Было это давно, году в 1989-м. На первом курсе. Я изобрел себе Теорию Множащихся Вселенных, настоянную на буддизме, всяких йогах и философиях. (Ни «Матрицы», ни Пелевина, ни прочих источников не ведал)
С помощью этой теории я потом успешно оборонялся от разных оккультно настроенных личностей, коими изобиловало начало 1990-х. Ничего серьезного, доказуемого, имеющего отношение к физике или религии, в ней, разумеется, нету. Хотя есть некая первобытная логика и даже романтика. Это шутка - и не шутка. Нивесть что. Итак…
Откуда берется Вселенная?
Ее создает Абсолют, силою своей воли и желания (а точнее Причинности).
Это как бы игра его воображения, в котором он может сделать так, чтобы невероятное стало реальным.
Абсолют не антропоморфен, это нечто запредельное. Его никто не создавал, потому что вне его мира не может быть такого понятия. Но ему тоже интересно жить. Поэтому он создает сразу множество вселенных, разных миров.
Материя, из которой сотканы вселенные, это вовсе и не материя, а лишь сгустки вероятностей событий. Если вероятность очень густая, то материя имеет массу, а если вероятность разреженная, то она остается в виде квантов энергии, полей и искривлений. Времени нет, есть событийность. Пространства нет, есть поле событий. Если за один квант событийности точка бытия смещается на один квант поля событий, то частица движется со скоростью света. Если скачок происходит через раз, то половина скорости света.
Зачем Абсолюту эти вселенные? Чтобы размножаться.
Абсолют управляет своими вселенными, но не «руками», а изменяя вероятности событий.
Вначале он сделал так, чтобы произошел Большой Взрыв. Или много Больших Взрывов. Невероятно, чтобы целая Вселенная сидела в одной точке, но Абсолюту так захотелось. Затем вероятным стало сгущение материи в звезды и планеты. Если бы масса электрона или протона отличалась на пару процентов, этого бы не произошло.
Затем Абсолют сгустил вероятности, чтобы некоторые планеты стали пригодны для развития жизни. И засеял на этих делянках жизнь - посредством космических носителей. Успех ожидал только некоторые планеты.
Управлять процессом на этих «делянках» невозможно. Как микробиолог не может контролировать каждую бактерию, он только делает среды и посевы, а затем выкидывает чашки Петри с неудачными культурами, так и Абсолют. Он лишь создает благоприятные условия для эволюции, а затем следит за ее автоматическим движением. Время от времени он видит, что эволюция застопорилась на примитивных формах жизни. Тогда он сгущает вероятности катастрофы, после чего происходит массовое вымирание и смена форм жизни.
Первоначально Абсолют вмешивается в развитие делянок редко, без интереса. Но по мере того, как развивается что-то обнадеживающее, он устраивает встряски всё чаще и чаще, чтобы подхлестнуть эволюцию.
Через некоторое время живые существа приобретают способность манипулировать информацией. Наконец-то! Абсолют насылает всё новые катастрофы, ледниковые периоды, аккуратно покачивая реторту планеты. Умные животные становятся всё умнее. Пусть даже ценой снижения приспособленности!! Ведь птицы и звери на самом деле приспособлены хуже своих предшественников. "Совершеннейшие" птицы вымирают без серьезных причин, а "примитивные" черепахи и акулы спокойно пережили все глобальные катастрофы. "Вымирающие" динозавры десяток миллионов лет цеплялись за жизнь и не хотели исчезать, несмотря на колоссальные катастрофы. Зато "прогрессивным" млекопитающим хватило скромного похолодания - и 80% как не бывало.
Однако Абсолют выводит высших животных не ради адаптации, а ради растущего интеллекта. Ему нужны существа, способные на духовную жизнь!
Через некоторое время такие существа появляются: ура! Это высшие приматы. Тогда Абсолют ускоряет эволюцию, снова делая так, чтобы произошли очень маловероятные события. Из отлично приспособленных, умных и самодостаточных приматов без всякой на то причины стремительно развиваются люди. Что в них хорошего? Они способны строить цельную картину мира, завершая ее идеей Бога! Эволюция человека длится всего пару миллионов лет: мгновение в сравнении с тремя миллиардами лет предшествующей эволюции. Скорее, скорее, надоело уже!!! Абсолют явно торопится. Эволюцию духовных людей он делает уже просто молниеносной: десятки тысяч лет.
У гоминид адаптивность самая низкая среди приматов. С позиции естественного отбора они - первейшие кандидаты на вымирание. Есть целый букет недостатков: деформация тела, гипертрофия мозга, отставание развития, склонность к самоистреблению. Однако гоминиды не только выживают, но становятся могущественнейшей группой в биосфере!
Как ни странно, именно ущербность гоминид, зыбкость их существования, приводит их к духовности. Гоминиды обладают несуразной для таких крупных млекопитающих уязвимостью. Для сравнения, 80-килограммовые волк, крыса, обезьяна или ящерица - это чудовища, с которыми мало кто совладает, и они переполнены уверенностью. А безоружный человеческий индивид такого же веса в дикой природе остается "тварью дрожащей". Так у гоминид возник великий комплекс неполноценности, который они постепенно преодолевали через идею Бога, Потусторонней помощи, собственной исключительности, прогресса.
Где-то 20 тысяч лет назад по всей Земле у людей начинается ритуально-мистическая практика. Первобытные религии подчинены Нижнему миру и вращаются вокруг образа Смерти. А две тысячи лет назад возникают духовные учения, обращенные к Верхнему миру. Люди отвергают хтонические культы и принимают идею Всевышнего божества, начинают культивировать некие "благие" формы поведения и мысли.
Что объединяет последователей духовных учений? Способность уподобиться Абсолюту: во-первых, отрешаясь от телесного начала, со всеми его страстями и суетой, а во-вторых, управляя случайными событиями. Человек все лучше овладевает Причинностью, делает так, чтобы невероятное стало реальным!
В основе ритуально-мистической практики лежит образ Абсолюта - сверкающего во мраке. Его может увидеть внутренним зрением каждый человек. Однако первобытные люди, увидев его, думали, что он находится в Нижнем мире, под землей. Они создали образ огненной Преисподней. Правильно воспринять Абсолют им мешал образ Солнца в реальности. А люди поздних культов поняли, что Земля - всего лишь песчинка во Вселенной, поэтому Верхний мир (Небеса) главнее Нижнего. Так произошла религиозная реформа. Бог Нижнего мира был побежден Богом Верха и превращен в антагониста - Дьявола. Проблема Дьявола не в том, что он какой-то уж особенно плохой, а в том, что он мешает правильно воспринимать Абсолют. Еще более продвинутые люди поняли, что Абсолют и его Небеса находятся не в физическом небе или среди звезд, а вне времени и пространства.
За последние пару десятков лет эволюция достигла уже немыслимого ускорения. Человек уподобился Абсолюту тем, что создал собственную информационную Вселенную: Сеть умных машин. Он уже не столько управляет ею, сколько поддерживает благоприятные условия. Эволюция информационных объектов происходит там самостоятельно.
Люди злятся на Дарвина, который раскрыл лишь одну сторону истины: автоматику эволюции, а другую сторону (божественный промысел) отверг. А точнее - утаил, ведь по образованию он был богословом, следовательно, знал, что к чему.
Люди недовольны работой над собой, они думают, что раньше было больше духовных лидеров и выдающихся личностей. На самом деле, в прошлом каких-нибудь продвинутых йогов было несколько тысяч, а сегодня - несколько миллионов, ведь йогу практикуют на всей планете. Духовных людей и духовности, гуманизма, света становится больше. Но люди думают критически, что всё наоборот - это стимул становиться лучше.
Зачем все это надо Абсолюту? Зачем все это надо Абсолюту? Через какое-то время эволюция уплотнится и перейдет на новый качественный уровень. Информационные потоки и суммарный дух людей, управляющие Причинностью, сгустятся настолько, что перестанут зависеть от материальных носителей. На месте биосферы, цивилизации, а затем и ноосферы Земли появится некий «эмбрион» нового абсолюта. Маленький и беспомощный, но уже обладающий своей Причинностью, создающий поле событий, независимое от вселенских вероятностей.
Таких вселенных с «эмбрионами Абсолюта» очень много. Это как будто бы лягушачья икра, которой полны весенние водоемы. Материальный мир, все эти туманности, галактики и квазары играют роль слизистых оболочек для икринок или перегородок в икряных мешках. Какие-то икринки погибнут, другие - разовьются в головастиков, прорвут оболочки и отправятся в свободное плавание. Они не поплывут, скажем, от Бетельгейзе к Ригелю, а просто уйдут из пространства Вселенной.
То, что происходит на Земле, повторяется в других звездных системах, хотя и нечасто. Но много и не нужно! Разве все желуди становятся громадными дубами? Нет, только один из десяти тысяч.
Итак, главная задача создания Вселенной, жизни и разумных существ, главная задача их стремления к духовному росту и информации - размножение Абсолюта!
Вот почему людей так влечет космический простор - эта ледяная и никому не нужная пустыня. Космос, будучи иллюзорным по сравнению с Абсолютом, является подобием "тела Брахмы". Об иллюзорности мира знали уже в глубокой древности, уподобляя реальность сновидению. Потому что настоящая реальность - это только Абсолют и его запредельное бытие. Но космос более всего похож на тело Абсолюта, и дает нам возможность полюбоваться, и хотя бы отдаленно вообразить, каким может быть Господь Кришна.
Вот почему в медитациях душа уносится сквозь звездные фигуры «тела Брахмы» к далеким сверкающим мирам, чтобы затем растворится в бесконечно огненной пустоте.
Вот почему после того, как тело умрет, хорошие души отправляются по туннелю смерти в сияющий Парадиз. Абсолют забирает себе эти сгустки уже неплохо оформленной абсолютности: не пропадать же добру. Возможно, они поступают в дальнейшую обработку, погружаясь в новые тела и совершенствуясь. А плохие души, испорченные грехом, которые сбили точку сборки, перестали любить себя, утратили гармонию - Абсолют не принимает, и они исчезают бесследно. А может быть, этим занимается не сам Абсолют, а созданный им механизм реинкарнации, который подобен механизму эволюции живых видов.
Вот почему людей так влечет духовная жизнь, идея магического и одухотворенного начала мира, идея Бога!
Кто такой Бог? По одной из версий это наместник Абсолюта. Он управляет локальной Причинностью, вокруг Земли.
По другой, более ценной версии, Бог создан для человека. Это учебный образец, «интерактивный тьютор», который помогает человеку самому стать Богом. Человек молится Богу, святым, а может, духам, демонам, и думает, что они выполняют его просьбу. На самом деле это сами люди искривляют Причинность. Бог существует только в «персональном фильме» человека, только в присутствии наблюдателя. Там, где полное безлюдье и дикая природа, там нет и Бога (в нашем понимании), хотя есть виртуальная плоть Абсолюта. Поэтому Бог такой, каким его делает человек: подозрительный, вздорный, добрый, строгий, прислушивается ко всяким бытовым мелочам и грешкам.
Абсолют же от всего этого абсолютно далек. Для него нет задач, только цель: поэтому он - вне измерений, сущностей и событий - наблюдает за ее выполнением.
Вот почему, едва мы отрешимся от земной суеты, от своего телесного начала, прикроем глаза и забудемся - во мраке мерцать начинает звезда, разгорается в огненный шар и притягивает, властно, мощно и сладко, и награждает силой, и пробуждает вселенскую память: вон, смотри, смотри!
И кто-то действительно - оттуда смотрит на нас.