УЗБЕКИСТАН СЕГОДНЯ. ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ

Oct 22, 2008 13:43

«Мысль семейная занимала его»
Л.Толстой «Анна Каренина»

Этнология, этнография, антропология - ненаписанная страница моей биографии. Хотелось еще с детства. Но судьба распорядилась родиться за железным занавесом, в рамках весьма забавной идеологии, в которой университетская этнография практически исчерпывалась записью песен и быличек у старушек, а составителям сборника детских считалок от компетентных органов рекомендовали (мне рассказывала участница разговора - свидетельство второго рода по Геродоту):
- Вот тут у вас считалка: «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана - буду резать, буду бить, все равно тебе водить!». Так какая-то она не такая… пропаганда насилия, жестокости…
- Но ведь дети именно так считаются!
- Все равно. Можно оставить, но немножко переставить акценты…
- Как?!!
- Ну вот, например, так: «Вышел месяц из тумана, отнял нож у хулигана…» Сразу ведь другой коленкор получается, согласитесь, - наш, советский!
Занялась и посейчас занимаюсь другими вещами. Вполне эффективно, получая удовлетворение. Но - тянет, тянет, блин, к чему-то такому, псевдоэтнографическому! Не владея методикой, почти не понимая и не запоминая терминов из прилежно прочитанных в зрелом возрасте учебников (заржавевшие мозги просто отказываются принять и запомнить еще одну кристаллическую решетку!) … И все равно - «хочется чего-нибудь такого»! Специалисты, будьте снисходительны!




Несколько дней назад вернулась из Средней Азии, из Узбекистана. Моя (лишь чуть-чуть приукрашенная против действительных обстоятельств) легенда оказалась весьма симпатичной для всех слоев местного населения - со мной охотно и вполне доверительно общались.
Вот результаты.

Оговорюсь сразу: в Ташкенте и (менее выражено) в других крупных городах в основном живут люди, которые по образу жизни, ценностным ориентациям и даже виду ничем не отличаются от нас с вами. Имеют одного-двух детей, знают два-три языка, делают карьеру, сидят в Интернете, развлекаются в клубах и ресторанах, слушают приблизительно ту же музыку, смотрят те же фильмы и читают те же книги.
В городах поменьше и особенно в кишлаках все иначе.




Главная ценность и главная задача в жизни узбека - семья. Родить, вырастить и воспитать детей, выдать замуж, женить, обустроить в жизни. Все остальное по сравнению с этим даже не на втором, а на девятом-десятом месте. Традиционные европейские ценности: «интересная работа, свобода, равенство, та или иная идеология, путешествия, смысл жизни» - зачастую человек просто не понимает, о чем его спрашивают. Например, работа может быть: тяжелой и не очень, высокооплачиваемой и низкооплачиваемой, перспективной в плане увеличения заработка и не перспективной…
Жизненный цикл мужчины-узбека, по словам нескольких информантов, таков: он все время собирает деньги. Нужно выдать замуж дочерей, женить сыновей, построить им дома. Все время что-то нужно. Когда дети выросли, продолжает делать то же самое по привычке. Иногда не успел потратить, умер. Не делать этого нельзя - долг. Для него самого когда-то то же самое делал отец.




Женщина-узбечка рожает четыре-пять детей. По словам многих информантов: это мало, еще недавно было семь-девять. Как ни странно при таком количестве беременностей, у узбечек вроде бы нет варикоза. Ноги берегут? - ходят мало и медленно, всегда в мягких тапках без задников. Если в провинции среди ног в обуви увидишь лодочки или кожаные туфли - поднимешь глаза, там - русская. Женщины никогда не бегают (мужчины-узбеки даже зрелого возраста любят бегать в качестве демонстрации спешки). При этом до старости сохраняют подвижность суставов: видела несколько глубоких старух, которые сидели на скамье на одеяле по-турецки, чуть ли не в позе лотоса. Даже детишки бегают довольно неуклюже, прыгают редко и невысоко (что роднит их с арабами и решительно отличает от негритят). Все женщины красят волосы, закрашивают седину. Никто не красится в блондинок. Две встреченные мною в аэропорту удивительно вульгарного вида «блондинки» возвращались из родного Андижана в Москву, где уже восьмой год работают на овощебазе близ Черкизовского рынка.
Жительницы провинции носят изумительно красочные и часто очень красивые национальные наряды (халат и штанишки), которые не продаются ни в магазинах, ни на рынках. Мне объяснили, что шьется все это великолепие дома или по частным заказам из купленных на рынке тканей.




Замуж девушка может выйти и в 17 и в 23-25 лет. Исключение составляют цыгане (жители Бухары называют их джуги или джугиши). Они живут на окраине городов и поселков. У них есть свои дома, скот. Попрошайничают, как считают местные жители, по привычке, по обычаю. Основной заработок джугишей: ездят в Россию, там покупают всякую ерунду, секонд-хенд, в Бухаре продают. Обычным делом у бухарских цыган считается 12-летняя невеста. Мужу при этом - 14. Сразу начинают рожать и рожают каждый год. Информантка рожала в роддоме с джугишкой: в 27 лет у той - тринадцатый ребенок, все мальчики. Муж сказал: будешь рожать, пока девочку не родишь!




Этнических типов несколько. Различаются плоскостью физиономии и степенью присутствия монголоидных черт. Сами узбеки объясняют такое разнообразие смесями с туркменами и казахами. Вроде бы к иранской группе из среднеазиатов относятся только таджики, но тем не менее в толпе есть и явные персы. Встречаются дети и юноши изумительной красоты - с тонкими европеоидными чертами, со светлозелеными глазами с темным ободком по радужке, обрамленными густющими черными ресницами. Глаза кажутся нарисованными, весь облик, как у танцовщика из петербургского балета, загримированного к восточному спектаклю.
Кто они такие? Не знаю.
Есть рыжие узбеки с веснушками и карими глазами. Причем рыжий информант категорически настаивал на своей «чистокровной узбекскости» и отрицал наличие каких-либо примесей вплоть до прадедушек.




Начиная с тринадцати лет девушка не может пригласить домой юношу, даже попить чаю и познакомить с родителями. Прежде юноши в дом должны войти сваты.

Знакомиться и строить отношения надо где-то вне дома. Иногда вообще не знают друг друга, пока не сосватают родители. Возможны вечеринки, например, пригласить одноклассников. Там - девочки и мальчики вместе, но это тоже лет до 13-14.
Есть специальные школы для девочек, где их учат готовить, шить, вести дом. Информантка утверждала их светский характер, но при этом называла «михрабами». Эти школы посещаются лет с 13, помимо обычной общеобразовательной школы.

Свадьбы огромные, индивидуальных приглашений не рассылают, приходят все, кто знает эту семью. ДО тысячи человек. Длится три дня. Режут быка до 500 килограммов. Баранов не считают - по словам информанта, это так, как у вас на закуску, салатики…

В девушке-невесте ценится: из какой семьи и душевно-хозяйственные качества. Внешность почти не имеет значения. Юношам, конечно, хочется красавицу, но их не особенно спрашивают. Да они и сами реалисты.
Засылают сватов. Семья девушки либо соглашается, либо отказывает.
О ценности родственных связей. Информант рассказал такую историю из своей жизни. За его младшую дочь его же сестра сватала своего сына. Он отказал. Объяснения: во-первых, нельзя по религиозным и медицинским показаниям, ведь они двоюродные брат и сестра. Во-вторых, если у молодых не сложится, информант потеряет сестру (поссорятся), а его дети - брата. Такая катастрофическая убыль родственников недопустима.



сомса жарится в тандыре



жилой квартал в центре Хивы (Хорезма)

Истории любви «наперекор всему» случаются, но от них все (даже сами участники) ждут трагического финала. Так обычно и бывает. Если все сделано по обычаю, то ожидания всех: все будет без страстей, но правильно. О «грейт лавстори» рассказывают с печалью, но пониманием: надо же про что-то петь песни и рассказывать сказки. Обычная жизнь узбека для этого не слишком пригодна.
Впрочем, у каракалпаков до сих пор бытуют два вида свадеб: «со сватами» и «побег». У них же в полной мере сохранен калым - плата за невесту.




Женщина после свадьбы уходит жить в семью мужа. Рожает детей и помогает свекрови вести дом. Если случится развод, вернется в родительскую семью. Раньше дети по шариату оставались с отцом. Теперь - по-советски - с матерью. Если мать снова выходит замуж, она опять уходит в новую семью, дети практически всегда остаются в дедом и бабкой. Новый муж этими детьми никогда не интересуется. Разведенная женщина может рассчитывать только на брак с разведенным же мужчиной. Девственность невесты (при первом браке) не обсуждается. Она должна быть.

Образование для девушек поощряется, это повышает стоимость на рынке невест. Но не потому, чтобы с ней об умном разговаривать, а потому, что показатель «приличности» семьи. Очень стараются дать образование всем - и сыновьям, и дочерям. Политика государства направлена на то же самое - множество новых колледжей и институтов, гранты на обучение в Англии и т.д. Сейчас женщины все чаще тоже работают, причем это их выбор.




Почти все современные узбекские фильмы - это «романы воспитания», обычные в европейской литературе 18-19 веков. Жутко наивные, что-то вроде того, как один парень сбился с пути, а старшие товарищи помогли ему понять, где правда. Я просмотрела до конца три штуки. В одном молодой узбек начал играть в карты на деньги, во втором - употреблять наркотики, в третьем - вообще жуть: парень связался с плохой компанией, они изнасиловали его сестру. Потом убили и его самого. Их третья сестра всем отомстила: влюбила в себя главаря банды, он раскаялся, посадил всех в машину и упал вместе с машиной с обрыва: типа искупил вину. Кошмар полный! Русская информантка: вот это (третье) у узбеков самое хорошее кино, остальное - глупое и неинтересное.



Previous post Next post
Up