1 июня 2014 года мы побывали в Мелихово, где с 1892 по 1899 жил и работал Антон Павлович Чехов: давно собирались именно в эти края, и вот, наконец, смогли реализовать задумку.
Памятник Чехову работы скульптора Юрия Львовича Чернова, установленный перед концертно-выставочным залом в 2002 году.
По аллейке в синей джинсовой юбке к назначенному времени спешит наш индивидуальный гид.
Она водила нас по усадьбе около 2х часов, рассказывала много и интересно.
В 1892 году Чехов реализует свою давнишнюю мечту жить в деревне, быть землевладельцем, - покупает имение в Мелихово: после поездки на Сахалин он окончательно понял, что не хватает ни сил, ни здоровья, ни денег жить в Москве, и начал подыскивать имение для всей семьи.
Усадьба в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии, 213 (!) гектар (в том числе около 150 гектар леса) была в запущенном состоянии, но обошлась Чехову относительно недорого - в 13 тысяч рублей (да и приобретена была им частично в долг).
Чехов называл Мелихово своим "великим герцогством".
Имение было куплено у театрального художника Н.П.Сорохтина, который, отправляясь вскоре за границу, спешил продать Мелихово и поэтому запросил за него не очень большую сумму.
Для того чтобы замаскировать, что усадьба находилась не в очень хорошем состоянии, бывший хозяин решил перекрасить дом и близлежащие постройки, дабы не видно было изъянов стен. Так как покупка осуществлялась зимой, остальных изъянов имения под снегом совсем не было заметно.
Не стоит и говорить, что рачительный хозяин не купит имения зимой, когда нельзя подробно осмотреть местность и постройки, но братья Чеховы были непрактичны, доверчивы ко всем, на них подействовали уловки прежнего хозяина (выкрашенные стены и крыши) и они купили имение.
Сразу начались работы по обустройству дома, территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекала его. В чеховском доме у каждого была своя хозяйственная роль: Павел Егорович, отец писателя, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степени деспотичный воспитатель, признавал главенство Антона Павловича. В его задачи входил уход за садом. Мать, Евгения Яковлевна, вела домашнее хозяйство, вставала раньше и ложилась позже всех. Сестра Мария занималась огородом, при этом она регулярно уезжала в Москву, так как работала учительницей в гимназии. Михаил занимался полевым хозяйством, он даже перевелся на службу в Серпухов, чтобы быть поближе к Мелихову.
Семья Чеховых вложила немало средств и сил на обустройство своего родового гнезда. Был расчищен парк, посажены новые плодовые деревья, выкопан пруд. Дом скромной архитектуры, более похожий на летнюю дачу, оставили без изменений.
С утра и до позднего вечера Чеховы работали не покладая рук. Был установлен трудовой режим дня.
Чехов занимался посадкой цветов и деревьев. Антон Павлович очень любил фруктовые деревья, мечтал посадить вишневый сад, о чем он ни раз упоминал в своих записных книжках и письмах.
«С самого раннего утра, часто даже часов с четырех, Антон Павлович был уже на ногах. Напившись кофе, он выходил в сад и подолгу осматривал каждое фруктовое дерево, каждый куст, подрезывал его или же долго просиживал на корточках у ствола и что-то наблюдал».
Чехов говорил, что близость к природе является необходимым элементом счастья. Письма его из Мелихова заполнены описаниями природы.
Чехов был любителем давать оригинальные названия различным уголкам своего имения. Например, отдаленный лесной участок справедливо именовался «Дальний Восток», уголок усадьбы с хозяйственными постройками стал «наивным двором», пруд «Аквариум», действительно напоминающий аквариум своими размерами, само Мелихово называлось «герцогством». Здесь были и «левитановская горка», и «аллея любви» - любимая липовая аллея писателя, в которой он мечтал построить домик для творчества. Также в Мелихове рос когда-то «Мамврийский дуб», на котором был скворечник под названием «Питейный дом братьев Скворцовых».
Первоначально писатель проживал в главном усадебном доме - вместе с отцом, матерью, сестрой Машей и младшим братом Михаилом; там же и принимал многочисленных гостей, стремившихся к Чехову нескончаемым потоком.
Дом, построенный в 1840-х годах, рухнувший в 1929 году и восстановленный в 1950-х годах
Перед домом при Чехове был вырыт пруд, который предполагался для купания.
Но гости как-то не спешили его опробовать, гид процитировала слова одного из них: "если хочешь сделать Чехову приятное - искупайся в его пруду..." Выкопанную землю сложили рядом, и она образовала эдакую горку. Позже на ней поставили скамейку, где очень любил сиживать Левитан, будучи гостем Чехова.
Вот она.
Мы сразу заприметили это местечко и после экскурсии пришли сюда перекусить и посмотреть на окрестности глазами Левитана - перед ним открывалась вот такая картина...
...какие мысли навевались художнику под сводами этих немецких тополей, привезенных из Латвии?
Вид на дом с другой стороны, три окна - кабинет писателя.
Слева на фотографии - огород "Уголок Франции".
Мы входим в дом и попадаем в прихожую, где встречали гостей - званых и незваных, отсюда, спешно одеваясь, выходил Чехов, чтобы отправиться к очередному больному. На вешалках висят вещи Чехова.
Проходим в рабочий кабинет писателя.
Стол Антона Павловича. 80% предметов в музее - подлинные.
На столе видим весы для взвешивания конвертов. Имение было куплено в долг, кроме того, требовалось осуществить много расходов: семья очень экономила. Если вес письма превышал минимальную норму, отрезались поля, чтобы на почте не доплачивать за излишний вес.
При этом принималось очень много гостей, которые жили неделями. У одной девушки только на третий день ее пребывания спросили - "а с чьей стороны она, собственно, и чьей гостьей является?", после чего она прожила еще 52 дня в имении.
Несмотря на трудную дорогу (иногда от станции приходилось идти пешком 12 верст), к Чеховым беспрестанно наезжали гости. Часто бывал художник Левитан, черпая вдохновение в скромных мелиховских пейзажах, гостили многие писатели, артисты, музыканты, люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Приезжали актрисы: О.Л. Книппер, Т. Л. Щепкина - Куперник, Д.М. Мусина-Пушкина. Часто наведывались подруги Марии Павловны художницы Хотяинцева и Дроздова, и, конечно, Лика Мизинова - любимица всей семьи.
На окне - медицинский саквояж Чехова.
Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.
Лампа в кабинете - необычная, работы Федора Осиповича Шехтеля
Действительно, главное достоинство музея-заповедника «Мелихово» - не скрупулезно восстановленный быт семьи Чеховых. Здесь нет той могильной тишины и вековой пыли, которых стоило бы ждать от музея. Мелихово - место очень живое и обаятельное. Раз в год на территории усадьбы проходит международный театральный фестиваль. Постоянно действуют Чеховская театральная школа «Мелихово» и Мелиховский театр «Чеховская студия». Каждую субботу в музее-заповеднике играют мини-спектакли по чеховским произведениям.
Шкапчик на стене - для лекарств и склянок, запас которых регулярно пополняли гости семьи.
Резное блюдо с надписью: «Чай пить - хозяйку любить». Этот скромный предмет - свидетельство активной общественной деятельности писателя. На таком деревянном блюде крестьяне села Талеж поднесли Чехову «хлеб - соль» по случаю открытия школы, выстроенной на его средства в 1896 году.
На столике в большой гостиной, из которой можно сразу попасть на веранду, где сейчас каждую субботу играют спектакли, - лото.
Экспозиция дома семейная, не зацикленная на одном только Антоне Павловиче. Быт семейства, его обычаи и привычки нашли отражение в каждой комнате. В спальне Павла Егоровича, отца писателя - сушеные лекарственные травы и толстая амбарная книга, в которой тот вел записи о каждом дне в усадьбе.
Здесь тоже интересная лампа под потолком
В комнате сестры Марии - этюдник и краски.
Расположение комнат напоминает маленький лабиринт. Недаром Чехов, показывая свой дом, чтобы тот казался больше, водил гостей по кругу, по одним и тем же комнатам, выдавая их за разные; причём никто не замечал подвоха.
Малая гостиная, ее Чеховы именовали «пушкинской», по портрету поэта на стене, или «итальянской» - за цветные стеклянные витражи.
На ее противоположной стене - фотографии, в том числе и фото, где Чехов снят рядом с Щепкиной-Куперник и Яворской, писатель называл «Искушением святого Антония».
В центре фото-композиции - известное фото писателя, меня привлекла сама рамка - с орнаментом, с бабочкой внизу.
Комната Антона Павловича
Интересный шкаф - сейчас сказали бы: "стенка". Рядом - набор для умывания.
Окно выходит на пруд. Чехов шутил: "я могу удочку забрасывать, не выходя из своей спальни".
Но часто по ночам он писал в спальне, придвинув стол к кровати.
Коридорчик ведет от личных комнат к столовой
Обратите внимание - подлокотники этого кресле сделаны из топорищ! :)
Столовая
Во главе стола сидела мать писателя, по левую руку от нее - отец писателя и брат Михаил, по правую - сестра писателя Мария, сам Антон Павлович (эта дислокация давала ему возможность быстро выйти - если присылали за доктором)
Колодец
Ледник
Нам очень повезло с погодой в этот день: теплынь, солнышко, ветерок, не дававший зною завладеть пространством целиком...
Слева от главного дома - хозяйственная часть усадьбы: подлинный флигель-кухня, двор с хозяйственными постройками, который Чехов окрестил «наивным двором».
Помещение кухни. Представлено очень много редких для той поры предметов, есть даже агрегат для шинковки капусты, эдакий современный комбайн
Обратите внимание - какая грандиозная бутыль!
Светелка горничных
Под окнами кабинета Чехова - огород, разбитый сестрой Машей - "Уголок Франции", вдалеке виден колокол, созывавший семейство и гостей к трапезам, и флигель "Чайка".
На огороде, который поддерживается и в наши дни, как и при Чехове растет артишок.
Подлинный деревянный флигель, где была написана пьеса «Чайка», построенный в 1894 году по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля.
Небольшой беленький домик с ажурной резьбой, затейливым балконом, высокой двускатной тесовой крышей, стоит в центре сада, как сказочный терем.
11 марта 1893 года Антон Павлович писал: «Купили сруб для кухни и заказали сруб для флигеля; флигелек будет построен в саду, около забора, против аллеи любви, так что в то же время будет служить сторожкой».
Через год, 21 апреля 1894 года, он писал: «Начинаю строить хорошенький флигель».
А уже 26 июня 1894 года: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен. Плотники взяли за работу 125 рублей, а устроили игрушку, за которую на выставке мне дали бы 500 рублей».
Вначале флигель предназначался для гостей. В нем месяцами жили приезжавшие родные, останавливались друзья, знакомые, но флигелек так полюбился Чехову, что он постоянно работал в нем летом, а потом перебрался туда окончательно.
В этом крошечном домике всего 20 квадратных метров жилой площади и холодные сени. Но планировка комнат так продумана, что уютный домик кажется просторным.
На балконе установлен флагшток. Когда Чехов бывал дома, поднимался маленький красный флажок как сигнал местным жителям, что к хозяину флигелька можно приходить за советом и медицинской помощью.
Антон Павлович в летнее время принимал больных в сенях флигеля.
На флигеле мемориальная доска с надписью: «Мой дом, где была написана «Чайка». А. П. Чехов».
Флигель открывают только летом, в считанные дни. Нам не посчастливилось.
Рядом, в самом уединенном месте усадьбы, располагается "Аллея любви", которая помнит шаги Антона Павловича Чехова.
Мы посидели в тени мемориального сада, полюбовались огородом "Уголок Франции".
Творческой энергии Антона Павловича было тесно даже на большой территории «герцогства». Еще до переезда Чехов писал: «...Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа... Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, хоть маленький кусочек...».
В Мелихове Чехов получил все перечисленное с избытком. Становится земским врачом, обслуживает 25 деревень. Ловит "холеру за хвост" во время эпидемии. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях на собственные деньги Чехов строит три школы для крестьянских детей (в Талеже, в Новосёлках, и в самом Мелихове, которые были признаны лучшими в Московской губернии), строит колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа.
Принимает участие во Всероссийской (народной) переписи 1897г. (он по опыту знал, насколько это дело сближает человека с народом; ему принадлежала перепись всего населения острова Сахалина, произведенная им по своему почину и собственным средствам еще в 1890 году).
Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.
Однажды, когда мелиховские крестьяне, обратившись к новоявленному «помешчику», привычно назвали его «барин», Чехов поправил их: «Не зовите меня барином. Я не барин, а доктор, буду лечить вас».
Антон Павлович пользовался у жителей Мелихова и окрестных сел большим уважением и любовью. Они ценили «своего» доктора, всегда были приветливы и ласковы с чеховской семьей. Чехов создал у себя настоящий приемный пункт. Ежедневно с 5 до 9 часов утра он вел прием у себя дома, ездил к больным за десятки верст во всякую погоду.
В 1892-1893 гг. Антон Павлович взял на себя всю работу по организации врачебного пункта в Мелихове (когда средней полосе России угрожала холера). Чехов оборудовал мелиховский врачебный участок главным образом на свои личные средства. Он снял избу под амбулаторию, старался обеспечить пункт необходимым оборудованием, добиваться разрешения на приглашение фельдшерицы.
"Амбулатория доктора Чехова" - при Чехове ее не было.
Здесь воссоздан традиционный кабинет доктора для приема пациентов конца XIX - начала XX веков как наглядное пособие для рассказа о Чехове-враче.
В этом же здании расположен вполне современный фельдшерский пункт для жителей соседних деревень. Зайти туда не получилось, но гид сказала,что там установлены вполне современное оборудование.
В Мелихово Чехов завел двух такс - Хину и Брома. На удивление Бром был очень беспокойный, а Хина, наоборот, вальяжная. Чуть позже писатель дал им и отчества: Хина Марковна и Бром Исаевич.
Питомцев Антона Павловича увековечили в памятнике, автор скульптурной композиции из бронзы - член-корреспондент Российской академии художеств Александр Рожников.
В перевернутой фуражке лежит яблоко.
Своих любимцев писатель всегда приводил в пример как яркий образец, ни много ни мало, житейской мудрости: "У меня новость: две таксы - Бром и Хина - безобразной наружности собаки. Лапы кривые, тела длинные, но ум необыкновенный".
Таксы были полноценными членами семьи Чеховых, и вот уже шесть лет в музее проводится фестиваль такс.
Импровизированный летний театральный зал
С территории усадьбы мы отправились в деревню смотреть школу, построенную по инициативе Антона Павловича.
Дорога и окрестности очень живописные
Современная деревня Мелихово разная - есть покосившиеся, почти заброшенные дома...
...есть весьма странные сооружения, явный "новострой"
...с воротами и забором, превосходящими стоимость дома внутри...
Но встречающиеся милые котейки как-то примиряют с действительностью...
До школы дошли, но так как объект не был открыт - не смогли ни посмотреть, ни сфотографировать: забор, заросли. Обратно еле выбрались, почти заплутались в чужих огородах.
Еще один полузаросший пруд...
...где учатся нырять только что народившиеся утята...
...и тут же - вечный покой
Церковь Рождества Христова, построенная без единого гвоздя
Перед отъездом в Крым, куда писатель был вынужден отправиться по состоянию здоровья, Чехов продал имение Мелихово, и после революции оно пришло в запустение. В 1929-м рухнул главный дом. Но окрестные селяне не позволили «герцогству» пропасть окончательно - многие из них все еще хранили благодарные воспоминания о Чеховых. А в конце 1930-х годов было принято решение превратить бывшую усадьбу в музей.
29 января 1941 года музей был открыт, но совсем ненадолго: его закрыли из-за начала войны. Снова Мелихово открывается в 1944 году.
В Мелихове все с точностью восстановлено так, как было при жизни писателя. Часто реставраторам помогали счастливые случайности. К примеру, в 1966 году при вскрытии полов во флигеле были найдены обрывки обоев 70-летней давности. Это оказались обои из прихожей и коридора дома. Благодаря этой находке художник А.И.Хлопинский смог восстановить рисунок обоев, а Московская обойная фабрика напечатала уникальный комплект обоев.
Еще долго работники музея и родственники писателя восстанавливали облик чеховского «великого герцогства». Главный дом, тот, что обрушился в 1929-м, был построен вновь; обстановка его восстановлена по рассказам сестры писателя, Марии Павловны. Сейчас здесь все почти так же, как было во времена Чехова, даже цветы - «внуки чеховских пионов». Уезжая жить в Ялту, Антон Павлович взял с собой куст цветов из Мелихово. Легендарный директор музея Юрий Авдеев, положивший жизнь на то, чтобы возродить усадьбу, привез те же пионы с юга...
Использована информация с сайтов:
-
http://strana.ru/places/2477052/info-
http://bibnout.ru/chehov/p173aa1.html-
http://chekhovmuseum.com/