Легенды Московского метрополитена...

Jan 14, 2015 10:09

Оригинал взят у enia в Легенды Московского метрополитена...
Экскурсия по московскому метро, анонсированная в mosblog, к сожалению, была почти полностью проигнорирована блогерами... Толи день оказался выбран неудачно (экскурсию назначили как раз на 9 мая), толи тема смутила…Мы, москвичи, конечно, привыкли к этому виду транспорта и относимся к нему потребительски. Мы не смотрим по сторонам, спеша с утра на работу, редко задираем голову вверх и не особо интересуемся историей создания и архитектурными деталями… Кажется, что все это мы видели уже 100500 раз! Что нового может открыть для нас такой поход?



Думаю, вокруг этого крутились мысли тех, кто посмотрел и решил не записываться на экскурсию… И очень напрасно! Для гостей города экскурсия по метро входит в обязательную программу, без сомнения являясь одним из самых ярких «МАСТ СИ» столицы… А посмотреть на привычные нам станции глазами тех, кто видит их первый раз, мне кажется весьма интересным занятием… Тем более, что московское метро - это настоящие «дворцы под землей» по своему убранству не уступающие иному музею….


На станции Кропоткинская нас встретила девушка-экскурсовод в приметном ярко-розовом пиджачке… Очень верная одежда, чтобы не затеряться в толпе… Экскурсии по метро - штука специфическая, много шума, много людей, много передвижения… сложно удержаться всем вместе, группой. Но нам это удалось, не без помощи этого пиджачка.

Рассказывать в метро тоже очень сложно… Поезда шумят так, что перекрывают речь даже через динами с микрофоном… Девушке то и дело приходилось сбивать ритм и делать паузы, из-за чего экскурсия теряла свою динамику… Однако слушать было интересно, и к специфическому темпу все довольно быстро привыкли…

Экскурсия называлась «Легенды Московского метрополитена», но как раз именно легенд (про какой-нибудь черный поезд или призрак метростроевца и т.п.) по счастью как раз-таки и не было… Зато девушка-экскурсовод много рассказывала про историю метро, его архитектуру, обращала внимание на детали и объясняла их особенности и уникальность.
Например, знаете ли вы, что на всех станциях метро пол обязательно темный, а своды потолка обязательно светлые? Это создает ощущение пространство и позволяет свести к минимуму ощущение клаустрофобии… Но это в общем, гораздо интереснее рассматривать станции в деталях.

Ст.м. Театральная.

У нее не самый пышный декор, но интерес представляют фарфоровые фигуры в кессонах потолочного свода. Снизу они кажутся маленькими, но на самом деле их высота около метра. Ни изображают мужчин и женщин в национальных костюмах союзных республик, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах.
Особенность заключается в том, что на момент создания этих фигурок просто не существовало технологии, позволяющей делать фарфоровые статуэтки ТАКОГО размера. Эту технологию пришлось изобретать специально под эту задачу…


2.

Ст.м. Новокузнецкая.

Главная достопримечательность этой станции - смальтовые мозаики. Они были выполнены В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде и посвящены героическому труду советских людей в тылу. После гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии. Одно осознание того как, в каких условиях и с какой страстью делались эти вещи вызывает не просто уважение, а практически преклонение перед людьми, совершившими этот подвиг, не много не мало…


3.


4.


5.

Ст. м. Маяковская.

Легкая и ажурная, она задумывалась как строгая «неоклассика», но в итоге приобрела оттенки стиля арт-деко. На мой вкус он больше подходит поэту, в честь которого станция получила свое название, хотя в других деталях Маяковский почти совсем не присутствует (его маленький бюст появился здесь гораздо позже и скорее для галочки.


6.


7.


8.

Здесь тоже есть мозаики… Но они расположены в глубоких сводах станции и видны лишь тем, кто действительно хочет их рассмотреть: для этого нужно встать непосредственно под панно и задрать голову кверху. И если вы это сделаете, перед вами предстанут 3 с половиной десятка панно, изображающих будни советского человека… Да, сейчас подобные «будни» вызывают даже не ностальгию, а легкую иронию, но это ничуть не умаляет достоинство самих мозаик.


9.

Есть здесь и свой прикол. Колонны и арки станции покрыты рифленой нержавеющей сталью. Утверждается, что эта сталь лучшей пробы. Если с одной стороны арки поставить на ребро монетку и «запустить» её вверх, то она пролетит по всей арке и упадет с другой стороны… Мы попробовали, это действительно так!


10.

Ст. м. Белорусская

На входе нас встречает скульптурная композиция «Белорусские партизаны». Она кажется сделанной из бронзы, но таит в себе один маленький секрет. На самом деле это вовсе не бронза. Это покрашенный и отлакированный гипс.


11.

В день Победы к ней тоже возлагают цветы...


12.

Сама же станция опять поражает своими мозаиками… Наверно, нужно сделать целую отдельную экскурсию, посвященную мозаикам московского метрополитена! Во всяком случае, я бы на такую точно сходила! На Белорусской они рассказывают о жизни союзной республики. Но среди панно есть и такие, которые хранят свои секреты.

Многие исторические мозаичный панно метрополитена были существенно переделаны со временем. И это неудивительно если вспомнить год строительства станций (30-е и 40-е годы).

Что как вы думаете изначально вышивали на этом панно прекрасные белорусские вышивальщицы?


13.

Конечно же портрет Сталина, который впоследствии, в процессе развенчания культа, был заменен на нейтральный орден Трудового Красного знамени .



Ст. м. Новослободская.

Наш экскурсовод ловко ныряет и выныривает из вагонов в метро ровно в том месте, где хочет показать нам ту или иную деталь на станции…


14.

Изображение Сталина убрали и с этого панно… Как вы думаете, кем заменили вождя? Правильно, голубями… Патетика той эпохи крайне не однозначна… но глядя на современный мир я уже не знаю, что было бы лучше…


15.

Впрочем эта станция знаменита отнюдь не мозаикой, а своими витражами!


16.

Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни.

Эти витражи хоть и не имеют прямого сходства с витражами классических готических соборов, но мысленно отсылают именно к ним, что крайне необычно для отечественной архитектуры.


17.

Едем дальше…

Ст. м. Комсомольская.

Вот уж на самом деле один из самых пышных подземных дворцов нашего города, расположенный к тому же под площадью трех вокзалов. Это своеобразные ворота Москвы и именно так она и задумывалась. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве. Даже не представляю, какое сильное впечатление эта станция производит на тех, кто прибыл поездом и впервые спускается в московский метрополитен.


18.

Это апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко.


19.

Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость, на протяжении всей истории города, от момента его основания и до дней строительства станции.


20.

Но и здесь не обошлось без переделок! Вместо этой прекрасной дамы когда-то были изображения Ленина и Сталина, под ноги которым кидали поверженные свастики.


21.

Рядом в стене есть странная и неестественная ниша… Когда-то ее украшала речь Сталина, которую и взяли за основу для оформления станции: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..»


22.

На самом деле, если задумать, изображения Сталина и всякие упоминания о нем, его речах или деятельности, вымарали почти отовсюду в метро. Если интересно, вот здесь  отличная заметка-исследование на этот счет…

Ст. м. Таганская.

Художественное оформление станции посвящено Советской армии. Пилоны украшены майоликовыми скульптурами, изображающими советских бойцов.


23.

Примечательная она и цветом: только здесь присутствует такой нежно голубой оттенок.


24.


25.

Ст. м. Площадь революции.

Это последняя станция в нашем маршруте. Пожалуй, из всех увиденных, она самая странная из-за странным образом расположенных скульптур. На постаментах в углах пилонов установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей мирных профессий. Впрочем некоторые из них все же встали на путь революции.

Изначально ниши в углах пилонов планировалось украсить барельефами на революционную тему. Результаты конкурса скульпторов не удовлетворили архитектора и руководство Метростроя, и потому было решено обратиться к опытному скульптору М. Г. Манизеру. Однако он предложил вместо барельефов установить объёмные скульптуры. Это решение было очень спорным и наделало много шума.


26.

Фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. В связи с этим говорили, что статуи представляют образ советского народа - «он весь или сидит, или стоит на коленях». Впрочем, говорят, Сталину такое оформление станции понравилось. «Как живые», говорил он о фигурах.


27.

Почти у всех скульптур есть свои реальные прототипы. Некоторые были даже выдающимися и легендарными личностями. Но более всего, конечно, эти фигуры известны тем, что их надо тереть на удачу… Где и кого тереть - очевидно по затертостям!


28.

На этой забавной ноте наша экскурсия и закончилась! Конечно, я не рассказала вам и десятой доли того, о чем рассказывали в процессе прогулки по метро. Хотя надеюсь, что моя экскурсия вам понравилась не меньше, чем мне реальная.

А если вам захочется все послушать и увидеть сами - ОГНИ СТОЛИЦЫ будут рады пригласить вас присоединиться к одной из следующих экскурсий.

Ну или хотя бы просто почаще задирайте вверх голову… Там ведь столько интересного!!!

Подписывайтесь на тег "МОСКВА" и новые мои рассказы о Москве вы увидите первыми!

Оставайтесь на связи:
LiveJournal
 |
Facebook
|
Vkontakte
 |
Google+
 | 
Instagram  |
Twitter

Москва

Previous post Next post
Up