Тур дэ Беларусь

Jul 18, 2012 16:19



(Почти все фотографии, за редким исключением, сделаны Лилей Тихомировой)

На прошедших выходных довелось прокатиться велосипедом по хорошему белорусскому асфальту по маршруту Столбцы-Несвиж-Мир-Новогрудок-Лида.

Экстренно выгрузившись утром из поезда в Столбцах (Минская вобласть), распаковав велосипедики и принарядившись в моднявые велошмотки, поехали мы, значится, в сторону Несвижа. Погода стояла неахтецкая. Того и гляди дождь пойдёт. Но после московской жары такие атмосферные кондиции нас вполне устраивали.



Проезжаем Успенскую церковь, которая находится в пригороде Столбцов, в деревне Новый Свержень (Новы Свержань). Там ещё костёл был напротив, но мы особо удачного ракурса не нашли, надо было поторапливаться. По ссылке всё есть.

Отъехав пару километров, останавливаемся перекусить, подзарядиться и сделать пару-тройку кадров. Вот, например:



Ураджай зерпновых у гэтым годзе павінен быць добрым!



Арсений ловит свет. А может, и точит чего в одно лицо.



Вот как надо телеса свои окормлять! В открытую. По-арийски.



Муки творчества. "Чего бы ещё ТАКОГО снять?" ["но, к сожалению, ТАКОГО бывает нету ничего..." ]

В одной из деревень, где мы меняли российские биовыживательные бумажки на аналогичные бумажки местного производства, было обнаружено на трубе одного из домов гнездо птичек, которые по своей доброте душевной имеют обыкновение приносить нам, людям, наших же детишек.



Гадаю, сколько младенцев может поместиться в таком гнезде.

Дальше мы поехали быстро и почти без остановок до самого Несвижа, ибо всё-таки начался дождь. В голове стучало "дождь в харю, а я мотаю". Вот такими мокренькими, разгорячёненькими мы и въехали в Несвиж (никто не стал здесь фотографировать, все друг на друга понадеялись, и в итоге nihil). И почему-то сразу подрулили к костёлу Во Имя Божьего Тела (Во имя Tеонана́катля, если вdrug перевести на ацтекский). Храм считается уникальным хотя бы потому, что является вторым в мире (после римского Иль-Джезу), который был построен в стиле барокко. Но вот грибного я ничего в нём не обнаружил. А фарный он вовсе не потому, что у него есть фары, а это сугубо местный, белорусский, эпитет, означающий "главный". Как говорят, искажённое от "parafia" ("приход"). Лиле почему-то стало прямо-таки противно там находиться. Арсений это объяснил давящей атмосферой культа смерти. И это при том, что внутреннее пространство барочное, а не мрачно-готичное. Бабушка при входе предлагала (на чистейшем русском, я почему-то всё же ожидал услышать мову) за отдельную плату пройти в боковой проход и припасть к чьим-то там мощам. Покорнейше благодарю, как-нибудь в следующей жизни. Ну и вообще, бабуля как-то очень ревностно охраняла проходы в нефы, так прям и заявив открытым текстом: "а то вы нам всю святость здесь порушите!". Это она не конкретно о нас, а о подавляющем большинстве посетителей, которые туда пришли с чисто культурологическими изысканиями. Почувствовав себя лишними на этой метафизицкой дискотеке, мы вышли на улицу и покатили к городской ратуше. Посетили тамошний музей. Экспозиция небольшая, набор артефактов довольно стандартный. Занятно, что большинство подписей сделаны на белорусском и английском языках. Арсений объяснил это так: "ну вот есть Западная Украина, а есть Западная Белоруссия". Я тут всё-таки не соглашусь с весомостью такого довода, ибо в Белоруссии это чистая политика, не отображающая реальное положение дел с носителями этого восточно-славянского языка. Нам, например, так и не удалось услышать НИ РАЗУ НИ ОДНОЙ фразы на мове. Все говорят по-русски. И местные, и приезжие группы туристов, и экскурсоводы. Интересно, что на английском читалось гораздо быстрее, нежели на этом полумёртвом языке. Видимо, из-за некоторых особенностей орфографии и попадающихся тут и там полонизмов, о которые то и дело спотыкаешься. Арсений уверял, что через пару дней тренировок взгляд будет спокойно летать над белорусским текстом. Да, но у нас нет столько времени. Одним из самых последних артефактов, на который я обратил внимание перед выходом из стен этого достопочтенного здания, было ружьё. Вернее, даже не столько именно оно, а крупная подпись: "РУЖЖО". Я тут же вспомнил один случай со времён средней школы. У нас учительница по русскому была строгой, требовательной и почти такой же безапелляционной, как современная россиянская власть. И имела она обыкновение обсуждать перед всем классом самые вопиющие (по её мнению) ошибки, допущенные кем-либо на прошедших диктантах. Один раз она долго честила кого-то из моих одноклассников (парня), входя прям в какой-то крайне нездоровый раж, самоиндуцируя дальнейшие всплески праведного гнева по поводу допущенной орфографической ошибки в этом злосчастном слове "ружьё". Мальчонка имел дурость отобразить сие слово на письме именно как "ружжо". "Это же надо!! Откуда он такое и слово-то взял: ружжо! Кто тебя научил такому? Я что ли? Отвечай!". Теперь, по прошествии стольких лет и посещения данного музея, я понимаю, что это была игра в гестапо, где допрашивали проколовшегося белорусского партизана.

И вот, апосля ратуши, мы решили немного подкрепиться едой и залить в себя кофе. Пошли в ближайшее кафе. И это стоило нам 500 баксов того, что мы напрочь забыли про посещение Несвижского замка. Видимо, голодное брюхо к голосу культурологии глухо.

По выезде из Несвижа в сторону Мира пошло совсем какое-то замечательное шоссе. С широченными велодорожками, с отличным асфальтом и живописнейшими окрестностями. Очень понравились разлапистые сосны по обочинам, отсутствие какого-либо мусора вокруг и аккуратненькие оборудованные места для культурных посиделок. Остановились сделать несколько кадров.





В велосипедистке некоторые смогли бы (будь план покрупнее) опознать жж-юзершу yunta_yulusimus.

Так, километр за километром, мы и подъехали к Миру.



Вот тут мы остановились где-то на полтора часа.



Вход в замок. Отреставрирован и открыт относительно недавно, с конца 2010-го года.





Эшафот?



Вид с внутренней части стены.

Часть музейных артефактов скупо расположены по углам башен. На разных уровнях, на которые надо карабкаться по весьма крутой лестнице, держась за перила.





Я вот прикинул, испросив консультации у Юли, что мне эти доспехи были бы впору. Это к вопросу о том, что, мол, рыцарские доспехи тех времён на современного мужчину среднего телосложения уже не налезут. Ещё как налезут. Только, как говорится, не дай Босх такого экспириенса. Мы уже флисом, кордурой и кевларом безнадёжно испорчены.



А вот здесь грелись сабакі-рыцары во время караулов и осад.



В одном из залов была экспозиция, целиком посвящённая ратному делу с различными образчиками из армий Великого Княжества Литовского (потом - Речи Посполитой), Московской Руси и татар. Вот этому колоритному персонажу я дал про себя имечко: падонак Вялікага Княства Літоўскага. И таких вот "падонкав" Иван Сусанин и отправил в гости к лешему. "Два перста! Два перста! - дабл децепшн!".

Далее мы жали очень по-спортивному, почти не останавливаясь. Ближе к Новогрудку поймал себя на ощущении, что почему-то очень хочется втереть в дёсны тот кофейный порошок, который я приготовил загодя ещё в Москве. Ну правильно, по километражу уже выходит, что больше сотни накрутили! Да ещё холмы пошли. Достаю ложку, жру прям так (доставать горелку и варить кофе на обочине -- это как-то не вариант на тот момент было), запивая остатками воды. И ведь помогло! Ноги опять заработали, и в горки стало подниматься явно легче. Последний затяжной подъём, и мы в Новогрудке! Название вызывало ассоциации то ли с куриными грудками, то ли с женщиной, которая только что прооперировалась на предмет "улучшения" груди. На самом деле, всё гораздо проще. Оказалось, чтоб забраться в центр города, нужно ещё впилить в такой подъём, которого у нас за всё путешествие и не было. Впилили. Пока некоторые добровольно имели сомнительное развлечение в виде разговора с местной, совершенно неагрессивной, молодёжью (звали нас на дискотеку и всё такое), мы проехали ещё чуть-чуть и оказались на краю холма, где стоит часть стены разрушенной крепости:



И оттуда совершенно невозможно уже будет не заметить костёл Преображения Господня:


Намотав ещё километров пять, всё же находим место с ручьём и встаём прям в поле, недалеко от перелесочка. Вспугиваем олениху с детёнышем. Позже, когда сумерки сгустились уже так, что сразу и не разберёшь, перед нами проскакало, похрюкивая, небольшое стадо кабанов. Они, скорее всего, какого-то своего сородича гнали куда-то. На нас - ноль внимания. Подумалось, что такая ситуация имеет место, наверное, из-за того, что во-первых, охота серьёзно ограничена, а, во-вторых, в Белоруссии маловато лесов, но очень много полей, отданных под сельхозугодья. На ночь, помимо традиционных для нашего велоклуба историй ("you know what I mean"), я чего-то расфантазировался на тему кабанов. "Представь, ты такая просыпаешься, а палатка разодрана, и в образовавшемся отверстии торчит мокрый пятак, который начинает тебя так основательно обнюхивать...". Почему-то дальнейшие развитие сюжета слушать не захотели, попросили прекратить. И чего боятся? Ясно же, что местные кабаны такие же незлобивые, как и те новогрудские пацанчики. А в остальном девчонки показали себя молодцом, выдюжив такой километраж. Приблизительно 115 км за день. Лиля, например, вообще в первый раз в подобных выездах участвовала. Резюме: слухи о хрупкости женщин весьма преувеличены. Главное - это заручиться их доверием, указать направление и задать нужный темп. Ну и вечером их пуэром напоить, чтоб были в состоянии хотя бы разговаривать. А ужин мы уж сами сварганим.

На следующий день катание было куда более вальяжным в силу того, что времени было с запасом (хотя на некоторых участках ехали достаточно спортивно). Поэтому можно было неспешно пофотографировать:





Арсений имитирует пораженческое настроение. "Жду автобус до Лиды, а вы можете и дальше париться и крутить педали".



Сегодня своею кукурузой поля ты засадил,
А завтра иностранцев на рынок не пустил.



Без мудаков в полях всё покосил,
И небеса родные не пропил.



И живность для детей своих сберёг,
И лес в округе не пожёг.



И так, шедевр за шедевром, докатили до Берёзовки. И одна мысль точила мой мозг, наглядевшийся на белорусские варианты названий: ну почему же тогда название страны не мутировало во что-нибудь типа Бяларусць?

А в Берёзовке оказалось очень уютно и ухожено. И это не смотря на наличие там стекольного завода.



Перед столовой завода даже велопарковка имеется. Вроде и круто, но не под наши велосипеды (из-за рюкзаков они начинали валиться назад, т.к. велосипед должен здесь цепляться рулём за стойки в чуть приподнятом состоянии).



Немного местной веломоды.

Но в заводском кафе нас не накормили; оно уже или ещё не работало. Также не работало отделение местного банка. Воскресенье - выходной! Пришлось чавкать в местном кафетерии при продуктовом магазине.



Много молодых туй вдоль дорог. Симпатично.

Поехали дальше и не преминули возможностью искупаться в Немане (Нёмане). Мы думали, что он глубокий, но в том месте даже почти на средине реки было всего лишь по колено. Так, поплескались на мелководье и сразу на берег. Неинтересно.

И так как времени оставалось предостаточно, то мы устроили чилаут на полтора часа у кромки леса:




Бывает, знаете ли, всё так классно...



Лиля.

В общем, когда мы отлипли, то где-то за час с небольшим доехали до Лиды. К нашему сожалению, замок будет отремонтирован и открыт для посещений только в 2014-м году:


Проехали мимо церкви Воздвижения Святого Креста. Внутрь не пошли, там служба шла, несколько людей аж снаружи стояли. Заехали пообедать в какое-то кафе. Ничего так. Но вот в туалете, например, нет мыла. Никакого. И салфеток. Какая Белоруссия, после всего этого, Европа? Арсений выдвинул постулат о плавной европеизации, некоем градиенте, так сказать. Но тут и так всё понятно. Используя банальную "заборную аналитику" (это когда вывод о состоянии умов народонаселения той или иной страны делается в первом приближении по состоянию тех же заборов, окон и стен домов), можно подытожить, что люди здесь звёзд с неба не хватают, живут довольно скромно, но опрятно, со здоровым чувством собственного достоинства. Совершенно незлые, спокойные. От молодёжи никакой особой похабщины не слышал. И не видел ни одного подростка с сигаретой и/или бутылкой пивасика. Всё как-то весьма размеренно и довольно толково.

А вот и подошло время перебираться на вокзальчик, паковаться и готовиться к подсадке на поезд. Ну и надо же было как-то провести эти полчаса в ожидании поезда:


В поезде было весело. Конец (Канец).

путешествия, фото, достопримечательности, free speech, вело

Previous post Next post
Up