Каков человек с точки зрения «некультурной антропологии»? Уродливое животное? Средоточие пороков и глистов? Сборище враждующих рас и племен? Вовсе нет. Вот примерный диалог, какие у меня не раз бывали, отражающий мои суждения о человеке. Как вы понимаете, они обобщенные и вполне взвешенные. И каждое из них должно предварять «на мой взгляд» и «не подлежит сомнению».
Человек уникален, или его своеобразие теряется среди прочих диковин живого мира?
- Человек - это уникальный представитель Animalia, Mammalia и Primates. Он стал геологической силой, изменил облик планеты и самого себя. Этого не сумел ни один вид на Земле.
Человек произошел от обезьяны?
- Нет, он произошел от древних людей. Они не были ни обезьянами, ни носителями главной особенности человека.
Какова же главная особенность человека? Разум, двуногость, речь или…
- Главная отличительная особенность Homo sapiens, это стремление деформировать естество. Изменять собственную и окружающую природу. Ворон ходит на двух ногах, умён и способен говорить. Но он никогда не подпиливает клюв и не подстригает газоны.
Что такое культура человека?
- Культура - это деформация естества. Это процесс и результат той самой деформации естества. Я уже
говорил, что уродовать себя - это видовая черта Homo sapiens. Но не обязательно уродовать, разрушать - деформировать в широком смысле. Это и бицепс культуриста и регулярный парк, пекинес и перманент, и миллионы других примеров. Человек деформирует экосистемы и ландшафты, виды диких животных и растений, «окультуривая» их. Человек деформирует предметы, сырье, поведение - своё и своих животных. Культура, это не результат материальной и духовной деятельности, как принято считать. Такое определение неточно, ибо позволяет назвать «культурой» муравейник, нору барсука, «кузницу» дятла или песню соловья (которую он выучивает за три года). Нет, это «не-культура», потому что Естество! А у человека жилище, песня, инструмент всегда деформированы, они всегда делаются «не так, как в природе» и наделяются символическим значением.
Что же, культура - это биологическая черта человека?
- Да. Где бы ни обитали люди, их всегда окружает хоть самая плохонькая, но культура - как в общепринятом смысле, так и в плане "деформации естества". Как у бобра есть хатка и плотина, так у человека - культура. Иначе это будет не Homo sapiens recens.
А культура поведения, это подавление инстинктов?
- Нет. В окультуренном поведении одни инстинкты подавляются, другие усиливаются, причем непредсказуемо. Например, цивилизованный человек вроде бы подавляет сексуальность, но одновременно возводит ее в культ, развивая сложнейшую порнографическую культуру и индустрию. Ее пафос непонятен «голым дикарям», которые, кстати, тоже имеют сексуальные табу. У многих зверей есть инстинкт сострадания, приматы способны сочувствовать и помогать. А цивилизованный человек может полностью глушить этот инстинкт (воюя, принося в жертву детей и т.д.), а в другой момент гипертрофировать сострадание так, что пожалеет и комара.
А поведение животных всегда естественно?
- Нет. Если животное перемещается, кушает, спит, совокупляется, вылизывает детенышей, оно естественно, «экологично».
Неестественность возникает, когда:
1. животному надо передать информацию (сигналы, это аномальные формы поведения, выделяющиеся на общем фоне);
2. возникает скученность, перенаселенность;
3. есть аномалия или поражение нервной системы (скажем, вирусом или гельминтами).
Все эти условия весьма действуют на Homo sapiens.
Человек, это часть животного мира?
- Нет. Он создает вокруг себя оболочку аномальности, анти-натуральности, он отрицает природу.
А как же всякие туристы, натуристы, зеленые, йоги, которые сливаются с природой?
- Этим они сильно деформируют свое естество. Их воспитывали, что надо носить одежду, ходить по улицам и бороться с природой (скажем, бить крыс или не пускать птицу в дом - плохая примета). А они силой воли стали отрицать эти впитанные в культуру суеверия. Так что «голая природа» цивилизованного человека принципиально отличается от таковой у «дикарей». Кстати, «голые дикари» тоже стараются деформировать свое естество - они охотно оделись и переселились в города.
Человеческие расы - это разные виды или подвиды? Или их не существует?
- Расы существуют, у них есть большие внешние и адаптивные различия. Нельзя также сказать, что нет репродуктивных барьеров, и что метисное потомство полноценно. Карелка или осетинка не слишком охотно пойдет замуж за китайца или негра. Сегодня это запрещают бытовые привычки, а когда-то - закон. Секс между членастым великаном-шведом и карликовой папуаской тоже не вполне удобен (хотя, говорят, и болонка иногда седлает борзую). Межрасовые метисы чаще имели низкий статус и меньше потомства. Вместе с тем, между расами наблюдаются переходные формы, а метисация идет всё активней. Поэтому де-факто человечество, это один вид. Расы, это и не подвиды. Подвид обычно существует в единых эко-климатических условиях. А каждая большая раса заселила самые разные биомы, от арктической тундры до сельвы, и приобрела большие адаптивные вариации. Генетики доказывают, что человечество едино, однако они же находят в нем столь глубокую разнородность, что могут проследить род каждого человека вплоть до Адама и Евы (за хорошее вознаграждение).
Человек - это воинственный и агрессивный вид, опаснейшее создание на земле?
- Современный человек, это милейшее и добрейшее существо. Ежедневно по пути на работу мы встречаем сотни людей. Если бы это были сотни зебр или львов - живым не быть. Даже зайцы бы в таком количестве - искусали. Человеческая воинственность и агрессивность ныне стремится к нулю. Шутка ли, убить другого человека считается тягчайшим грехом, за это запирают в клетку навсегда. Ни у каких животных нет подобных ограничений - спокойно убивают, идут дальше. У людей 2000-х считается преступлением не то что стукнуть человека, но прикрикнуть и даже шепотом сказать о нем плохо! Сразу зовут адвоката. Порицают также, если человек обидел животное, и даже оторвал ножки у мухи. Бывают, конечно, вредные люди, стреляют, хулиганят. Но в целом человечество немыслимо гуманизировалось - большинство действительно «мухи не обидит».
Человек - это венец эволюции или просто один из многих детей биосферы?
Да, это венец эволюции. Ни один вид не приспосабливается с такой настойчивостью и изворотливостью. Никто не имел такого широкого ареала и не использовал столь разное сырье. В XX веке человек это уже не дитя биосферы, а ее фактический владелец. Современная обитаемая суша, это в основном агроценозы или регулируемые заповедники, а море - пространство стока, транспорта, добычи и рекреации. Человек разработал две собственные эволюции - аграрную и ноосферную, которые неизмеримо превзошли природную по скорости и эффективности.
Человек уродлив?
Человек прекрасен, как и любое порождение биосферного хаоса.
Что управляет развитием человечества, какова его стратегия?
- Человечеством управляют два божества, Хаос и Протеус, обеспечивающие социальную стохастику и трансформацию гештальтов. Человечество кувыркается в будущее под огромным давлением обстоятельств, в том числе гипертрофия мозга и гиперпопуляция, исчерпание ресурсов и загрязнение сред, разрушение дикой природы и кризис мотиваций. Человек постоянно балансирует - словно умелый серфингист вдоль гигантской свинцовой волны. Ему кричат: сейчас накроет! Сделай что-нибудь! А тот мчится дальше.
* На фотоколлажах - различные высшие приматы.
А теперь адью. Я отправляюсь на берега Хэйлунцзян, на свою чжурчжэнскую родину.
uncultural.com