Грифон Померании

Dec 04, 2015 22:21



Славянские знаки
Заметки любителя геральдики
В древнем гербе,
Как вино в крепкой бочке,
Время хранится.
Яр.

Заметка №1. Грифон Померании


Герб Померании, Hugo Gerhard Ströhl

Древняя Померания. Люди основывали здесь свои поселения 13 тысяч лет назад - в конце Ледниковой эпохи, то есть, практически немедленно, едва это только стало возможным. Здесь, у берегов Померании, находится величественный остров-крепость и остров-святыня Руяна-Рюген, так и не открывший свои тайны настырным немцам.
Сейчас Померания - это южно-балтийская провинция германской земли Мекленбург-Передняя Померания и три польских воеводства - Западно-Поморское, Куявско-Поморское и Поморское.
Прекрасное изображение большого герба Померании времён кайзеровской Германии сделал известный австрийский художник-геральдик Hugo Gerhard Ströhl (1851 - 1919). Герб выглядит роскошно, благодаря пышному плюмажу из павлиньих перьев, венчающему решетчатый рыцарский шлем, благодаря могучим щитодержателям. Но главное в любом европейском гербе - это щит, на него я бы и хотел обратить внимание неравнодушных читателей. Итак, щит: в серебряном поле восстающий червлёный с поднятыми крыльями грифон с золотыми передними орлиными лапами, когтями и клювом и с червлёным же языком.

Померания - это древние славянские земли на южно-балтийском побережье. Само слово происходит от славянского Помория, то есть, страна поморов, живущих по морскому берегу славянских народов. Где-то здесь - в Помории, в Зверине-Шверине, Браниборе-Бранденбурге, Старигарде-Ольденбурге обитало воинственное славянское племя вагров-варнов-варинов-варингов. И был во время оно у варинов князь Рюрик, сын новгородской княжны, дочери Гостомысла. Именно он откликнулся на зов новгородцев, желавших, чтобы у их богатой земли был наряд - настоящий благородный князь, чьи права бесспорны, чья власть - благо для страны и людей. А где именно стоял тот самый новый город, призвавший Рюрика? У нас на реке Волхов, на Ильмень-озере в нынешней Руси-России? Или где-то там, на немецком ныне южно-балтийском берегу, где и ново-городов у славян было немало и даже старо-города были? Нет точного ответа у современной исторической науки на этот вопрос.



Печать Богуслава V, 1339 г.

Одно из самых ранних из сохранившихся до наших дней изображений Померанского грифона - на печати вологощского князя Богуслава V. Рисунок этой печати, датируемый 1339 г., приводит польский исследователь Jozef Spors в своей работе «Pochodzenie nazwy Kaszuby w znaczeniu politycznym». На печати князя Богуслава V мы видим типичный немецкий рыцарский герб с померанским грифоном. В таком виде померанский грифон и дожил до наших дней в гербах всех частей Померании, перечисленных выше, кроме Куявско-Поморского воеводства. Впрочем, в гербе означенного воеводства есть видимые наполовину орёл и лев, что, в некотором смысле, является компонентами грифона.
Не исключено, что грифона на своих печатях южно-балтийские славянские князья изображали чуть ли не с середины позапрошлого тысячелетия. Возможно, грифон служил эмблемой весьма разветвлённой династии славянских князей из Помории, имевшей обширные родословные и политические связи с княжескими домами Древней Руси.
Косвенным подтверждением этого предположения могут, например, служить многочисленные изображения грифонов в декоре соборов XII-XIII века, построенных на территории великого княжества Владимирско-Суздальского. Владимирские и Суздальские князья уделяли большое внимание геральдике, одно из древнейших изображений ныне действующего герба российского города и региона до сих пор можно увидеть на фронтоне Святогеоргиевского собора XII века в Юрьеве-Польском: святой Георгий опирается на миндалевидный щит со вздыбленным львом. Этот лев и по сей день является главной фигурой герба Владимирской области и города Владимир.



Св. Георгий с Владимирским щитом, фото Валентины Феофилактовой uchitelj
Но подлинной жемчужиной древнерусского геральдического искусства является другой храм Владимирско-Суздальского княжества - это Богородице-Рождественский собор в Суздале. В западном и южном порталах собора были установлены так называемые Золотые Врата, датируемые началом XIII в. Врата представляют собой деревянные створки, обитые медными листами с библейскими и житийными сюжетами, а также со львами и грифонами. Щели между листами прикрыты валиками, на стыках которых сделаны умбоны. Валики и умбоны также украшены изображениями святых, реальных и мифических животных, растительным узором. Все сюжеты выполнены в технике горячей золотой наводки. Лев и грифон показаны в нижних клеймах на каждой створке и Западных, и Южных врат. Сюжеты с участием грифона и льва, а также обособленные грифоны и львы часто встречаются на валиках и умбонах Врат.



Грифон с правой створки западных Золотых Врат, Богородице-Рождественский собор в Суздале XII-XIII вв. Фото А.А. Александрова.

Образы львов и грифонов на суздальских Золотых Вратах можно считать образцовыми воплощениями русского геральдического стиля XII - XIII веков. В этом же стиле выполнен лев на щите Георгия Победоносца в Юрьеве-Польском, ангелы и животные на белокаменных рельефах, украшающих этот же собор и другие домонгольские храмы Владимирско-Суздальского княжества.
Но вернёмся к суздальским Золотым Вратам. Лев и грифон расположены в нижних клеймах - на каждой створке Врат есть и тот, и другой. Лев, как известно, является главной фигурой герба великого князя Владимирского. Значит, можно предположить, что и грифон изображён рядом со львом в качестве главной фигуры чьего-то княжеского герба. Может быть, одного из поморских славянских властителей, состоявших в родстве или союзе с владимирскими князьями? Возможно, следует читать Врата слева-направо и сверху-вниз, словно книги, рассказывающие об истории Вселенной, начинающейся на Небесах и постепенно доходящей до князя-льва и князя-грифона? Может быть, другие звери и сюжеты с их участием, изображённые в том же совершенном русском геральдическом стиле XII - XIII веков, указывают на другие родословные и политические связи Владимирских великих князей? Среди прочих обособленных на умбонах эмблем есть, например, двуглавый орёл, дракон, а также птица, которую можно идентифицировать как сокола: у неё загнутый хищный клюв, когтистые лапы, но она изображена не как орёл с распростёртыми крыльями, а примерно так же, как и сейчас рисуют сокола на гербе Суздаля.



Сокол с умбона южных Золотых Врат, Богородице-Рождественский собор в Суздале XII-XIII вв. Фото А.А. Александрова.

Отмечу ещё одну важную деталь: у грифонов суздальских Врат передние лапы - львиные. На печати князя Богуслава V и на современных гербах различных частей Померании у грифона передние лапы - орлиные. Это различие могло появиться в результате подгонки славянской эмблемы под моду в немецкой геральдике, или из-за простой невнимательности геральдика-художника, но, не исключено, что своеобразные грифоны принадлежали разным ветвям династии померанских-поморских властителей.
Справедливы ли предположения о геральдическом и политическом значении суздальских львов и грифонов - ещё только предстоит выяснить. Насколько мне известно, профессиональные историки ещё не рассматривали суздальские Врата как геральдический, генеалогический и исторический документ.
Бог весть, к чему приведут исследования суздальских Врат и рельефов в Юрьеве-Польском, но символическое значение герба Помории-Померании для всей славянской цивилизации трудно переоценить. Ведь основные эмблемы-хранители славянских земель - это лев и орёл, то есть те самые звери, объединённые в грифоне в могучее и прекрасное существо, пусть и мифическое. Лев - эмблема Болгарии, Чехии и Княжества Владимирского, орёл - эмблема Польши, Моравии и Княжества Черниговского. Двуглавый орёл - эмблема России и Сербии.
Не о славянском ли братстве и дружестве, мифическом в прошлом, но, может статься, достижимым в будущем, - говорит нам гордый грифон с древнего герба славянской Помории?
Ярослав Зацаринный
г. Ростов-на-Дону, 2013-2015 гг.

Помория, Славянские знаки, Геральдика, русский геральдический стиль

Previous post
Up