АНТРОПОГЕНЕЗ: ЧЕЛОВЕКА ИЗ ОБЕЗЬЯНЫ СДЕЛАЛА МЕДИТАТИВНАЯ ВОЗНЯ С КАМНЯМИ?

Sep 25, 2008 22:42

В подростковом возрасте я, как и все начинающие русские интеллигенты, интересовалась антропогенезом. В смысле «Кто мы? Откуда? Куда идем?» Прочла все доступные по тому времени и в моей среде книжки. Помню, что особенно задело меня тогда не трагически закончившееся соперничество-сожительство неандертальцев с кроманьонцами и не милашка-питекантроп, восстановленный лабораторией Герасимова (?) и его коллег и комически напоминавший окружавших меня насельников Лиговских коммуналок (особенно в понедельник по утрам). Поразили меня на исходе отрочества некие «олдувайские люди», которые сидели на берегу некоей палеореки и в течение полутора миллионов лет медитативно оббивали гальки. Делали ли они что-то с ними потом, и люди ли они были или еще обезьяны - я тогда так и не поняла. Но образ получался во времени и пространстве вполне завораживающий - вы согласитесь?






Ученые тоже удивлялись: «Но самая заковыристая проблема в том, что и в Олдувайском ущелье в 1976 году, и в Эфиопии сейчас найдены очень похожие орудия. Разница между этими двумя находками - девятьсот километров и восемьсот тысяч лет. За такой промежуток времени наши предки не смогли придумать ничего нового?»
Удивительно, но все, что я вполне дилетантски (два высших образования были получены - увы! - совсем не о том) читала о первобытных людях впоследствии, тоже каким-то образом центрировалось на «каменной теме». Судя по источникам, древние люди последовательно и неутомимо изготовляли огромное количество орудий, а палеонтологи и прочие энтузиасты естествознания также последовательно эти орудия собирали и раскладывали по витринам музеев, начиная со скромно-краеведческих и кончая всемирно-известными. Я - не исключение. У меня на книжной полке тоже лежит нечто каменное, со стоянки, важно освидетельствованное другом-палеонтологом, и декоративно оттеняет книги из серии «история первобытного общества», еще в студенчестве прикупленные в академкиоске Университета. (Как хотите, но это методичное и вроде бы бессмысленное «раскладывание» напоминает мне сомнамбулических «олдувайцев»!). Редкие костяные и прочие останки достаются суперпрофессионалам, пещерная роспись, огонь и другие первобытно-человеческие роскошества существенно отстают (судя по тем же «олдувайцам») по времени.

То есть, получается, что довольно долго и интенсивно центральной человеческой деятельностью оставалось именно вот это странное оббивание галек на берегу реки. Ученые вроде бы согласны: «Австралопитековые в качестве орудий применяли лишь естественные предметы, а "человек умелый" изготовлял их искусственно. Следовательно, между первыми и вторыми пролегал глубокий качественный рубеж: первые были еще животными, вторые - уже людьми.»( Лазуков Г.И., Гвоздовер М.Д., Рогинский Я.Я., 1981)

Но что это было? Рефлекс? Обряд? И зачем им нужно было СТОЛЬКО галек? Что они с ними делали? Или - не делали ничего? Кое-где удается прочесть, что этими гальками наши предки выделывали шкуры, разбивали кости и «еще много чего» (последнее выражение почему-то нигде не расшифровывается) делали. Но вот парадокс, проистекающий из формальной логики: если это действительно были ОРУДИЯ, то их должны были использовать до того, как они сломаются или иным образом придут в негодность. А уж потом изготовлять новые. Но найденные палеонтологами оббитые гальки - хоть сейчас готовы к употреблению.




Их делали «про запас»? Но если у вас есть, предположим, рабочие топор, отвертка, лестница и холодильник, станете ли вы «про запас» изготовлять еще штук по десять-пятнадцать этих предметов?
Но, может быть, все было иначе? И упомянутые гальки большую часть этих полутора миллионов лет вовсе не были ОРУДИЯМИ? А «про запас» формировался у приматов сам двигательный стереотип по оббиванию галек, чтобы «сыграть» потом, в изменившихся так или эдак условиях? С точки зрения биологии ничего странного в последнем как раз нет. В эволюции случалось не раз, когда нечто вроде бы бесполезное из веера мутаций (сюда же - и поведенческие модификации), в изменившихся условиях вдруг обеспечивало предпочтительное выживание обладающей этим признаком группы особей. И - понеслось!!!
Понятно, что в таком случае в первую очередь будет эволюционировать именно тот признак, который обеспечил первоначальный выигрыш. В нашем случае - это изготовление того, что может быть использовано как орудие! И то, что, по мнению ученых, как раз и отличает именно человека!




Итак… Человека из обезьяны сделала медитативная возня с камнями?!!
Из рассмотрения этой гипотезы как рабочей следует по крайней мере три вопроса:
1) Как именно могли измениться условия, позволившие сделать данный поведенческий признак эволюционно выигрышным?
2) Что собственно видели и могли «по каменному вопросу» древние обезьяно-люди? Каков был материал для развития их деятельности и воображения?
3) Не сохранилось ли что-нибудь в психике современного человека по поводу такой «условно базовой» темы? Каково было отношение человека к камням в филогенезе? Нет ли каких психических рудиментов, по которым мы смогли бы исследовать наше далекое «каменное» прошлое?
Касательно вопросов номер один и два. В ряду прочих есть мнение, что предки современного человека двигались по евразийскому континенту вслед за отступающим ледником. Последний, как хорошо известно любому современному северянину, весьма обильно тащил за собой разнообразные каменюки и каменюшечки. А кроме того, оставлял довольно бедный растительностью и прочими достопримечательностями пейзаж.
Предлагаю вашему вниманию две фотографии, сделанные в этом году на далеком севере.




На первой - пейзаж, подобный которому, быть может, могли видеть древние люди, осваивавшие освободившиеся от ледника земли.




Для сравнения - современный пейзаж олдувайского ущелья (именно там 1.8 миллиона лет назад методично оббивали гальку олдувайские обезьяно-человеки).




На этой картинке и на картинке ниже - поразительное разнообразие камней, которые просто-таки «напрашиваются» на то, чтобы из них изготовили какое-нибудь орудие. Никакой особой фантазии для этого первобытным людям явно не требовалось. Камни «щит и меч», с которыми мой друг изображает первобытного воина, мы подобрали прямо у себя под ногами, на берегу Северного Ледовитого океана.




Т.е. у двигавшихся за ледником приматов вполне могло быть обилие «каменных впечатлений» и сенсорная депривация по поводу всего остального. Чем не выигрышная ситуация для группы «любителей оббивания галек»? А тут как раз гальки (или просто подобранные острые или иные камни) для чего-то и пригодились! Хотя бы для убийства и разделывания бегающей вокруг жратвы (длинные и узкие) и выделывания шкур (плоские, с острыми краями). И вот все остальные - в проигрыше, а наши медитативные «олдувайцы», любители всяческого манипулирования с подворачивающимися под руку (под лапу) камнями - в полном эволюционном шоколаде! И кое-что в дальнейшем - вполне по Энгельсу. Совершенствование руки, например. Да и ходить по вышеприведенному пейзажу на задних лапах удобнее. Дальше видно, и любимые (уже приспособленные к лапе) каменюшечки можно с собой нести.

А по третьему (самому, разумеется, спорному и спекулятивному!) вопросу информации вдруг оказалось так много, что даже не знаешь, с чего и начать. Начну, пожалуй, с самого парадоксального. Олдос Хаксли - писатель, естествоиспытатель в прямом смысле слова, один из старших идеологов психоделической революции. «Любой рай любого народа, - пишет Хаксли в своей книге «Двери восприятия». - изобилует самоцветами или, по крайней мере, предметами, напоминающими самоцветные камни…». В другом месте он же удивляется бессмысленному на первый взгляд пристрастию людей к красивым, драгоценным и полудрагоценным камням: «Люди тратили неимоверное количество времени, сил и денег на нахождение, добычу и огранку этих разноцветных галек (выделено мной). Почему?» И дает объяснение, ссылаясь (весьма, надо признать, изящно) на Сократа и Платона: «драгоценные камни драгоценны потому, что имеют слабое сходство со светящимися чудесами, видимыми духовным глазом визионера в Ином (разумеется, высшем - katgift) Мире» То есть суть в том, что даже в железном, информационном и т.д. веке люди смотрят на красивые, желательно ими же самими ограненные камни и смутно вспоминают не то утраченный Рай, не то какой-то Иной Мир, доступный созерцанию избранных (кстати, по Хаксли все просто: принял дозу лизергиновой кислоты - и все увидишь! И вот еще вопрос для любопытных: почему это у нас ЛСДешные и прочие видения - все сплошь в драгоценных камнях?).




А вдруг все иначе? Вдруг люди вспоминают не высший мир, а - прямо наоборот? Вдруг именно те полтора миллиона лет оббивания галек оставили в душе современного человека такое парадоксальное на первый взгляд влечение к ограненным красивым камням? И тогда: привет вам, малахольные олдувайские обезьянки, от ваших далеких потомков из современного постиндустриального мира!

Ладно, поставили галочку. Смотрим дальше. Что там у нас есть еще каменное?

Лишь чуть-чуть вылезши из состояния родо-племенной общины (или даже не вылезая из нее), что люди принялись делать в свободное от добычи пропитания и междоусобных войн время? Вспомнили учебник пятого класса? Правильно! Они принялись всем скопом, по всему земному шару с мрачной (или веселой? - мы же не знаем!) настойчивостью ставить разнообразные мегалиты и прочие пирамиды.




Зачем им это было надо? Все гипотезы этнографов и прочих про обсерватории и т.д. смотрятся как-то не слишком убедительно и притянуто за уши. Возможно, все это странное нагромождение поставленных друг на друга камней действительно использовалось где-то и кем-то для астрономических и иных наблюдений, но все это явно было вторичным, а не первичным феноменом. Разумеется, ко всему этому потом приплюсовывалась и прорисовывалась какая-то религиозная проблематика. Но - зачем они вообще годами и чуть ли не веками эти камни вытесывали и по планете таскали?!! Оставим пирамиды, Стоунхендж и истуканов с острова Пасхи. Если бы только они! Например, три с половиной тысячи лет назад огромные монолиты - колонны из розового гранита, добывались в Верхнем Египте, сплавлялись на баржах вниз по Нилу, буксировались через Средиземное море (!!!) до Библа или Триполи, а оттуда волоклись с помощью быков, мулов и людей в гору (!!!) до Хомса, а от Хомса на юг в Баальбек или на восток через пустыню (!!! - только представьте!) в Пальмиру.




Вы лично верите, что они хотели всего лишь построить обсерваторию для рациональной организации сельскохозяйственного цикла или поклониться своему богу? У меня как-то в голове не помещается.
Для меня (биолога по образованию) все это гораздо больше похоже на какие-то психобиологические стереотипы, которые то и дело в мире животных встречаются и в общем-то никого не удивляют. Условия изменились, а стереотип сохранился, развился, видоизменился и т.д. Вон полярная крачка каждый год через весь земной шар птенцов выводить летает. Уж явно не из религиозных соображений она это делает! Да и у человека тоже. Наши дети любят качаться на всяких качелях и ветках, тренируются и соперничают в этом вовсе не потому, что это им потом пригодится в жизни. Биологу-эволюционисту это что-то говорит о прошлом вида, кто-то с ним спорит («наши предки не прыгали по деревьям! Они жили в саваннах!») А детям это ПРОСТО НРАВИТСЯ!




И вот, позвольте предположить: развившимся в первые культуры-племена-государства людям ПРОСТО НРАВИЛОСЬ обрабатывать, таскать и ставить друг на друга ОГРОМНЫЕ камни. Они с этого удовольствие получали. Так же, как с разглядывания ограненных драгоценных камней. (Медитировали они так, отдыхали от сельскохозяйственного цикла и прочих человеческих сложностей и «вспоминали утраченный олдувайский рай»). А потом уже, да и по ходу дела придумали, как все это использовать и рационализировать. Все-таки человек животное изобретательное. Аналог тому: современный человек непременно рационализирует и даст объяснения действиям, которые он выполнил по воле гипнотизера в постгипнотическом внушении.

Напоследок хотелось бы вспомнить и еще об одной скромной (по сравнению с мегалитами), но общераспространенной человеческой привычке. Куда бы ни забрался бестолково бродящий по планете современный человек, что он привезет с собой на память (а потом не будет знать, куда деть!), когда вернется в родные края? Догадались? Правильно - камешек! - а то и не один! Признайтесь, бывшие советские люди, у кого дома нет гальки с берегов Черного моря? А те представители «среднего класса», кто сегодня меланхолически шатается по миру маршрутами юмориста Задорнова… Неужели вы не привезли с собой камешка с горы Моисея? Кусочек Колизея? Египетской пирамиды? Окаменевшей средиземноморской ракушки? Вот то-то же…




Таким образом, уважаемые коллеги, позвольте предположить:
1) Приблизительно 2.5 миллиона лет назад какая-то группа высших приматов с довольно развитым мозгом (около 700 г, у современных шимпанзе - 500-600 г) поселилась в долине реки (рек) и, в условиях дефицита иных сенсорных впечатлений, полюбила совершенно бессмысленно играть с разноцветными гальками, сидя на берегу и оббивая их друг об друга. Прямой аналог у человека: пастухи всех времен и народов, дети, а также любители из всех других возрастов и слоев общества обожают бессмысленно строгать ножом палочки, стачивая их до основания, а потом выбрасывая. Откуда произошел «галечный» двигательный стереотип изначально, мы можем только догадываться. Современные обезьяны довольно сложно манипулируют с предметами: фруктами, орехами, палками и т.д. Какая-то из этих сложных манипуляций и породила описываемую привычку. Например: орехи в саванне не растут, но привычка разбивать их осталась… Все знают, как безнадежно скребет паркет домашняя собака, устраивая себе лежку!
2) В дальнейшем вокруг какой-то из групп «любителей оббивания галек» условия изменились таким образом (например, изменение климата, миграция в более холодные края, смена режима и объектов питания и т.д.), что имеющийся двигательный стереотип дал этой группе выигрыш в выживании и размножении.
3) выигрышный признак усилился отбором и превратился в ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОРУДИЙ, которое, по мнению ученых, и отличает обезьяну от человека. Понятно, что присутствовал здесь уже и элемент научения и имитации - от родителей и прочих членов сообщества к детям. Аналогичную вещь у более примитивного вида могли наблюдать (и с изумлением наблюдали) ленинградско-петербургские жители в последней четверти 20 века: приблизительно за 25 лет вся популяция ленинградских ворон НАУЧИЛАСЬ специально приносить затвердевшие хлебные корки в лужи и размачивать их там до возможности употребления.
А далее все - по Энгельсу и иже с ним… :)
И наконец,
4) В подсознании современного человека и поныне бережно хранится закодированная вышеописанная история антропогенеза, выражающая себя в системе наших ценностей (самый дорогой клад - это сундук с абсолютно бесполезными в повседневной жизни самоцветами) и легко прослеживающаяся в историческом процессе (менгиры, кромлехи, пирамиды, колонны, обелиски и т.д.).

Previous post Next post
Up