Мы интересуемся всякими «рекордами Гиннеса», ужасаемся тому, как обезображивают или украшают себя аборигены. Особенно острые эмоции вызывают ритуальные увечья и самокалечение. Я не буду рассказывать о конкретных примерах, мол, мурси вставляют в губу тарелку, а эскимосы - моржовые клыки. Нет смысла, потому что явление искусственной деформации гораздо шире, чем можно себе представить! Оно присуще Homo sapiens как видовая черта, имеет колоссальный масштаб, и охватывает самые разные сферы экзистенции. Попробую систематизировать представления об этом.
[Под катом огромная, довольно серьезная статья. Содержит натуралистические моменты, неоднозначные и скоропалительные суждения. Более десятка жутких иллюстраций. В расширенном и раскрашенном виде сдам ее в «Знание - сила». Залью также и в свое издание. Кто имеет отношение к редакциям - можно переработать и для других изданий с учетом стиля.]
Списки и концепцию составил я, сидя в электричках. Вероятно, есть более профессиональные соображения, но не искал: нет ни времени, ни мотиваций. Итак:
Почти все группы Homo sapiens прибегают к искусственной деформации тела. Многообразие велико:
1. Осознанное ритуальное травмирование. Совершается в рамках какого-либо обряда, имеет мифопоэтическое обоснование. Подробнее см. ниже.
2. Самокалечение. Совершается по отношению к собственному телу в состоянии аффекта, опьянения или при психопатологиях. Нередко в рамках обряда. Известные примеры: флагелляция, самоистязание, умерщвление плоти во время религиозных ритуалов в Юго-Восточной Азии и Европе, при похоронах - царапание лица, вырывание волос, самоампутация фаланг пальцев. Суицидальное самокалечение (Япония, Китай, Европа) также носит форму ритуала.
- Папуаска племени дани. Со смертью родственника они рубят фаланги пальцев и жестоко царапают лицо. Она и сама стала похожа на мумию. Похоже, выдрала себе глаз...
3. Пытки. Имеют не столько практический смысл (выведать информацию), сколько ритуальное значение: унизить, обезличить, вырвать признание вины, подчинить. В конечном итоге, это жертвоприношение, когда люди приносят волю, достоинство, целостность на алтарь Системы.
4. Сексуальная деформация. Удовлетворение садо-мазохистических тенденций либидо посредством различных манипуляций: подвешивание, связывание, флагелляция, избивание, пытки, изнурительные упражнения, создание вакуумных отеков, хирургическое изменение гениталий, пирсинг, скрученные позы, использование льда и прижиганий, медицинские процедуры и др.
- На самом деле всё хорошо в меру. Даже сиськи.
5. Неосознанная деформация в силу традиций. Когда образ жизни, технологии быта и производства изменяют тело. Так, у детей растительная низкокачественная диета вызывала гипертрофию кишечника (раздутый живот), постоянное пребывание в помещениях - рахит и гиподинамические изменения тела. Постоянное сидение на корточках, в седле, «по-турецки» деформирует ноги. Привязывание младенцев к доске-люльке деформирует затылок или уши.
6. Функциональная деформация. Для достижения каких-либо способностей, например, большей подвижности суставов, крепости пальцев и др. Так попрошайкам делали язвы и ампутации, акробатам, лазутчикам, форточникам разрабатывали суставы, у трубачей и стеклодувов разрастались щечные мышцы и легкие.
- Тоже чем-то на мумию похожа. Встретишь этакую принцессу на лесной полянке...
Рассмотрим подробнее только первый блок, РИТУАЛЬНОЕ ТРАВМИРОВАНИЕ.
1.1 ДЕФОРМАЦИЯ РАЗВИТИЯ.
• Вытягивание шеи.
• Деформация свода черепа с приданием башнеобразной, ладьевидной формы, уплощенного затылка.
- Череп майя
• Деформация прикуса и положения зубов.
• Насильственное искривление и выпрямление ног, деформация суставов с образованием костных фасеток при постоянном сидении на корточках или «по-турецки».
• Деформация стопы путем поджатия пальцев и бинтования, сдавление кончиков пальцев, удаление ногтей.
• Вытягивание мочек ушей, грудей, половых губ, клитора, пениса.
• Вытягивание кожных складок.
• Гипертрофия мускулатуры путем упражнений.
• Гипертрофия костной ткани путем набивания надкостницы.
• Гипертрофия жировой ткани путем особой диеты.
• Деформация конституции в целом. Искусственное доведение до крайней тучности, либо дистрофии. Спортивная и цирковая деформация организма. Тотальное подавление роста и полового созревания. Недоразвитие опорно-двигательной системы при гиподинамии.
1.2 ХИРУРГИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ
• Ампутация: элементов гениталий, уха, пальцев, конечностей.
• Рассечение - до раздвоения или лоскутной формы: языка, пениса, тканей уха, ноздрей, губ.
• Травмирующее воздействие до образования разрывов, гематом: бичевание, разрывы аногенитальной области, перекручивание гениталий, губ и др.
• Трепанация свода и пазух лицевого черепа.
• Подпиливание, стачивание и удаление зубов.
• Прокалывание или пирсинг: от точечных проколов до существенных разрывов щек, губ и др.
• Внедрение в ткани инородных предметов: костяных шариков, пластин, силиконовых протезов и прочих имплантантов. В основном в области гениталий и груди.
• Пластическая хирургия: не только иссечение, но и подшивание тканей, липосакция и добавление жира, изменение костных и хрящевых тканей, трансплантация и др. В основном используется в современном западном обществе, но есть примеры и в традиционных обществах.
• Транссексуальные операции. Зашивание вульвы, ампутация наружных гениталий, грудей, гормональная терапия. Применяются как в современном, так и в традиционных обществах, где встречается практика оскопления, употребления эндокринных желез животных и людей для повышения уровня тестостерона у женщин или эстрогена у мужчин и др.
- Парад вегетарианцев в Индонезии. Не расстаются с ножами для овощей…
1.3 ДЕФОРМАЦИЯ КОЖИ И ЕЁ ПРОИЗВОДНЫХ
• Разглаживание морщин. Либо, напротив, формирование складок (например, принужденное сближение грудей, придавливание кожи для создания морщинистого рисунка).
• Умащивание средствами, меняющими качества кожи (гладкость, блеск, теплопроводность и др.)
• Внедрение под кожу различных составов: воска, порошка, краски и др. Татуировки.
• Шрамирование или скарификация: нанесение узоров из шрамов путем надрезания, растирания, прижигания огнем, ядовитыми составами.
• Обработка ногтей. Прокалывание, подпиливание, отращивание, армирование накладками.
• Эпиляция: выщипывание, выбривание. Локальное скальпирование. Выпрямление, обесцвечивание волос, деструкция поверхности волоса (путем начеса). Механическая или химическая стимуляция роста волос.
- Татуировка и пирсинг некоих частей тела: трудно даже углядеть, каких.
На мой взгляд, стремление деформировать тело не сводится к обрядам инициации или иным простым мифопоэтическим объяснениям.
Это универсальный архетип «искажения естества», присущий Homo sapiens и проявляющийся во множестве видов деятельности.
Архетипом ДЕФОРМАЦИИ затрагиваются:
• Внешность. Помимо указанных физических изменений, деформируются искусственные аксессуары. Таковы одежда, обувь, перчатки, маски, головной убор, а также дополнительные элементы: фаллокрипт, пояс, трость, зонт, сумочка и др. Украшения. Бодиарт и косметика.
• Смерть. Посмертная деформация путем сложных похоронных обрядов, мумификации, инкрустации и скульптурной реконструкции черепа и др. Искажение мифического образа умершего в скорбных ритуалах и воспоминаниях.
• Общение. Изменяется коммуникативное поведение, самовыражение - постановкой особых поз, мимики, движений, манеры говорить, выработкой необычных форм вокализации, пения (горловое пение, бельканто, индийский, китайский и др. стили).
• Трудовая деятельность. Самые странные, самые далекие от «экологических норм» формы деятельности захватывают массы. Например, постройка пирамид или каменных изваяний. Развивается колоссальный спектр профессиональной деятельности, не связанный с экологическими потребностями.
• Пространство. Жилище и ландшафт преобразуются, чтобы уйти от дикой природы насколько возможно.
• Время. Ритмы обыденной жизни, познания, профессиональной деятельности подчиняются искусственным нормам, далеким от экологической нормы.
• Психика. Воспитательное искажение, стрессирование. Измененные состояния сознания. Одурманивание, повсеместное использование психоактивных продуктов.
• Социальные связи. Появляются коллективы и отношения, не существующие в природе. Развиваются парадоксы этики, аксиологиии (представлений о хорошем и плохом), инверсии сексуальности и стыда.
• Сателлиты. У одомашненных животных и растений целенаправленно видоизменяется экстерьер, до самых странных и «аномальных» вариантов.
Этот список можно продолжать. Разумеется, есть и обратные тенденции - в ХХ веке развивается всякий там туризм-натуризм, возврат к природе, мода на экологически чистую пищу и эргономичную одежду. Но они тонут в океане аномалий. Люди продолжают носить неудобные туфли, экономить на движении, закрывать губы цветным пахучим воском, удалять волосы с головы и тела, проводить основное время в анонимных толпах и неродственных коллаборациях, восхищаться голой карликовой собачкой, поглощать напитки из прокисшей каши и протапливать глотку алкалоидным дымом с подмышечным духом!
Фактически, для «стороннего наблюдателя» архетип деформации - это важнейшая видовая черта сапиенса, выделяющая его среди прочих приматов. Не членораздельная речь (поди догадайся, кто говорит «членораздельнее», бушмены или шумные мартышки), не пользование инструментами (это умеют многие антропоиды), не двуногое передвижение (так делают не только люди, но сифаки, бонобо, носачи, не говоря уже о кенгуру или страусах), а стремление во что бы то ни стало «изуродовать», изменить окружающий микрокосм и себя самого!
Архетип деформации идет вразрез с основным законом эволюции - «изменения должны иметь приспособительное значение». У человека искажения не способствуют, а скорее препятствуют приспособлению. Выбитые зубы, неудобнейшая шляпа, крепкая водка, громоздкий фаллокрипт, дерганый ритм жизни и т.п. снижают приспособленность индивида. Это последовательная дизадаптация (не путать с социо-психологической дезадаптацией), цель которой - вымирание.
Тем не менее, в силу парадоксальности феномена человека, «отходы» практики деформации порождают культуру, которая колоссально повышает адаптивность человеческого вида в целом.
Например, варварские традиции инициации - избивать детей, выламывать у них передние зубы, отрезать крайнюю плоть, замуровывать их в ствол дерева на три дня - ведут к рождению педагогики, образовательной системы, а далее к прогрессу науки и техники. Вместо того чтобы собирать плоды баобабов, некоторые дураки играются в куличики, сажают семечки в грязь, но в итоге получается - могущественная пищевая база, сельское хозяйство. Древние люди, чем искать термитов или ловить обезьян, играют с камушками, зато получают - каменную индустрию, а затем и металлургию. Идиотские эксперименты алхимиков с нечистотами и мусором, фактически детская «игра в супчик» - приводит к величайшим открытиям химии, среди которых на первом месте стоит открытие минеральных удобрений, а на втором - антибиотиков. Создается сверхоружие - для уничтожения миллионов, после чего род людской прирастает на четыре миллиарда (поскольку сдерживаются масштабные военные конфликты)!
Как появился архетип деформации? В какой момент стремление сохранить свое естество, присущее животным, перешло к стремлению исказить его? И почему? Полагаю, основная причина - сакраментальная перенаселенность (которой я уже прожужжал, вероятно, все уши).
Животные тоже иногда перестают следовать естеству. Они выдирают у себя шерсть, отгрызают пальцы, мастурбируют до смерти, убивают детенышей, съедают сородичей, сутками прыгают на одном месте, занимаются однополым сексом. Короче, становятся совершенно ненормальными.
Происходит это в трех случаях:
• В условиях неволи - под действием тесноты, скученности, жестокого обращения и других стрессоров.
• В природе - при вспышках численности.
• При органических поражениях ЦНС (в основном, инфекциями).
В этих условиях «боги экологии» заставляют животных «сойти с ума» и прибегнуть к дизадаптации, посредством массовой гибели возвращая вид в нормальное русло.
Человек волей обстоятельств поставил себя в условия крайней перенаселенности, неволи, и приобрел очень большой и сложный мозг, который менее надежен. Поэтому «боги экологии» с давних пор заставляют его быть - вначале чуточку ненормальным, затем довольно странным, и наконец, чудовищным фриком, надеясь, что его численность обрушится до нормальной величины порядка 10 миллионов особей!
Однако человеку постоянно удается перехитрить этих богов и вывернуться из кризиса.
Это и является истинной уникальностью Homo sapiens: Человек разумный ухитрился сделать ненормальность нормой, и превратить свою дизадаптацию в мощное оружие выживания. Этакий вид-фрик, который возвел все свои уродства в принцип, и сделал с их помощью фантастический капитал.
Однако, сколько бы этот инфантильный фрик ни деформировал себя, ни обелял кожу, ни перешивал нос, ни сидел в барокамере, ни бегал по утрам около моря, всем почему-то кажется, что век его будет недолгим...
- Между прочим, вот этого фрика мне немного жаль. Для нас ведь старался, мизерабль… то есть миннерзингер.