Одним из первооткрывателей Южного полюса является офицер Королевских британских ВМС Роберт Скотт.
На его счету, в частности, экспедиции "Дискавери" (1901-1904 годы) и "Терра Нова" (1910-1912 годы).
Экспедицию на судне "Терра Нова" Скотт готовил независимо от норвежского полярного исследователя Руальда Амундсена и практически одновременно с ним отправился к цели - Южному полюсу. Таким образом, между двумя исследователями возникло негласное соперничество.
Стартовав на месяц позже Амундсена экспедиция Скотта столкнулась с рядом сложностей, вызванных в том числе и ошибками самого командира. Например, из строя сразу вышли мотосани, а собакам Скотт предпочел маньчжурских пони. Эти лошади оказались не готовыми к холоду и перегрузкам, поэтому их пришлось застрелить.
Но тем не менее 18 февраля 1912 года экспедиция Скотта все-таки достигла Южного полюса, но увидела там норвежский флаг, оставленный экспедицией Амундсена. Выяснилось, что конкуренты опередили англичан на месяц.
На этом злоключения экспедиции Скотта не закончились. На обратном пути первым погибает унтер-офицер Эдгар Эванс, который упал с ледяного холма, получил тяжелое сотрясение мозга и через несколько дней умер. Вторым погиб капитан Оутс, отморозивший себе ноги. Его смерть была достаточно загадочной. Он просил товарищей, чтобы они не задерживались ради него и шли дальше, но Скотт принял решение не бросать члена экспедиции. Тогда Оутс просто сказал, что пойдет прогуляться и пропал. Его тело не было найдено.
Таким образом, членов экспедиции осталось всего трое. Их последний лагерь был разбит в 11 милях (20 километрах) от лагеря «Одна тонна» с запасом продовольствия, но выйти из палатки и двигаться дальше им помешала сильнейшая вьюга; силы полярников уже были на исходе.
Последняя запись в дневнике Скотта была датирована 29 марта 1912 года. Он написал: "Мы знали, что идем на риск. Обстоятельства против нас и поэтому нет причин жаловаться. Смерть уже близка. Ради Бога, не оставьте наших близких".
Тела Скотта и двух других членов экспедиции были найдены только 12 ноября. Судя потому, что Скотт лежал в незастегнутом спальном мешке и забрал себе дневники Уилсона и Боуэрса, о умер последним. Обнаружившая их поисковая партия воздвигла над местом последней стоянки путешественников, ставшим их могилой, пирамиду из снега и крест, сделанный из лыж.
В феврале 1913 года корабль Скотта «Терра Нова» прибыл в Новую Зеландию, после чего миру стало известно о случившемся. В Британии Скотт стал национальным героем; большой резонанс получило также известие об обстоятельствах самопожертвования Оутса. Вдова капитана Скотта, скульптор Кэтлин Брюс, по распоряжению короля Георга V получила почести, которыми пользуется жена рыцаря. Их сын Питер Скотт (1909-1989) был разносторонне одарённым человеком - орнитологом и популяризатором науки, художником, спортсменом, был ректором Абердинского и канцлером Бирмингемского университетов.
В память о Скотте и его товарищах в Антарктиде, на одной из вершин мыса Хижины стоит крест. На нём написана строчка из стихов знаменитого английского поэта Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»(в оригинале: To strive, to seek, to find, and not to yield). В 1957 году в его честь была названа новозеландская антарктическая станция - Станция Скотт.
Скотт (наряду с Георгием Седовым и др.) послужил одним из прототипов капитана Татаринова в романе «Два капитана» Вениамина Каверина; в частности, Татаринов, как и Скотт, начинает прощальное письмо жене со слов «Моей вдове». Кроме того, девиз героев романа "Бороться и искать, найти и не сдаваться" -- повторение эпитафии на могиле Роберта Скотта.
Есть также и упоминание этой экспедиции в музыке - английская группа iLiKETRAiNS, исполняющая музыку в стиле инди и пост-рок, записала песню, которая называется Terra Nova, и одноименный клип, в котором воссозданы события этой экспедиции.