Ровно не было проблемы достижения космоса. Ее пришлось сформулировать. Тем не менее, сразу и вполне удовлетворительно умозрительно решали. Например, де Бержерак в середине XVII века.
И есть же общеизвестный и безусловный космист мистик Джордано Бруно. Не знать о нем в обсуждаемые времена никто не мог. Разве что, знание это было столь неточным, что всякая тут отсебятина превращалась в новую философскую концепцию.
Настоящий же основатель современного научного освоения космоса был Жюль Верн. Но упомянут ровно один француз. Ни немцы, ни, тем более, русские тут не могли бы стать первыми. В общем, все пионеры космонавтики упоминают именно Верна. То есть я благодарен автору, что он упоминает иностранцев предшественников, но как же он зашорен.
Правильная и толковая статья, но я уже как-то Антону говорил, что ему не хватает Платонова. У Платонова ярко выражены все три сверхзадачи космистов, но поданы они не в титаническом, а экзистенциальном ключе, через глубокую тоску человека по истинной человечности, которая невозможна без бессмертия, космоса и воскрешения всех живших. Видимо, самому Первушину эта тоска чужда, вот он Платонова и не замечает )))
А Бродский Платонова первым писателем-сюрреалистом назвал ещё: "Если за стихи капитана Лебядкина о таракане Достоевского можно считать первым писателем абсурда, то Платонова за сцену с медведем-молотобойцем в «Котловане» следовало бы признать первым серьезным сюрреалистом. Я говорю - первым, несмотря на Кафку, ибо сюрреализм - <…> …форма философского бешенства, продукт психологии тупика.
<…> …представители традиционно неодушевленной массы являются у Платонова выразителями философии абсурда, благодаря чему философия эта становится куда более убедительной и совершенно нестерпимой по своему масштабу. <…> …Платонов говорит о нации, ставшей в некотором роде жертвой своего языка, а точнее - о самом языке, оказавшемся способным породить фиктивный мир и впавшем от него в грамматическую зависимость".
Вот уж ни к селу ни к городу! Еще одно банальное непонимание Платонова. Медведь у Платонова - не символ абсурда, не высер сюрреализма, а наоборот, выражение осмысленного и реальнейшего бытия, в котором, когда-нибудь, и животные тоже станут равноправными участниками всеобщей битвы за очеловеченную вселенную, и сами очеловечатся. Платонова нужно понимать через Заболоцкого ("Воспряньте, умные коровы!") и Хлебникова ("Я вижу конские свободы и равноправие коров"), уж никак не через Кафку.
Comments 5
Ровно не было проблемы достижения космоса. Ее пришлось сформулировать. Тем не менее, сразу и вполне удовлетворительно умозрительно решали. Например, де Бержерак в середине XVII века.
И есть же общеизвестный и безусловный космист мистик Джордано Бруно. Не знать о нем в обсуждаемые времена никто не мог. Разве что, знание это было столь неточным, что всякая тут отсебятина превращалась в новую философскую концепцию.
Настоящий же основатель современного научного освоения космоса был Жюль Верн. Но упомянут ровно один француз. Ни немцы, ни, тем более, русские тут не могли бы стать первыми. В общем, все пионеры космонавтики упоминают именно Верна. То есть я благодарен автору, что он упоминает иностранцев предшественников, но как же он зашорен.
Reply
Reply
Правильная и толковая статья, но я уже как-то Антону говорил, что ему не хватает Платонова. У Платонова ярко выражены все три сверхзадачи космистов, но поданы они не в титаническом, а экзистенциальном ключе, через глубокую тоску человека по истинной человечности, которая невозможна без бессмертия, космоса и воскрешения всех живших. Видимо, самому Первушину эта тоска чужда, вот он Платонова и не замечает )))
Reply
<…> …представители традиционно неодушевленной массы являются у Платонова выразителями философии абсурда, благодаря чему философия эта становится куда более убедительной и совершенно нестерпимой по своему масштабу. <…> …Платонов говорит о нации, ставшей в некотором роде жертвой своего языка, а точнее - о самом языке, оказавшемся способным породить фиктивный мир и впавшем от него в грамматическую зависимость".
Reply
Вот уж ни к селу ни к городу! Еще одно банальное непонимание Платонова. Медведь у Платонова - не символ абсурда, не высер сюрреализма, а наоборот, выражение осмысленного и реальнейшего бытия, в котором, когда-нибудь, и животные тоже станут равноправными участниками всеобщей битвы за очеловеченную вселенную, и сами очеловечатся. Платонова нужно понимать через Заболоцкого ("Воспряньте, умные коровы!") и Хлебникова ("Я вижу конские свободы и равноправие коров"), уж никак не через Кафку.
Или вот, у Д. Андреева:
Подход к животным станет нов,
Когда ключом любви и знания
Перевернется до основ
Наука зоовоспитания.
Членораздельнейшую речь
Развив для них усильем вдумчивым,
Цивилизацию беречь
Поручим зайцам,
зебрам,
сумчатым.
Reply
Leave a comment