Дороги в Иране хороши необыкновенно. Во-первых, они
красивые (это первым пунктом, потому что я сама не вожу, а только смотрю по сторонам), а во-вторых, очень качественные. То, что на порядок лучше украинских это однозначно, тут двух мнений быть не может. Но некоторые говорят, что даже немецкие дороги в сравнении с иранскими не располагают к разговорам о хваленом немецком качестве (правда, последнее утверждение лично у меня пока что не было возможности проверить, верить ли на слово моим офф-лайновым знакомым решайте сами).
Так вот. И качество самого дорожного полотна, и разметка, и предупреждающие о крае дороги полосы (не знаю точно, как это называется: подъезжаешь к обочине, а оно гудит так утробно - ууу, иногда уууууууу, если долго по этой полосе едешь), и дорожные знаки в большом количестве, и указатели с обязательным переводом на английский (пламенный тебе привет, моя дорогая родина), и освещение, и безопасные повороты, и отделение встречной полосы перегородкой (на многих междугородних трассах противоположное направление - это вообще отдельная дорога, т.е. на встречную полосу не вылетишь при всем желании, можно вылететь разве что в пропасть, разделяющую эти две дороги)… Наверное, специалист обнаружил бы в иранских дорогах еще много чего хорошего. Я же перечислила только самое очевидное (учтите также, что все это благолепие находится в преимущественно горно-пустынных краях, где строить дороги и поддерживать их в соответствующем состоянии вообще весьма затруднительно). Не нужно даже колесить по всей стране, чтобы в этом убедиться. И, кстати, напоминать мне о том, что в каких-нибудь иранских Малых Задрыпинцах большей части этих дорожных прелестей никто с роду не видывал, тоже не нужно; все познается в сравнении, дороги между небольшими населенными пунктами (а не только трассы «аэропорт «Аятолла Хомейни» - Тегеран» и «Тегеран - Сари») в Иране тоже вполне ничего, в то время как хваленая (и очень, очень дорогая) трасса Киев-Одесса годится им разве что в пометки, да и то преимущественно возле Киева. Впрочем, не будем о грустном. Пока.
Кроме всего прочего, в Иране есть еще платные трассы. Не знаю, много ли их. Мне показалось, что немало, но я могла и ошибиться (вообще понятия «мало/немало», «далеко/близко» там несколько отличаются от того, к чему я привыкла). На этих платных дорогах (не знаю, как сейчас, а раньше проезд стоил буквально копейки) есть все то же самое, что и на бесплатных, только еще лучше и удобнее (по словам водителей, разумеется; я, как вы помните, только смотрю в окошко и периодически кричу «остановитесь, это надо сфотографировать, иначе мне не жить»).
Единственное, чем можно было бы попрекнуть иранские дороги, это инфраструктура. Точнее, ее недостаточность. Чтобы путешествовать с комфортом, надо обязательно запастись сэндвичами, орешками, сладостями, кипятком, холодной водой, а также салфетками и одноразовой посудой (можно еще и спальниками, но это уже на любителя). Однако поскольку в Украине всем этим тоже надо запасаться, то отсутствие забегаловок и отелей на каждом шагу лично я иранским дорогам прощаю (вместо отелей и забегаловок на некоторых дорогах через каждые сколько-то метров стоят телефоны на солнечных батареях, чтобы в случае чего позвать на помощь, и баки с песком, чтобы - если помощь задерживается - выехать с неожиданно обледеневшего серпантина самостоятельно).
Ну, как? Очередной стереотип разрушен? Вы умилились? Прониклись? Позавидовали иранцам? Достаточно ли черна ваша зависть?
Тогда переходим ко второму акту Марлезонского балета.
Все прелести, все удобства иранских дорог с лихвой компенсируются иранскими водителями и пешеходами.
Вы полагаете, что в Москве или в Киеве, участники дорожного движения уже давно страх потеряли? Так вот в Иране никто ничего не терял. Потому что терять, как мне кажется, изначально было нечего. И чем лучше дорога, тем меньше страха. Поэтому ровные платные междугородные трассы являются даже более опасными, чем узенькие и кривенькие городские улочки.
Вот скажите мне, уважаемые водители, если вы едете по первой (от середины дороги) полосе и вам нужно свернуть направо, что вы будете делать? Подумаете об этом повороте заранее и перестроитесь в крайнюю правую полосу, да? А вот иранцы просто поворачивают. На оживленном перекрестке, на площади - да где угодно. Ну, подумаешь, постоят три-четыре полосы, которые этот водитель на время перекроет. Велико ли дело?
А если вы вдруг этот поворот проскочите? Поедете дальше, чтобы найти место, где можно развернуться, и поедете назад? В Иране есть несколько вариантов: можно, например, задним ходом откатиться к нужному месту (в смысле, километра два-три задним ходом - в среднем), можно повернуть тут же, через двойную сплошную, а потом еще раз через нее же (не исключено, что именно поэтому встречные полосы даже на довольно узких дорогах часто разделены декоративными посадками в высоких бетонных заграждениях). Разнообразно. Значит, не скучно.
А если вы увидите жаждущего перейти дорогу по наземному пешеходному переходу? Остановитесь, чтобы пропустить? В принципе, в правилах это ведь предусмотрено, да? А вот иранцы в лучшем случае сбрасывают скорость. И пешеход топает прямиком под колеса. Не самое приятное ощущение, доложу я вам.
Но если вы вдруг вообразили, что иранские пешеходы - это окончательно и бесповоротно напуганная каста жмущихся к обочинам доходяг, улучающих минутку, чтобы с криком «мамочки!» перебежать эту проклятую дорогу, то очень сильно ошиблись. С криком «мамочки!» перебегаю иранскую дорогу только я. Под дружный хохот иранской родни, между прочим. Остальные пешеходы переходят дорогу прогулочным шагом, ни на секунду не теряя собственного достоинства. Когда приступ бурного веселья, вызванного моими дорожными па проходит, семейство в очередной раз терпеливо начинает объяснять мне, что я не права, и что перебегать дорогу опаснее, чем переходить медленно, т.к. водители должны успеть меня заметить и сориентироваться.
Почему водители должны заметить меня, а не знак перехода? А потому что переходами пользуются примерно в той же степени, что и любым другим участком дороги. Да, они есть: наземные, подземные, пешеходные мосты - но… Зачем? Если можно и так. Тем более, что не каждая иранская улица может похвастаться тротуаром, а значит и четкой границей между автомобильным и пешеходным потоком. И люди иногда идут по обочине, иногда посредине дороги; иногда переходят дорогу по прямой, иногда по диагонали…
Click to view
Уже который год я удивленно тычу в безголовых смельчаков пальцами, чем бесконечно радую всех свидетелей моего удивления (ничего, этим летом я тоже искренне порадовалась, когда мои иранские родственники выползли из отечественного придорожного туалета типа «сортир» с выпученными глазами и возмущенным вопросом «что это?»; но весь пучок шокирующих культурных отличий - это другая история).
Почувствуйте себя тегеранским пешеходом:
Click to view
Отдельная беда иранских дорог - мотоциклисты. Они вездесущи. Чуть ли не на каждом шагу установлены бордюры, которые, по идее, должны препятствовать проезду мотоциклов в неположенных им местах, но они почему-то ничему не препятствуют. Так что лично я даже на тротуаре не чувствую себя в безопасности. Ведь в любой момент за спиной может взреветь двухколесный друг небогатого иранца, и от скорости моей реакции будет зависеть, попаду я домой или в больницу.
А уж как они ездят по дорогам…
Вот один маленький пример (обратите внимание, человек явно собой гордится):
Click to view
Наверняка у вас уже вертится на языке вопрос о том, куда же смотрит иранская полиция, та самая, которая с лета демонстрирует миру «невиданные примеры отваги». Так вот, полиция смотрит на дорогу. Причем внимательно (прошлой зимой обилие полицейских бросилось в глаза даже мне, ненаблюдательной до крайности). Но иранские регулировщики - это, по словам самих иранцев, отдельный тип стражей порядка.
Первым критерием отбора на эту почетную должность, по-моему, является рост: чем ниже, тем лучше (иранцев вообще трудно назвать нацией гигантов, но дорожная полиция в этом плане особенно выделяется, и я понятия не имею, почему так сложилось). А, может быть, они просто сжимаются от страха. По крайней мере мне они все кажутся несчастными и перепуганными. Жезлов у них, как правило, нет, знаки они показывают руками, да и то в основном так, будто мух от собственного носа отгоняют. Брат мужа жаловался, что однажды его оштрафовали за то, что он просто не понял знака полицейского.
Скорее всего, вы уже убеждены в том, что правил дорожного движения в Иране не существует, а права реализуются по сходной цене всем желающим как это заведено в наших цивилизованных странах. И я снова спешу вас удивить. Нет, я разумеется, не стану утверждать, что никто, никогда, ни под каким предлогом, ни за какие деньги, и вообще даже слов таких в персидском языке нет. Статистикой по этому деликатному вопросу я не владею. Но в том, что торговля правами, если и происходит, то далеко не в таких масштабах, как в Украине, имела возможность убедиться вся моя родня. Практически никто кроме моего мужа (он просто технический гений, только и всего) не смог сдать экзамен на права с первого раза. При этом никому не приходило в голову попытаться решить эту проблем через личные связи или путем внесения определенной суммы в чей-либо карман (связей и денег вполне хватает). Просто шли пресдавать - и все. Муж во время экзамена имел счастье лично лицезреть барышню, которая умоляла экзаменаторов принять ее в очередной, семнадцатый (!) раз. И экзаменаторы объясняли, что на ее карточке нет места для записи о семнадцатой попытке.
Одним словом, для того, чтобы получить права, ПДД и все к ним прилагающееся в Иране действительно нужно учить. Куда эта жизненно важная информация девается после сдачи экзаменов, непонятно.
- Куда девается? - приперла я как-то мужа к стенке? Ты же понимаешь, как это все опасно. Так почему ты сам?... И вообще!...
И муж рассказал мне печальную историю о том, как он поначалу пытался ездить по правилам. Целых несколько дней после получения прав. Единственный из всего потока останавливался на светофорах и пешеходных переходах, заранее перестраивался в нужный ряд… При этом ему возмущенно сигналила вся улица. И он вскоре вынужден был махнуть рукой на ПДД и оперативно влиться в стройные ряды обыкновенных иранских водителей.
Но есть в этом дорожном аду (иранцы таких резких эпитетов избегают, но я-то не иранка) одно правило, которое его, т.е. ад, организует в относительно устойчивую систему. Оно просто как дважды два и неотвратимо как выпадение молочных зубов. Знают это правило, к счастью, все водители и, увы, все пешеходы. Заключается оно в следующем: если пешеход пострадал в ДТП, ответственность всегда несет водитель.
Всегда означает именно всегда, т.е. даже в тех случаях, когда пьяный и обкуренный пешеход совершенно неожиданно выпал на дорогу в том месте, к которому, по-хорошему, и подойти-то нельзя. Явно неадекватное поведение пешехода может вину водителя несколько уменьшить (и он, скажем, заплатит штраф, а не сядет на пару-тройку лет; заплатить штраф также может страховая компания, если у водителя есть страховка), но полностью ее не снимает ни в коем случае. Именно поэтому иранские пешеходы позволяют себе вальяжно разгуливать по проезжей части, и именно поэтому иранские водители вынуждены сбрасывать скорость и пропускать их в любом месте дороги.
В общем, об иранском дорожном движении я могу говорить бесконечно. Тем более, что в Иране мы обычно не отсиживаемся дома, и во всех этих дорожных безобразиях я принимаю непосредственное участие.
Собственно, на написание такой «простыни» об иранских дорогах меня вдохновил обнаруженный на днях видеоролик столетней давности.
- Полюбуйся, - позвал меня муж. - Какая живость, какая бойкость, броуновское движение в каждом уголке улицы. Кому надо - тот едет, кому надо - тот идет. Никаких проволочек, ожиданий на светофоре… Правда, похоже на Иран?
Click to view
Да, похоже. Но тот факт, что в Иране сейчас так же, как в США сто лет назад, меня почему-то не тешит.
- Может, ты мне из современного Ирана что-нибудь найдешь? Для наглядности.
- Вряд ли. Кому это интересно?
Ага, никому. Как же. По соответствующим запросам («Iran driving», «Tehran Traffic» и др.) YouTube выдает столько всего прекрасного, что как-то даже сложно выбрать самое лучшее. Иранские дороги - это, без преувеличений, одна из главных достопримечательностей страны.
Вот, полюбуйтесь. Какая живость, какая бойкость. И все то же броуновское движение в каждом уголке улицы:
Click to view
Обратите внимание: в предыдущем (и в следующем) ролике кадр попадает пешеходный мост. Не исключено, что с лифтом. И пешеходам в таких местах нет никакого смысла рисковать. Теоретически.
Click to view
Click to view
Муж: Ну, ты подумай, сколько денег люди тратят на экстремальный спорт? Прыжки с парашютом, роупджампинг, скалолазание, сноубординг... Для чего? Ради адреналина, правда? А мы все это имеем совершенно бесплатно. И любой иностранец может получить все это бесплатно. Плюс - в качестве бонуса - уникальный навык: после Ирана ведь никакие дороги уже не страшны. Если выжил в Иране, адаптируешься без труда в любом другом месте.
UPD
Еще про иранские дороги:
Семейный транспорт Еще два слова об иранском транспорте