МЫ И МЫШИ. К СТОЛЕТИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ МЫШИ.

Apr 10, 2009 13:13

Прочь от лачуги моей убегайте, подпольные мыши!
Вас не прокормит пустой ларь Леонида. Старик
Рад, коли есть только соль у него да два хлебца ячменных,
Этим довольными быть нас приучили отцы.
Что же ты, лакомка, там, в уголке, понапрасну скребешься,
Крошки от ужина в нем не находя ни одной?
Брось бедняка и беги поскорее в другие жилища,
Где ты побольше себе корма добудешь, чем здесь.
Леонид Тарентский (III в. до н. э.)

“Жизни мышья беготня,
что тревожишь ты меня?”
А.С.Пушкин

Предыдущий пост про зеркала был посвящен крысам. Мыши и крысы вроде бы похожи с точки зрения биологии. Но не по отношению человека к ним. Отношения человека с мышами длинные (не менее пяти тысяч лет), сложные, запутанные, какие-то интимно-интравертные. С крысами наоборот - короткие по времени (всего несколько веков), яростные, наполненные экстравертной ненавистью и даже страхом.


ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ МЫШИ?
Вопрос для древнего земледельца непраздный, и многократно обдуманный. Остро чувствуя гармоническую целостность мира, наши предки отчетливо понимали: если зерно и орудия земледелия на землю принес бог\культурный герой, то за доставку плотно прилагающейся к данному делу напасти (прожорливых мышей) ответственна какая-то альтернативная сила. Вот характерная легенда: однажды древние люди стали свидетелями жуткой сцены - земля начала вздыматься, а горы пришли в движение. Вероятно, Титаны затеяли войну с богами. Из трещин в земле в большом количестве появились мыши, которые окружили людей.
Древние иудеи считали мышей одной из разновидностей нечистой силы. В Левите (третья книга Ветхого завета) говорится, что тот, кто дотронется до погибшей мыши, сам станет "нечистым".
Впрочем, материалист Аристотель полагал, что мыши зарождаются в домах и на кораблях из грязных тряпок, а Плиний считал, что мыши хотя и размножаются более-менее естественным путем, но зачатие у них происходит, когда они лижут соль. А вот Диоген и вслед за ним Эразм Роттердамский почему-то считали мышей похотливыми. Перенос - не иначе, у обоих с личной жизнью было не очень… Надо сказать, что взгляды Аристотеля по мышиному вопросу многие европейцы разделяли вплоть до 17 века.



МЫШИ В НАУКЕ И МЕДИЦИНЕ.

Мышей в медицине, по всей видимости, использовали столько времени, сколько люди с ними знакомы. Древнетибетский медицинский трактат «Джуд Ши» упоминает мышиную кровь, печень, и даже когти как ингредиенты для приготовления лекарств. В Древней Греции, Риме и средневековой Европе также верили в способность этих грызунов излечивать человеческие недуги. Гиппократ (300 г.н.э.) пишет, что не проверял, подобно его коллегам, свойства мышиной крови для сведения бородавок, так как обладает магическим камнем, помогающим от этого заболевания. Средневековые лекари пользовали своих пациентов, смешивая мышиную кровь с другими, не менее своеобразными ингредиентами: с молоком женщины - от катаракты, с мочой собаки - от бородавок. Где-то к концу 17 века в Европе медицинская экзотика изжила себя и началась наука.


В 2009 году отмечается столетие лабораторной мыши. Именно сто лет назад была получена первая инбредная линия мышей, пригодная для исследований. Ее вывел Кларенс Кук Литл (1888 - 1971) из Гарвардского университета. Он занимался изучением того, как наследуется окраска мышей. В ходе работы он решил получить генетически одинаковых мышей с помощью инбридинга и добился успеха. Это была первая чистая линия мышей, известная как линия DBA и существующая по сей день. Мыши этой линии имеют светло-коричневую окраску.
Правда, если говорить по совести, Литл не был первым. Известно: то, что европейцы делают всерьез, азиаты часто обращают в шутку (взять хоть порох, который китайцы долго использовали в качестве фейерверков, прежде чем европейцы додумались с его помощью убивать друг друга). Так вот еще в XIX веке любители мышей в Японии путем близкородственного скрещивания закрепили в потомстве мышей мутацию - нарушение работы гипофиза и вестибулярного аппарата. В результате эти мыши часто начинают быстро крутиться на одном месте. Эта порода получила название «танцующих мышей».



Бывшие священные белые мыши более ста лет честно служат науке. Еще в 1870-х Роберт Кох на мышах доказал, что открытая им бактерия вызывает сибирскую язву. В первые годы XX века Пауль Эрлих выполнил более тысячи опытов, пытаясь перенести опухоль с одной мыши на другую. Бактериологи, начиная с Коха, заражают мышей разнообразными болезнями, фармакологи испытывают на мышах новые препараты. Мыши служат незаменимым объектом для опытов в области онкологии, иммунологии, трансплантологии и других областях медицины. Психологи и психофизиологи изучают на мышах механизмы памяти и ориентации, заставляя животных проходить специальные лабиринты. Когда в распоряжении ученых появились технологии генной инженерии, без мышей опять не обошлось. Какие только гены ни внедряли в хромосомы мыши - в том числе и гены, связанные с ожирением, повышенной агрессивностью или алкоголизмом. С помощью мышей было сделано немало открытий. Вот лишь одно из недавних. В 2007 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине получили Марио Капеччи, Мартин Эванс и Оливер Смитис «за их открытие принципов внесения специфических генных модификаций мышей с использованием эмбриональных стволовых клеток». То есть, именно Мартин Эванс в 1981 году впервые выделил из зародыша мыши линии эмбриональных стволовых клеток. В результате исследований Капеччи, Эванса и Смитиса в лабораториях появились так называемые «нокаутные мыши». У них блокированы («нокаутированы») отдельные гены, что позволяет исследовать функции этих генов или смоделировать на мышах заболевания человека.


ЧЕМУ БЫ НИ ПОКЛОНЯТЬСЯ…

Два города в Египте поклонялись этому священному животному, - мудрой мыши: Панополис (Akhim) на юге и Летополис на севере. Даже сегодня там при раскопках находят много бронзовых мышей, некоторые с надписями молитв и просьб паломников.
Критяне поклонялись мышам, избавившим их от захватчиков. Высадившись на берегу, завоеватели хотели основать на острове колонию. Жители Крита дали им решительный отпор, причем они одержали победу благодаря мышиному богу Аполлону, который приказал зверькам подгрызть кожу на ремнях щитов их врагов. Интересно упоминание о том, что некоторые из этих мышей были белыми. Культ бога мышей распространился во многие города древней Эллады, в том числе Афины. Особенно популярным мышиный бог был во времена Александра Великого (300 лет до н.э.).
У Плиния есть сообщение о том, что белых мышей использовали авгуры (прорицатели). Он пишет: "Дольки и сегменты их печени и кишок увеличиваются или уменьшаются в соответствии с днями возраста луны".
Другие античные авторы (Теофраст, Элиан) отмечали способность мыши своим поведением предсказывать погоду, особенно грозовую. Оживлённое движение мышей перед грозой «танцы» и их «пение», могли трактоваться как своеобразный земной пролог, в котором излагалось (с соответствующим снижением) содержание небесной драмы.
Персидские маги считали мышь культовым животным. В мантической сфере существует немало гаданий, известных как Киприсов кодекс, где описано гадание по мышиному писку.
На Востоке мышь служит символом богатства и его накопления. В Китае она представала столь могущественным существом, что ее старались всячески задобрить. Существовало поверье о мышиной свадьбе, во время которой рано гасили огонь и ложились спать, чтобы не сердить мышей, а также насыпали им зерно. В китайской традиции мышь означает счастье, поскольку обозначается тем же словом "фу".


мышиные латы

МЫШИ В ИСКУССТВЕ.
Д.Кедрин
"Что ж! Пока дремлется кошкам и людям
И мышеловок не видно вокруг,
Мы с тобой все наши беды обсудим,
Мой молчаливый, мой маленький друг.

Я - не гляди, что большой и чубатый,
А у соседей, как ты, не в чести.
Так приходи же, мышонок горбатый,
В комнату к нам - и подольше гости!"

Поистине неисчерпаемая тема.
В народных сказках мышь встречается повсеместно и почти также противоречива, как сам человек. Она и сильная, и слабая, и хитрая, и простодушная, несет добро или зло, удачу (вытащили репку) или неудачу (разбилось золотое яйцо).
В мифах мышь - это один из многочисленных трикстеров или помощник героя.
У Гомера есть история "Битва лягушек и мышей", действие которой происходит в Ионии около 750 лет до н.э.
Множество поговорок (напр. «Кот из дому, мыши - в пляс» )
Обычный мотив в живописи (напр. известный русский лубок «Как мыши кота хоронили»)
В сказке Ю.Олеши «Три толстяка» есть чудесная мышь, которая на фоне свершающихся революционных бурь спокойно воровала мармелад у тетушки Ганимед.
В 1911 году поэт-символист Максимилиан Волошин посвящает мыши статью «Аполлон и мышь», в которой пытается распутать “сложный клубок символов” и даёт интересную трактовку образу мыши в искусстве.


В новейшее время особенно повезло мыши в мультипликации (наверное, это связано с визуальной юркостью мыши, которую проще показать, чем описать словами). Мышонок Микки-Маус, который в современной мифологии выполняет роль Кота в сапогах, давно стал персонажем и символом корпорации "Уолт Дисней". Мышонок Джерри, пара мышат из мультфильма про Леопольда, местечковый мышонок, вместе с семьей эмигрирующий в Америку после погрома (забыла название мультфильма)… всего не перечислишь!
В основном отражение построено на идеи слабости (часто в сочетании с храбростью и взаимовыручкой), которая побеждает силу.



БИОЛОГИЯ МЫШИ.

Первоначально домовая мышь обитала в Европе, Азии и Африке на полосе от 30 до 40° северной широты. Позднее мыши распространились к северу и югу от этой зоны, а также проникли в Америку, Австралию и заселили ряд островов. Мыши заселяют как открытые стации, так и постройки людей. Связь мышей с людьми настолько велика, что они проникают даже в зимовочные станции, расположенные за полярным кругом. В настоящее время домовая мышь - космополит, широко распространенный по всему земному шару.
В пределах РФ домовая мышь полностью заселяет Европейскую часть и часть Азиатской, отсутствуя на территории от устья Енисея - на северо-западе, Подкаменной Тунгуски на юге, до Чукотского полуострова и Камчатки на востоке (включительно). По мере освоения человеком северных и полярных областей, появления теплых зданий и развития транспорта эти области постепенно заселяются мышами.
Из органов чувств у мыши хорошо развиты обоняние, слух и осязание, зрение уступает им, аккомодация у глаза почти отсутствует. Обоняние играет важную роль при отыскивании пищи, нахождении пахучих троп, проложенных сородичами. Мыши способны воспринимать звуки, не слышимые человеком, с частотой до 40000 Гц. Вибриссы, несущие осязательную функцию, имеют существенное значение для ориентировки в затемненных убежищах, ходах, щелях. Если вибриссы удалить, то мыши ранят себя, задевая за неровности и выступы.


Влюбленные самцы мыши могут петь (правда, в основном в недоступном для нашего слуха диапазоне)! Ученые из Вашингтона утверждают, что по гармоническим характеристикам эти «песни» похожи на песни птиц.

МЫШИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ.

В последнее время в данном сообществе стало модно рассуждать о земледелии (видимо, в связи с наступлением весны, неудержимым приближением посевной и активизацией соответствующих архетипов). Не могу не поспекулировать на эту тему в свете затронутого вопроса.
Дело в том, что дикие мыши, крысы и древние люди (прежде, чем они стали земледельцами) занимали один и тот же биотоп. Все они охотно селились по берегам рек, где были заливные луга, кусты, какая-никакая древесная растительность, рыба, моллюски, камешки, из которых можно было изготовить какое-никакое орудие… Мышей наши предки, надо думать, при недостатке мамонтов охотно ловили и ели (и сейчас многие народы вполне употребляют в пищу жирных водяных крыс). Но, кроме охоты, древние люди, как всем известно, занимались и собирательством, то есть бродили вдоль речек, что-то промышляя и подкапываясь палками-ковырялками там и тут. А мыши и крысы любят делать запасы. И запасают они, естественно, зерновые.


И логично предположить, что не один и не два раза, а весьма регулярно люди эти их запасы находили и съедали (крупная мышь или крыса может насобирать в одном месте около полукилограмма зерна). Потом, может быть, даже научились это зерно распаривать. Пища была питательная, вкусная, очень пригодная для кормления детишек, больных и ослабленных членов племени. Мозги кроманьончиков просто обязаны были закрутиться в нужном направлении: как бы нам обеспечить такого ценного хавчика регулярно и - побольше, побольше? Откуда мыши берут этот продукт - догадаться легче легкого. «Посевной материал» - под рукой, те же мышиные запасы, причем УЖЕ с «искусственным отбором» (зоологам известно, да я и сама не раз наблюдала, что при наличии выбора грызуны тащат в свои запасы самые крупные экземпляры, например, колосьев). И понеслось…
Заливные луга и всяческие междуречья - идеальное место для земледелия. Ничего выжигать или корчевать не надо. Удобрение само регулярно приплывает и осаждается. Не случайно - именно там, где заливные площади были большими, возникли первые общества с излишками продукта и, значит, первые земледельческие государства…
То есть, получается, что хотя семью-то мы как-нибудь организовали сами, но ПРОИСХОЖДЕНИЕМ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОБЯЗАНО МЫШИ!
К уже поднимавшемуся в сообществе вопросу о том, почему люди используют такую сложную технологию обработки зерна - обмолот, изготовление муки и т.д. Собранные запасы зерновых надо было хранить почти год - это всем понятно. Те же самые мыши их ели почем зря. Скажите, кто знает, а мыши муку едят? Могут ей питаться, как основным продуктом?




ХОТИТЕ МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ? РАСТИТЕ МЫШЕЙ!
"Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки
Не спеша поел все крошки." (Саша Черный)

Фонд Мафусаила английского геронтолога Обри ди Грея - вполне респектабельное научное учреждение. Фонд поддерживает работы ученых, если они соответствуют предложенной ди Греем системе координат. Вот, например, кто-то научился продлевать жизнь лабораторных мышей - для таких работ есть особая «премия мыши Мафусаила» (Methuselah mouse prize). В августе 2005 года группе ученых за продление жизни мыши было выдано 1,5 миллиона долларов США, в ноябре того же года за очередную мышь-долгожительницу фонд дал 3 миллиона. А в декабре 2006 года - уже 4 миллиона долларов. Премия, заметьте, выше, в смысле дороже, Нобелевской. На данный момент мыши могут жить вместо положенных полутора долгих пять лет. Нормальный научный процесс.




БОРЬБА С МЫШАМИ.
"Мой милый книжник. Ты совсем
Опять изгрыз два тома... Ловок!
Не стыдно ль пользоваться тем,
Что не люблю я мышеловок?" (Ходасевич)

Отдельную мышь убить легко. Про мышеловки не будем - неприятная тема. Вот народно-экзотические способы. Натуральную пробку жарят на свином сале до слегка коричневого цвета, раскладывают кусочки пробки в местах скопления грызунов. Рядом ставят воду. Мыши грызут пробку, пьют воду. Пробка разбухает, грызун погибает. Такой способ работает до наступления морозов. Раскладывают шишки репейника. Репейник цепляется за шерсть грызуна, избавиться от него мышь не может и погибает.
В разное время и в разных местах для борьбы с мышами использовали разных зверей - ласок, куниц, хорьков, кошек, змей и т.д. Были временные победы, позволявшие держать популяции хвостатых хоть под каким-то контролем.
Но «ан масс» борьба с мышами, как и с крысами, бесполезна. Кстати эти виды - конкуренты. Если уж очень надоели мыши, можно завести крыс-пасюков - мыши исчезнут. Хотите?



МОЯ СЕМЬЯ И МЫШИ.
Мыши мне нравились всегда. Первые мыши жили у меня в банке на подоконнике, когда мне было лет пять. Мой дедушка, инвалид войны, раз в неделю купал их, беря за хвосты, аккуратно опуская в миску с водой и приговаривая: «Раз животный домашний, должен гигиену соблюдать!»
После одной истории, которая случилась у меня в доме, я мышей уважаю.
http://katgift12.livejournal.com/17388.html
Вот здесь я описала эту историю. Этот рассказ мне самой нравится больше всех других рассказов, которые я когда-либо писала о животных, но судить, конечно, читателям…



Подводя итог. Мышь - зеркальце небольшое, древнее и на первый взгляд не очень эффектное. В общем, скорее симпатичное, чем наоборот. Ребенку легко сказать «мышоночек мой» (сравните с «Крысеныш!» или даже «Щенок!»). Сокрушительное обилие мышек-игрушек, картинок, брелков и т.д. говорит о том, что мыши занимают в нашем подсознании довольно много места. «Серая мышка» - что-то таит, обещает. Ее легко увидеть, но не так уж легко по настоящему заметить и тем более понять. Мыши скрытны, привыкли маскироваться. Про них трудно найти информацию даже в Интернете. Понимаете, почему? Набираешь, например «мышь в искусстве средневековья» и получаешь: «выберите персонажа в средневековых латах и щелкните мышью…» Набираешь «виды мышей» и получаешь: «мышь оптическая, мышь лазерная…»
Поэтому заметив где-нибудь мышку, не спешите с визгом вскакивать на табуретку. Присмотритесь к ней повнимательнее и прислушайтесь к себе. Обещаю: будет интересно…



РАЗМЫШЛЕНИЯ О МЫШАХ

Мышь приходит с полей
мимо когтей косарей
в свете мышиных пальто
полуинкогнито,
в тишь застенных речей,
где не смыкает очей
сам фарфоровый кич
с бантиком и в усах.
Мышь - это свежие гены.
Мышь - не предмет гигиены.
Мышь пожирает книги,
овощи, пестицид,
всяческий дефицит.
Мыши, которых носы
с загнутым книзу краем,
порой уезжают в Израиль.
Мыши подобного свойства
есть предмет беспокойства,
поскольку родня их тоже бежит
с тонущего корабля...
Мышь бороздит рубежи,
мышь стоит у руля.
Мышь форсирует Днепр,
мышь обживает крыши.
Мышь есть пространство, вне
коего тоже мыши.
Мыши множится шаг,
мыши хлещут мышьяк,
мыши курят гашиш,
хоть Мышздрав эсэсэр
предупреждает мышь.
Мыши пишут эссе,
ставя проблему лишних
людей - неплохая мысль
в свете подпольных идей.
Каждый дождливый день
начинается с мыши.
Мышь никогда не врет,
мышь обретает крылья.
Мышь стремит свой полет
выше и выше, под
мышиным крылом поет
соленое море бессилья.
Мышь сгрызает гранит
сточных наук, громит
сумму своих врагов
задним числом отрицанья:
в черной комнате кот
черный не волен сцапать
мышь, ибо этот кот -
не более чем химера
для знающего наперед,
что ночью все кошки серы.
Подобные измышленья
не есть ли веления сердца,
из мыши и нашей лени
изваянные. А вдруг
мышь сама есть продукт
такого мышления или
побочный эффект харакири
чьих-то нечистых рук.
В силу подобных мытарств
мыши не любят мыться.
Мыши качают мышцы.
Мыши вступают в Польшу.
Мышь - уже нечто больше
взятой отдельно мыши.
Бог упаси нас, грешных,
от суждений поспешных
о непрошенной гостье.
Мышь - это мы и хвостик.
Мы составляем основу
данной мыши как слова.
Мышь односложна, но разве
не такова же и жизнь.
Мышь - это Стенька Разин
в отношенье меньшинств.
Нас большинство, но мы
не более мыши, не боле.
Мы почиваем в бозе,
мы удобряем поле,
мы уходим в подполье,
откуда приходит мышь.

Юлия СКОРОДУМОВА
Previous post Next post
Up