Иранки. Часть 3. Закон (брачный контракт)

Jun 04, 2009 13:33

Часть 1. Характер
Часть 2. Работа и быт

Однажды свекровь показала мне свое свидетельство о браке - четыре украшенные виньетками и исписанные красивым убористым почерком странички.
- Целых четыре страницы? - удивилась я. - Да что ж там писать-то?
При нашем разговоре присутствовала сестра мужа, которая удивила меня еще больше. Оказывается, ее документ насчитывает уже восемнадцать страниц.

Ээээ? В моем собственном полученном в Киеве свидетельстве сказано, что такой-то и такая-то вступили в брак такого-то числа, о чем в книге регистраций сделана запись номер такой-то. Каким образом эту скудную информацию иранские затейники умудрились растянуть на несколько страниц?
Выяснилось, что все очень просто. Иранское свидетельство о браке фактически является брачным контрактом. То есть брака просто так, без конкретных условий его заключения, в Иране не бывает.


Да, в какой-то степени это прозаично. Иранские браки заключаются не на небесах в присутствии бога, а на земле в присутствии нотариуса (я долго допытывалась, нет ли какой-нибудь религиозной церемонии бракосочетания, мне ответили, что если и есть, то это большая редкость). Брак - это не сакральный акт, а соглашение двух людей, которые решили жить вместе и строить семью. Поэтому и свидетельство о браке - не простая констатация факта (поженились!), а договор о заключении сделки.

Да, молодые влюбленные должны думать не только о пригласительных открытках, фате, букетах, тортах и прочих свадебных прелестях, но и заранее решить все имущественные вопросы, которые могут возникнуть в будущем. На случай, если влюбленным все равно, кому из них после развода будет принадлежать квартира, которую они собираются купить, в стандартном брачном договоре прописаны основные (с точки зрения иранских законов) «правила».
Брачный контракт состоит из 3-х основных частей: 1) список причин для развода (он достаточно длинный, при подписании контракта брачующиеся выбирают из него то, что считают нужным, а остальные условия вычеркивают); 2) особые условия (все, что молодые сочтут нужным добавить к списку причин для развода, а также пути решения имущественных вопросов), и 3) свадебный подарок жене (мехрие).

Теперь о каждом пункте по порядку.

Мне доступен только один договор, заключенный в киевском посольстве Ирана, причем довольно давно. В нем указано, что жена имеет право подать на развод, если:
1) муж на протяжении шести месяцев не выделяет деньги на ее содержание,
2) обращается с женой настолько плохо, что жизнь ее становится нестерпимой,
3) муж неизлечимо заболеет,
4) или сойдет с ума,
5) муж откажется подчиниться решению суда, запрещающему ему заниматься деятельностью, которая наносит вред чести жены,
6) или будет приговорен к более чем пятилетнему тюремному заключению,
7) муж обзаведется вредной привычкой, которая усложнит жизнь жены (подозреваю, что речь, в первую очередь, о наркомании),
8) муж бросит семью без уважительной причины или будет отсутствовать без уважительной причины более полугода (степень «уважительности» причины отсутствия определяет суд),
9) муж будет осужден за преступление, которое наносит урон чести жены (вне зависимости от сроков и тяжести наказания),
10) у семьи после 5 лет совместной жизни не будет детей по причине бесплодия мужа или других его телесных недостатков,
11) муж пропадет без вести и не будет найден в течение 6 месяцев после обращения жены в суд,
12) муж женится на другой женщине без разрешения жены или не будет относиться к обеим женам в равной степени справедливо.

Пункты 1 и 2, 5 и 9, а также (и в особенности) 7, по-моему, стоило бы взять на вооружение нашим законодателям. Признание тунеядства, моральных и физических издевательств, алкоголизма и наркомании вескими причинами для развода рядовой украинке или россиянке никоим образом не повредили бы.

Особые условия

В этой части оговариваются все имущественные вопросы: кто что должен купить (муж - квартиру, жена - машину или наоборот :), где жить, как и кем работать (невеста может записать, что она будет иметь право работать без разрешения мужа, или же наоборот: жених может заявить о том, что не хочет, чтобы жена работала). Здесь же излагаются условия, на которых молодые смогут впоследствии развестись: кто кому, при каких обстоятельствах и в каком объеме будет выплачиваться алименты. И невеста вполне может (это ее неотъемлемое право подтвердит любой нотариус), если захочет, конечно, написать, что в случае развода дети (один, два, все) остаются с ней. Это же условие невеста-иностранка вполне может дополнить другим условием: «дети могут выехать с матерью за пределы страны без согласия отца».
Выходит, иранские законы, с одной стороны, ограничивают права разведенной женщины таким образом, что дети чаще всего остаются с отцом, но, с другой стороны, дают женщине в руки эффективный инструмент защиты и решения всех возможных споров и конфликтов вокруг детей в свою пользу. И страшный муж-мусульманин, отбирающий родную кровиночку у наивной и несчастной жены, - это, фактически, недосмотр женщины (она не просто неудачно вышла замуж, а слишком легкомысленно отнеслась к заполнению брачного контракта).

Не поймите меня, пожалуйста, неправильно. Я действительно считаю тех женщин, которые лишились своих детей в мусульманских странах, несчастными. И я ни за что не хотела бы оказаться на их месте. Но мне кажется, они не менее несчастны, чем Ирина Беленькая, чей бывший муж-француз отсудил после развода их общую дочь (в результате нескольких похищений девочки Ирина оказалась без дочери и за решеткой). Если принять во внимание аналогичные процессы в других западных странах, окажется, что нормы шариата в этом плане не намного страшнее французского семейного права.
Я вполне понимаю тех, кто не добавил никаких условий в этот брачный договор (то ли по большой светлой любви и полному доверию к мужу, то ли по незнанию), и очень сочувствую тем, кто от этого потом пострадал. Но после подписания брачного контракта обвинять в своих бедах ислам так же бессмысленно, как обвинять производителя свежекупленной голубой кофточки в том, что вам не идут оттенки синего.

Любовный подарок невесте (мехрие)

Вот это самый, пожалуй, интересный пункт иранского брачного контракта, из-за которого многие иранцы жениться не то что не торопятся, а прямо опасаются.
В договоре, который я читала, в качестве мехрие обозначены зеркало (1 шт.), подсвечники (2 шт.), священная книга Коран и 7 монет Бехзади. Вроде бы, ничего особенного. Зеркало, подсвечники и Коран - подарки символические (для счастья и семейного благополучия), а 7 монет, хоть они и сделаны из золота наивысшей пробы, - это не так уж и много. Однако в договорах, заключаемых в Иране, очень часто стоят другие цифры: 200, 500, а то и несколько тысяч монет. Стоимость одной монеты Бехзади в настоящее время составляет примерно 250 американских долларов (напомню также, что золото постоянно дорожает). Так что иранские женихи при заключении брака обещают (и заверяют свои обещания нотариально) подарить своим возлюбленным в среднем 100 тысяч долларов. Это именно подарок. Деньги на содержание семьи и алименты - отдельная песня. Мехрие должно быть выдано по первому требованию жены (хоть на следующий день после свадьбы) и в обязательном порядке при разводе.

Конечно, далеко не все мужья могут в любой момент вынуть и положить на стол сто тысяч долларов, Иран все-таки пока что не страна миллионеров. Однако за отказ от выплаты мехрие жена - не бывшая, а настоящая - может отправить бедного благоверного за решетку (такое периодически случается). Естественно, нормальные иранки этого не делают. Выкачивание денег - не самый лучший способ укрепления семейных уз, и женщины, которым действительно дорога семья, это прекрасно понимают. Невероятная сумма мехрие является лишь гарантией того, что мужчина не бросит жену и детей просто потому, что они ему слегка поднадоели. А если уж бросит, то дорого за это заплатит. В прямом смысле.
Вполне естественно также, что даже неизбежный развод не может наколдовать таких денег тому, у кого их нет. В этом случае суд обязывает человека выплачивать бывшей жене определенный процент со своего дохода. И действительно небогатые мужчины вынуждены годами, десятилетиями или даже столетиями (!) отдавать существенную часть зарплаты в счет свадебного подарка. В украинских новостях как-то проскакивало, что иранца обязали выплачивать деньги своей бывшей жене в течение 395 лет - по 100 долларов ежемесячно (в соответствии с договором он должен был подарить ей столько золота, сколько она сама весила в момент его подписания - 48 кг).

Некоторые мужчины пытаются подстраховаться. Однажды во время развода семейной пары выяснилось, что у мужа - с виду вполне состоятельного - совсем нет денег, и имущества тоже нет. Потому что он предусмотрительно переписал все на имя своей матери. Когда жена об этом узнала, то на суде потребовала отдать ей хотя бы место на кладбище, которое он заблаговременно для себя прикупил. Все удивились, конечно, а женщина сказала: «Хоть что-то же я должна получить. Земля на этом кладбище стоит дорого».

Вообще историй о креативном подходе невест к выбору подарка в Иране немало. Гугл по запросу «странные мехрие» (на фарси, разумеется) выдает целый мешок чудес. Оказывается, некоторые романтичные иранки желают получить:
- 500 000 роз;
- переписанный рукой возлюбленного сборник стихов Мулави (несколько тысяч строк)
- чтобы возлюбленный выучил наизусть 450 газелей Хафиза;
- 1978 теннисных мячей (1978 - год рождения девушки);
- 2-х лебедей;
- 50 000 кораллов (молодые познакомились на берегу моря),
- 10 диких газелей (раньше девушка жила в районе, где их много, а потом переехала в Тегеран и заскучала по животным);
- каждые 2 месяца ездить за границу.

Креатив и практичность далеко не всегда противопоставляются. Например, после неожиданного подорожания горючего одна иранка в качестве мехрие попросила 10 тысяч литров бензина.

С этим пунктом брачного договора связан также не очень чистый бизнес. Девушка с подачи своей семьи выходит замуж, потом разводится, потом опять выходит замуж - и опять разводится, потом... В общем, сколько раз зовут, столько и выходит. А после свадьбы... Можно ведь и ангела подвести к той грани, когда свобода, пусть даже ценой в сто тысяч долларов, будет нужнее воздуха. Такая практика не то чтобы очень распространена, но все же существует.

Многоженство

Это явление - мягко выражаясь, большая редкость, даже своего рода экзотика, удивляющая иранцев ничуть не меньше, чем, скажем, меня.
Почему?
Ну, во-первых, см. пункт 12 списка причин для развода. По иранским законам мужчина не имеет права жениться второй раз без согласия первой жены. Нынешний президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (чтоб ему икнулось) как-то предложил это положение из закона убрать. На том основании, что обязательное разрешение первой жены на приход жены второй противоречит нормам шариата (все, наверное, в курсе, что мусульманину разрешено иметь четырех жен). Однако после этого «прогрессивного» предложения в Иране начались демонстрации протеста, подключились правозащитники, и «исламизатору» пришлось уняться. Закон об обязательном получении разрешения первой жены на повторный брак мужа по-прежнему в силе.
Во-вторых, см. тот же 12 пункт списка причин для развода. Если уж мужчина женат на двух женщинах одновременно, он по закону обязан обеспечить им одинаковые условия. Т.е. если одна жена живет в большом доме, получает определенную сумму денег ежемесячно, ездит на море ежегодно и погулять с подругами в соседний город каждые выходные, если дети ее ходят в элитный детский сад или учатся на платном отделении в университете, то и вторая жена должна все это иметь. Иначе - развод и выплата того самого мехрие. А если после недовольной, желающей развестись жены о мехрие вспомнит еще и довольная жена, мужчине будет совсем несладко. В общем, вторая жена - это не просто дорого, а невообразимо дорого.
Ну, а в-третьих, загляните еще раз в пост о характере. Разве такие женщины могут дать разрешение своим мужчинам жениться вторично? Многим ли мужчинам будет мало одной такой женщины?

И, тем не менее, многоженцы все-таки есть (мой муж, родившийся в Иране и проживший там большую часть жизни, лично знает аж одного человека, у которого официально две жены). Типичный иранский многоженец - это богатый мужчина преклонного возраста. Скорее всего, это религиозный человек, живущий в сельской местности или небольшом городке, очень вероятно, на юге Ирана или же в одном из районов компактного проживания арабов.

***

Вот, собственно, и все, что я собиралась рассказать об иранском брачном контракте. Жесткие условия этого договора и акцент на финансовых вопросах совершенно не означают, что в Иране нет романтиков, нет по-настоящему любящих людей, которых на самом деле не интересуют деньги. Многие, очень многие иранцы не ставят друг другу никаких дополнительных условий, а в качестве мехрие записывают минимальные суммы или недорогие символические подарки вроде пары подсвечников, многие пишут астрономические суммы мехрие и забывают о них на всю оставшуюся жизнь. Однако законы и традиции, о которых влюбленным в нужный момент могут напомнить умудренные опытом и оттого гораздо более прагматичные родители или же нотариус, регистрирующий брак, поощряют заблаговременное решение всех возможных проблем, нередко с максимальной выгодой для женщины.

Часть 4. Ограничения и запреты

Обсуждение иранского брачного контракта


традиции, иран, иранки, иран_м+ж

Previous post Next post
Up