить этот вопрос, при изучении книг имамов прошлого, очень сложно.
Главное, что хотелось бы заметить - тот факт, что мазхаб Абу Ханифы далёк от этих людей и в мазхабе они считаются грешниками, чьё свидетельство не принимается:
Сказал автор книги "Аль-бидая, шарх Аль-хидая"
(137/3) ولا تقبل شهادة من يغني للناس لأنه يجمع الناس على ارتكاب كبيرة
И не принимается свидетельство того, кто поёт для людей, потому что он собирает людей для совершения большого греха.
Сказал Зейну-д-Дин Аль-Ханафи, автор "Аль-Бахр Ар-Раик шарх Кянзу Ад-Дакаик"
الملاهي كلها حرام، حتىالتغني بضرب القصب
Все музыкальные инструменты запретны, даже если пение будет сопровождаться стуком тростниковой палки.
И он же сказал:
واستماع صوت الملاهي حرام كالضرب بالقصب وغيره، قال عليه الصلاة والسلام استماع الملاهي معصية، والجلوس عليها فسق، والتلذذ بها كفر، وهذا خرج على وجه التشديد لا أنه يكفر
"И слушать звук музыки запрещено, неважно, будет это стук палкой или что-то другое и сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: слушание музыкальных инструментов - ослушание, посиделки за этим делом - нечестие, а наслаждение этим - неверие, однако это было сказано для усиления и человек на самом деле в неверие не впадает" (Аль-Бахр Ар-Раик 8/214-215)
Нужно лишь заметить, что такого хадиса от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нет, однако многие из ханафитов упоминали именно такое положение музыки в своих книгах.
قال أبو يوسف- صاحب أبي حنيفة:- في داره يسمع مزامير ومعازف أدخل عليهم بغير إذنهم لا أمنع الناس عن إقامة هذا الفرض ولو رأى منكرا وهو ممن يرتكب هذا المنكر له أن ينهي عنه لأن الواجب عليه ترك المنكر والنهي عن المنكر فإذا ترك أحدهما لا يترك الآخر
“Сказал Абу Юсуф, последователь и ученик Абу Ханифы в вопросе о доме, из которого слышны звуки флейты и других инструментов, что в него можно заходить без разрешения, чтобы исправить порицаемое и нельзя запрещать людям выполнять эту обязанность, то есть исправление порицаемого. Даже если человек, который проходил мимо, сам относится к тем, кто совершает этот грех, он всё равно должен запрещать его. Обязательно для него является оставлять это и запрещать другим и даже если он оставил одну из обязанностей, то пусть не оставляет другую”. (Аль-Бахр Ар-Раик, 8/215)
То есть если человек даже сам далёк от совершенства, услышав музыку в чьём-то доме, он может зайти в него по ханафитскому мазхабу и исправить это порицаемое (как словом, так и делом).
В книге “Аль-‘Иная шарх Аль-хидая” сказано:
وَدَلَّتْ الْمَسْأَلَةُ عَلَى أَنَّ الْمَلَاهِيَ كُلَّهَا حَرَامٌ عند أبي حنيفة ومحمد
И это указывает на то, что все музыкальные инструменты запретны по мнению Абу Ханифы и Мухаммада (Аль-‘Иная шарх Аль-хидая, 14/217)
И в сборнике фетв Дар-уль-Ифта в Мисре сказано:
ونفيد بأنَّه لا يجوز شرعاً عند فقهاء الحنفية الضرب على الدف وسائر آلات اللّهو إلاَّ ما استثنوه من الدًّف بلا جلاجل في ليلة العرس وطبل الغزاة والحجاج والقافلة على ما جاء بكتاب الطريقة المحمدية وقال الزيلعى عند قول المصنف:"ومن دعي إلى وليمة وثمة لعب وغناء يقعد ولا يأكل" وما نصه:"ودلت المسألة على أن الملاهي كلها حرام حتى التغنى بضرب القضيب
И хотим заметить, что не дозволено по шариату у ханафитских факыхов битьё в бубен и игра на других инструментах, кроме того, что они посчитали исключением, как бубен без бубенчиков в свадебную ночь, или как барабан на войне, у паломников и караванов, как это было упомянуто в книге “Ат-Тарикату Аль-Мухаммадия” и сказал Аз-Зейля’и объясняя слова автора “тот, кого позвали на пиршество и он увидел, что там играют и поют, то пусть сидит, но не ест”: “и всё указывает на то, что все музыкальные инструменты запретны, даже если человек поёт и стучит тростниковой палкой”. (Аль-Маджму’а Дар-уль-Ифта Аль-Мисрия, 7/231).
И потому мы без сомнений говорим: тот, кто собирает людей и устраивает представления с музыкой и песнями, даже под "маркой" Ислама - совершает нечестие. Тот же, кто оправдывает это и пытается доказать обратное - призывает к нечестию. И в заключении Хвала Аллаху, Господу Миров!