На основе поста от
oganiok http:// http://oganiok.livejournal.com/211080.htmlНедавно я писала о прогулке по Пятницкой улице Москвы. Много по ней интересных архитектурных памятников, о которых неоднократно писали… Но каждый для себя открывает Москву по новому и видит её со своей точки зрения. Меня интересовало, как наша мятежная история играла судьбами людей, создавшими эти памятники или владевшие ими, то поднимая их к славе и известности, обусловленной их талантом и заслугами, то низвегая и уничтожая по прихоти невежд - самодуров или самовлюбленных властолюбцев, пришедших к власти.
Там, где на Пятницкой стоит колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, налево отходит Черниговский переулок, в глубине которого виднеется прекрасное розовое здание(д.4) - это доходный дом И.Ф. Нейштадта, выполненный в неоклассическом стиле архитектором К.А. Дулиным в 1913 - 1916 годах. Хозяин был известным купцом, потомком переселенцев из Познани. Он занимался пошивом одежды и создал товарищество «Дом И.Ф. Нейштадт и Ко» в посёлке Белоомут Луховицкого района Московской области.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахВ 1913 году он приглашает одного из лучших архитекторов московского модерна Дулина, чтобы построить ансамбль доходных домов на Большой Ордынке и в Черниговском переулке. В начале XX века Дулин уже имел опыт проектирования доходных домов (А. Шахова на Большой Молчановке и братьев Н.А. и В.А. Штромов на Малой Полянке). Но его работу в Черниговском переулке можно назвать самой лучшей на то время и одной из лучших вообще. В данном случае интересы мастера и заказчика полностью совпали.
Здание расположено за первым изгибом Черниговского переулка, если идти от Большой Ордынки. Это значит, идущий сначала не видит доходный дом И.Ф. Нейштадта, и, только когда он заворачивает за поворот, перед ним открывается чудесное зрелище. Сказать, что это здание нарядное, - это ничего не сказать! Парадный фасад дома украшен так, будто выходит он не в двухсотметровый переулок, а на Тверскую улицу. Третий и четвертый этажи объединены изящным коринфским ордером, состоящим из пилястр и трехчастных колонн, которые идеально сочетаются друг с другом. Колонны увенчаны капителями с мягкими завитками.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахОсобую плавность придают ордерной части фасада небольшие полукруглые эркеры. Над окнами третьего этажа стены украшены барельефными панно с музыкантами в полный рост. Стоит только в очередной раз подивиться вкусу хозяина доходного дома. Одним из родственников Нейштадта был профессиональный музыкант, ученик П.И. Чайковского, да и сам домовладелец любил музыку и устраивал музыкальные вечера.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахНе менее изящно ионическое ордерное украшение пятого этажа с шестнадцатью пилястрами и семью крупными полуциркульными окнами. Над белокаменными архивольтами окон помещены барельефные композиции фигур полуобнаженных женщин и мужчин. Это либо древнегреческие боги, слушающие музыку, «доносящуюся» с барельефов нижнего этажа, либо меценаты, покровители искусств, которых изображали в скульптуре мастера эпохи Возрождения. Второй этаж украшен балконом со спаренными дорическими колоннами и пилястрами. Массивные парапеты балконов как будто держат излишне декорированную и перегруженную конструкцию третьего и четвертого этажей. Возникает ощущение четкого членения парадного фасада дома И.Ф. Нейштадта на отдельные ярусы. Венчает этот необычный доходный дом элегантный центральный фронтон.
Как было сказано, Капитолий Аврамович Дулин(1976-1933) был известным архитектором своего времени.
С 1896 по 1900 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), по окончании которого получил Малую серебряную медаль и звание неклассного художника архитектуры. Обучался в Императорской Академии художеств у архитектора В. А. Коссова и с 1898 года служил у него помощником. В 1900-1901 годах работал в строительной конторе «Лазарев и Строттер». С 1901 по 1906 годы являлся главным инженером и заведующим строительным отделом Сормовских заводов в Нижнем Новгороде. Член Московского архитектурного общества с 1905 года.
Вот фотки еще двух из спроектированных им зданий, которые мне удалось найти в интернете.
Это здание бывшей московской хлебной биржи (1911, Москва, Спартаковская улица, 9)
И жилой дом с залом кинотеатра «Орион», 1913 г. (перестроен во 2-й пол. XX в.)
На самом деле послужной список архитектора очень велик, что можно посмотреть в
Википедии.
После октябрьской революции продолжил активную деятельность, выступая чаще в роли консультанта по инженерным вопросам. В 1921-1925 годах работал в Управлении фабрики «Гознак». В списке осущественных им проектов и стройка жилого дома при фабрике Заготовления государственных знаков (1923, Москва, Большая Пироговская улица, 35), и проекты павильона Гознака для Всемирной выставки в Париже (1925). В 1926-1928 годах работал в Управлении «Грознефть», где спроектировал большинство сооружений по линии нефтепровода Грозный - Туапсе. По проекту К. А. Дулина было устроено водоснабжение в Грозном. Однако жизнь его сложилась не гладко, и в 1928 году был репрессирован. С 1929 по 1931 годы находился в заключении, работал в Котласе в проектных мастерских. Выполнял проекты для Управления Соловецких лагерей особого назначения. Им был осуществлен проект лечебницы Управления Соловецких лагерей особого назначения (1929).
Скончался в Москве в 1933 году, похоронен на Ваганьковском кладбище.
ИСТОЧНИК 1 ИСТОЧНИК 2 ИСТОЧНИК 3