Сильно приближаясь к типу центрических зданий, Пизанский собор открывает собой целый ряд средневековых зданий в Италии, что придает ему особое значение. Современный ему монастырь, Сан Аббондио в Комо, не имеет перекрестия, современное же ему южно-итальянское здание, Сан Анджелло ин Формис (между 1056 и 1086 гг.), является повторением очень древнего типа ранне-христианского времени, и потому естественно возникает вопрос, откуда так неожиданно взялась эта великолепная центрическая архитектурная форма. Прообразы зданий с центральным расположением в плане довольно часто встречались в римскую и византийскую эпохи. Такие сооружения, как Пантеон в Риме, Сан Витале в Равенне и Сан Лорен-цо в Милане, представляют собой крупные центрические здания, наиболее близкие к пизанскому. Известны еще, кроме того, многие небольшие постройки, а от начала XI века сохранились еще центричеческие крещальни. Крещальня Галлиано из Канто была освящена в 1007 г., а крещальня Бьеллы относится, повидимому, к более позднему времени. От всех этих сооружений нет пути к Пизанскому собору, ибо он, в сущности, является не центрическим, а продольным зданием с центральным перекрестием. Пизанский мастер Бускетос был греком, что указывает на восточное происхождение идеи построения собора. Таким образом, здесь мы встречаемся с почти незатронутым, но очень важным вопросом о восточном влиянии, так долго волновавшим и продолжающим еще и теперь занимать искусствоведов.
Мы уже указывали в этой связи на памятник греческих зодчих, на капеллу Бартоломея в Падерборне (1017 г.). Трехкорабельный, перекрытый куполом колонный зал, с восточной стороны абсида при среднем корабле, с западной - прямоугольный, низкий с коробовым сводом притвор. Пространство это (без нартекса) производит впечатление цельного прямоугольника, т. е. в первую очередь воспринимаются внешние очертания, замыкающие стены, колонны же кажутся второстепенными элементами, внесенными в общее пространство. Таким образом, здесь выражена не идея пространственного сложения, в силу которой сперва воспринимается средний корабль, к которому затем присоединяются боковые корабли; мы имеем здесь идею разделения пространства, при которой зритель сперва охватывает общее пространство, а затем, благодаря внесению колонн, происходит «разделение» (Division) на корабли. Однако это впечатление «разделения пространства» не полное: оно уничтожается куполами.