Оригинал взят у
ispoetov в
КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАКОНУ ОБ ОБРАЗОВАНИИ Ниже размещены выдержки из текста “Закона об образовании в Российской Федерации” с моими комментариями. Этот закон вступает в силу 1 сентября 2013 года.
Для тех, кто обучает своих детей вне школы, прежде всего важна статья 17 (про формы получения образования), статья 33 (кто такой экстерн), статья 34 (о сдаче экзаменов экстерном) и статья 58 (о последствиях неудачной сдачи и пересдачи экзамена).
Из текста этих статей следует, что авторы закона считают экстернат формой сдачи экзаменов (формой аттестации), а формами получения образования считают "семейное образование" и "самообразования. Это понимание расходится с пониманием авторов положения об экстернате, где экстернат назван формой получения образования. Бог им всем судья.
Особо обратите внимание на статью 58. Там сказано, что пересдач экзамена не может быть больше 2, что пересдавать придется комиссии и что при неудачной пересдаче придётся переходить на очную форму обучения. Это безумие, но это так. Будьте осторожны!
В статье 63 упомянута обязанность родителей экстернов извещать о своем решении обучать ребенка вне школы местные органы власти.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Впервые ясно сказано, что семейное образование - это образование ВНЕ школы. Это невесть какое достижение, но дрейф авторов к логике очевиден.
Отсутствие в этой статье понятия “экстернат” объясняется тем, что авторы закона считают его не формой получения образования, а способом промежуточной и итоговой аттестации. О том, кто такой экстерн авторы закона говорят в статье 33 и в статье 34, пункт 3..
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Про промежуточную аттестацию сказано в 58 статье этого закона. К сожалению, простор для школьного произвола оставлен большой (см. комметарий к статье 58).
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Это значит можно одни предметы изучать, посещая школу,
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Статья 33. Обучающиеся
9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Поскольку семейное образование - это образование ВНЕ школы, а экстерны - лица, ЗАЧИСЛЕННЫЕ в школу ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ, следовательно, ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА между школой и “семейниками” - это НЕ ОБУЧЕНИЕ, а ПРОВЕРКА. Получается, что договора со школой о семейном образовании быть не может. Должен быть договор об экстернате. Но это по логике. А по факту, думаю, договоры о семейном образовании будут существовать.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
Если “локального акта”, т.е. приказа директора, положения и т.п. бумаг нет, то и индивидуального плана нет.
Зато если директор школы ваш союзник, тут много возможностей.
7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
“... в установленном ею порядке...” - какая прелесть! Такой порядок, например: зачтем после подтверждения отметки тремя контрольными работами.
Опять нужен директор школы - союзник, или хотя бы не противник.
3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Коротко так:
как бы вы ни обучались, вы имеете право сдать экзамены по школьным предметам в школе.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
При случае можно зачитать кому-нибудь. Ещё бы кто-нибудь слушал...
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
Как только ваш ребенок получил аттестат после 9 класса, закон признает за ним право выбора образовательного учреждения и право выбора способа образования.
С 10 класса, следовательно, внешкольное образование называется не “семейное образование”, а “самообразование” (см. статью 63, пункт 2).
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
Чёрным по белому.
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
Ребенку неплохо бы об этом знать, чтобы, если его после экзамена захотят анкетировать, собеседовать или прививать, он звонил бы вам.
“Психологи” могут задавать восхитительные вопросы, например, “спять ли твои родители вместе или порознь?”. Так что некоторые собеседования и анкетирования будут хуже прививок.
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
Если кто хочет ярких впечатлений, можете попробовать. Если собрать группу здравых родителей, можно, наверное, что-то улучшить в школе, например, добиться принятия школой приличного положения об экстернате.
Для тех, чьи возможности выбора школы ограничены (деревня, маленький город) это, возможно, второй после переезда способ что-то изменить.
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Это если вы разрешили обследовать.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
Статья 53. Возникновение образовательных отношений
1. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.
Иными словами, достаточно приказа директора школы о зачислении, чтобы образовательные отношения возникли. Чтобы уменьшить степень непредсказуемости этих отношений, лучше подписать договор.
Статья 54. Договор об образовании
1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:
1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);
2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Забавно, но даже если ОБЕ стороны согласны увеличить стоимость, этого делать нельзя.
Это значит, что договора больше, чем на год, вы не дождётесь.
5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.
Это так написано про спонсора.
Это значит, что одна и та же услуга может быть продана разным лицам за разную цену. Нормальное право того, кто оказывает услугу.
7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.
Договор о платных услугах может быть расторгнут школой, если вы не оплатили услуги в срок или если в срок не сдали экзамен.
9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.
Предыдущие правила были приняты в 2001 году. Проект новых правил можно посмотреть
здесь.
В этих правилах сказано, в частности, что школа не может брать денег за то, что финансируется государством.
И муниципальные, и частные школы спокойно обходят это правило (есть много дополнительных услуг, за которые можно платить).
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Здесь главное слово “сопровождается”. Не “заканчивается”, а “сопровождается”. То есть у школы по-прежнему есть возможность “сопроводить” экстерна всякими проверками кроме экзамена за учебный курс. А есть возможность из всего сопровождения оставить один экзамен.
2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
НЕ БОЛЕЕ ДВУХ пересдач!!!
6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
ПЕРЕСДАЧА экзамена проходит по более строгим правилам, чем первичная сдача экзамена.
7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
Это пункт о ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ШКОЛЕ. Этот пункт прямо противоречит описанным в этом же законе правам родителей и является НАКАЗАНИЕМ за то, что они якобы не выполнили возлагаемой на них в законе обязанности: дать ребенку общее образование. Но в законе не сказано “дать общее образование в такой-то срок”. А здесь за просрочку у ребенка отнимают право выбирать форму получения образования. Это наглость. Единственное, что хорошо, не сказано, в какой именно образовательной организации нужно продолжить обучение. Поэтому можно перейти в ЛЮБУЮ школу, поучиться немного - и снова на семейное образование.
Статья 63. Общее образование
2. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
До 9 класса включительно - семейное образование. 10 и 11 классы - самообразование.
Договор должен быть всё равно об экстернате, т.е. о сдаче экзаменов.
4. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
Во как! Вас обязали ходить отмечаться в комендатуру районо. Так скоро нам звезду Давида будут на рукав шить.
Пока никакого наказания за “неотмечание” не предусмотрено. Пока...
Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
1. Иностранные граждане и лица без гражданства (далее - иностранные граждане) имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, ....
Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию ...
2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Лицензия не нужна ТОЛЬКО ИП, который работает БЕЗ наемных работников.
Статья 108. Заключительные положения
9. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года.
В 2016 году все лицензии и свидетельства об аккредитации, выданные в 2012 году и ранее потеряют силу.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.