После прочтения статьи "
История с климатом" кандидата исторических наук С.А.Кувалдина, опубликованной в апрельском номере журнала "Химия и жизнь", решил задаться вопросом: а сколько имеется известных науке случаев извержений вулканов, для которых существуют определённые доказательства их серьёзного влияния на климат и, как следствие, не менее серьёзного влияния на жизнь определённых групп людей, а то всего человечества в целом? Это такая, если хотите, фишка поста - показать определённую зависимость истории человеческого рода от данного грозного геологического феномена.
Наверное, первым таким извержением можно считать извержение
вулкана Тоба, которое произошло около 75 тысяч лет назад. С этим катаклизмом связано, судя по
результатам молекулярно-генетических исследований, резкое обеднение генофонда человечества. Это так называемый "эффект бутылочного горлышка", когда из-за резкого сокращения численности популяции, происходит такой своеобразный геноцид. Масштаб этого геноцида оценивается в десятикратном размере, а если более-менее конкретно, то считается, что поголовье тогдашнего человечества сократилось со 100 тысяч до 10. Представьте и подивитесь тому факту, что все мы являемся потомками тех, кто сумел пережить цепочку климатико-экологических неурядиц, последовавших за этим извержением. Напомню, что согласно современным антропологическим представлениям, все гомо сапиенсы той эпохи имели весьма ограниченный ареал проживания, ведь даже просторы Ближнего Востока не были тогда ещё обжиты. (Туда наши предки стали проникать около 70 тысяч лет назад, сталкиваясь с местным неандертальским населением). Не говоря уже о Европе, половина которой тогда томилась под гнётом ледника, а другая половина имела малопривлекательный субарктический климат. То есть, всё то человечество проживало на относительно небольшом участке суши в Африке, что, естественно, создаёт больший риск (по тем или иным причинам) вымирания вида полностью, нежели в случае, когда биологический вид расселён широко и имеет независимые популяции на различных континентах. Диверсификация рисков, так сказать.
Конечно, среди исследователей данной катастрофы есть скептики, которые сомневаются в её масштабности и степени воздействия на человечество. У них имеются два основных аргумента, которые они пытаются педалировать:
- во-первых, не смотря на 6-метровые отложения пепла на Индостане, там обнаруживаются палеолитические орудия и под, и над слоем вулканического пепла;
- во-вторых, разработанная климатическая модель последствий извержения якобы не даёт катастрофичной картины, а всего лишь рисует кратковременную (год-два) пертурбацию.
Подробнее о контр-доводах к скептическим изысканиям и о прочих деталях
читайте в статье на "Антропогенезе".
Второе - это извержение Эльбруса около 45 тысяч лет назад, которое, судя по всему, ответственно за начало так называемого "похолодания Хейнрих 5" - одну из стадий последнего, плейстоценового оледенения, которое началось около 120 тысяч лет назад и просуществовало (с относительно кратковременными отступлениями) до 9700-9600 годов до н. э. Вероятно, именно этот сдвиг климата существенно осложнил и без того нелегкую жизнь в ледниковой Европе нашим, условно говоря, двоюродным братьям - неандертальцам.
Изучение
Мезмайской пещеры дало некоторые основания для подтверждения гипотезы, что неандертальцев подкосило именно изменение климата, похолодание, достигшее своего пика в период 26-20 тысяч лет назад. Тогда же, и довольно резко, исчезают представители этого альтернативного человечества.
Подробнее.
Следующее извержение стоило бы, наверное, упомянуть лишь для заполнения временного разрыва, так как вроде нет никаких свидетельств, что произошедшее 26,5 тысяч лет назад грандиозное
извержение вулкана Таупо на Северном острове Новозеландского архипелага, как-то повлияло на уже живших к тому времени в Австралии предков нынешних аборигенов. (В Новой Зеландии же, судя по различным данным, человек вообще появился лишь после первой четверти второго тысячелетия нашей эры).
Здесь мы опять перелетаем на пару десятков тысяч лет и ужасаемся последствиям извержения, которое произошло между 1645 и 1600 годами до н.э. Это так называемое
минойское извержение. Названо оно так неспроста, ибо именно этот катаклизм, судя по всему, подкосил минойскую цивилизацию. Сам вулкан располагался на острове Санторин и бомбануло его так (извержение было взрывного типа), что вся центральная часть острова с западной периферией взлетела на воздух, а на её месте образовалась широко известная даже у неспециалистов
кальдера. Пеплом и цунами накрыло Крит, где, собственно, и находился очаг минойской цивилизации. Также следы пепла обнаружены на побережье Северной Африки и в юго-западных районах Малой Азии.
Есть гипотеза, что именно минойское извержение послужило основой для создания мифа о гибели Атлантиды.
Наиболее известное у широкой аудитории извержение - извержение Везувия в 79 г. н.э. Опять взрывной тип извержения, который теперь называют ещё плинианским в честь погибшего во время оного античного учёного Плиния Старшего. Его племянник, Плиний Младший, составил два письма-отчёта об этом извержении и гибели городов Помпеи и Геркуланума (ещё был уничтожен город Стабии) для историка Публия Тацита.
Что характерно, во времена Средневековья о данном извержении позабыли, а расположение и названия городов почти выветрились из памяти потомков, и лишь во времена Возрождения, в 1592 году, при проведении земляных работ была откопана часть городской стены. Правда, долгое время никто не знал, что же на самом деле они откопали. Например, вплоть до 1763 года исследователи ошибочно принимали Помпеи за Стабии. Интересно, что большой вклад в этот масштабный археологический проект внесла сестра Наполеона Бонапарта - Каролина. Став королевой Неаполя, она, действуя вполне в духе идеалов просвещения, задействовала свой административный ресурс на благо проекта.
В 1870 году руководитель раскопок
Джузеппе Фиорелли обнаружил интересную и жутковатую особенность - на месте тел погибших людей и животных, погребённых в своё время
пирокластическим потоком с температурой во много сотен градусов, образовались пустоты. При заливке этих пустот гипсом получались реконструированные предсмертные позы жертв извержения.
Например.
Можно констатировать, что данное, наверное, самое известное у широкой публики извержение, не смотря на гибель трёх городов, не вызвало никакой перестройки климата и огромного количества жертв. Последствия извержения носили лишь локальный характер.
О некоторых технических и не очень подробностях извержения:
страница на Вики.
1600 год, извержение перуанского вулкана Уайнапутина. А вот этот катаклизм, судя по многим приметам, стал причиной пусть и кратковременного, но глобального воздействия на климат. Помимо гибели порядка полутора тысячи местных индейцев, от погодных неурядиц, гибели урожая и, как следствие, голода в Европе 1601 года, особенно в восточной её части, произошли массовые вымирания населения. Очень сильно пострадало Московское царство, население деревень которого массово бежало в города в попытках раздобыть хоть какое-то пропитание. Одна из записей монаха Иосифо-Волоцкого монастыря гласит, что «мертвых по улицам и дорогам собаки не проедали». Считается, что именно разразившийся голод 1601-03 гг. стал одним из решающих факторов, который подкосил династию Годуновых.
Исследование этого извержения на основе моделирования привело к выводу о возможном разносе частичек вулканического серосодержащего пепла скоростными потоками воздуха в верхних слоях атмосферы по всему земному шару. При таком положении дел происходит охлаждение земной поверхности под плотными слоями непроходящей облачности, изменяется циркуляция потоков воздуха, выпадают кислотные дожди.
Интересно, что косвенным подтверждением изменения климата в глобальном масштабе послужили свидетельства, почерпнутые из мореходных записей начала XVII века. В них говорится о невероятно быстрых переходах морских судов из Мексики на Филиппины. Как полагают учёные, причина этого - появившиеся устойчивые сильные ветра, подгонявшие парусные суда по водам Тихого океана с востока на запад.
Извержение исландского вулкана Лаки в 1783-84 годах (оно шло 8 месяцев) привело к гибели 10 тысяч островитян и к кратковременной перестройке климата в Северном полушарии. В Исландии эту природную катастрофу помнят и изучают в образовательных учреждениях как одну из самых трагичных страниц истории страны. В общей сумме за весь период извержения вулкан излил почти 15 кубических километров лавы. Такими объёмами, например, можно залить «с головой» современный город-миллионник. Количество исторгнутых сопутствующих продуктов также потрясает воображение - в верхние слои атмосферы планеты попало 8 миллионов тонн фтористого водорода и примерно 122 миллиона тонн диоксида серы. Естественно, всё это дало о себе знать самым непосредственным образом. Во многих местах прошли кислотные дожди, уничтожая культурные насаждения и дикорастущую флору. Некоторые города накрыло ядовитым туманом. Разразившийся вслед за этими неприятными явлениями голод стал причиной болезней и смертей многих тысяч людей.
Из американских Штатов доходили вести, что весной 1784 года в низовьях главной водной артерии континента - Миссисипи - местные жители видели невероятный по своим объёмам ледоход. По реке плыли мощные льдины, которые успели образоваться за время особо суровой зимы в верховьях. Стоявшая необычайно прохладная для этих мест погода препятствовала его таянию даже в водах тропического Мексиканского залива.
Никто иной, как сам Джордж Вашингтон весной 1784 года жаловался в письмах, что его люди оказались запертыми в вирджинском поместье Маунт-Вернон из-за непроходимых снежных заносов.
Неурожайная погода держалась ещё несколько лет, что не могло не сказаться на цены продуктов питания. Вполне возможно, что именно массовый голод стал той последней каплей в чаше народного терпения, и в 1789 году грянула Великая французская революция.
И, наконец, знаменитый «год без лета» - 1816 год, которому предшествовало чудовищное извержение индонезийского вулкана Тамбора годом ранее. Взрывное извержение, помимо взрыва вулканического конуса с разлётом вулканических бомб, породило цунами. Жертвами всех этих катаклизмов стали 70 тысяч местных жителей. От последующих погодных изменений пострадали самые отдаленные области земного шара. В летнее время 1816 года были отмечены заморозки и снегопады не только в Западной Европе, но и по другую сторону Атлантики. Примечателен тот факт, что многие пострадавшие от климатического разлада европейцы попытались было спастись, эмигрировав в Канаду или США. Каково же было их разочарование и последовавшее отчаяние, когда и в этих краях они обнаружили точно такую же неурядицу - стояла холодная погода, постоянно лили дожди, зерно гнило на корню, а заморозки добивали посевы.
Довольно известным является тот культурологический факт, что этот год без лета поспособствовал появлению на свет ряду известнейших произведений так называемой литературы ужасов. Дело в том, что из-за разразившейся непогоды девятнадцатилетняя английская писательница Мэри Шелли (урождённая Мэри Уолстонкрафт Годвин), её сводная сестра Клэр Клермонт, её гражданский муж Перси Шелли, лорд Байрон и его личный врач Джон Уильям Полидори оказались по сути взаперти пространства виллы Диодати на берегу Женевского озера, где они, судя по всему, довольно неистово сублимировали, результатом чего явились роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» за авторством Мэри и рассказ «Вампир», который начал было сочинять Байрон, но передумал, и эстафету подхватил Полидори.
Куда менее известными, но куда более, наверное, полезными, являются иные последствия от этого ужасного года, которые встречаются в научпоп-литературе, но являются недоказуемыми. Однако:
- химик Юстус фон Либих так был потрясён пережитым в детстве голодом, что решил посвятить свою жизнь науке питания и взращивания растений и смог первым синтезировать минеральные удобрения;
- немецкий изобретатель Карл Дрез, пробуя найти альтернативные лошадям источники передвижения, изобрёл прототип велосипеда; лошадиное поголовие сильно сократилось из-за нехватки кормов, причиной которой явилась гибель растительности.
Что интересно, в Российской империи, судя по данным наблюдения, на большей её части не было погодных аномалий, в некоторых областях температура была даже выше среднестатистической, что видно на
этой карте (здесь, правда, изображены границы современных государств).
Конечно же, и после 1816 года происходили крупные извержения, но ни одно из них не приводило к подобным погодным аномалиям. Довольно раскрученной темой является феномен Йеллоустоунского супервулкана. Если кто по странному стечению обстоятельств всё ещё не в курсе данного грозного явления природы, то можете почитать про него, например, вот
здесь. Не секрет, что некоторые горе-патриоты спят и видят начало извержения этого чудовища. Напомню, что по результатам геологических исследований была получена карта разброса пепла от последнего извержения, которое приключилось порядка 630 тысяч лет назад -
вот она. Впечатляет, конечно, почти вся территория нынешних США (кроме Аляски и заморских территорий) находилась в зоне покрытия. Естественно, повторение в подобных масштабах не сможет не вызвать глобального климатического катаклизма, а также всеобщего сильнейшего экономического потрясения, а то и коллапса. Не говоря уже о многочисленных прямых и косвенных человеческих жертвах.
P.S. Как говорится, пока верстался номер, со мной приключился очередной литературный синхрон. Начал читать роман Пола Боулза «Пусть льёт» и в начале четвёртой главы ВНЕЗАПНО про вулканизм и его влияние на погоду, которое, похоже к середине XX столетия стали осознавать даже малограмотные люди. Вот отрывочек: «На Канарах случилось мелкое извержение вулкана. Несколько дней испанцы о нем говорили; событию придали большое значение в газете «España», и многие, у кого там жили родственники, получали успокоительные телеграммы. На этот катаклизм все списывали жару, знойный воздух и серовато-желтый свет, висевший над городом два последних дня. У Юнис Гуд была собственная горничная, которой она платила поденно, - эта неряшливая испанская девушка приходила в полдень и делала ту лишнюю работу, выполнения которой нельзя было ожидать от гостиничных слуг: например, следила, чтобы одежда была отглажена и сложена в порядке, бегала с мелкими поручениями и ежедневно мыла ванную. В то утро новости о вулкане ее переполняли и она болтала о нем - к вящей досаде Юнис, ибо та решила, что у нее настроение для работы. - Silencio! - наконец воскликнула она; у нее был высокий тонкий голос, довольно-таки не вязавшийся с цветущей внешностью; девушка воззрилась на нее и хихикнула. - Я работаю, - пояснила Юнис, изо всех сил постаравшись выглядеть занятой; девушка хихикнула опять. - Как бы там ни было, - продолжала Юнис, - эта плохая погода просто оттого, что наступает маленькая зима. - Говорят, это все вулкан, - стояла на своем девушка.
…
Вулканы ее злили. Разговоры о них заставляли ее вспомнить сцену из собственного детства. Она ехала на судне с родителями из Александрии в Геную. Однажды рано утром отец постучался в дверь каюты, где жили они с матерью, и возбужденно позвал их сейчас же на палубу. Скорее сонные, нежели проснувшись, они явились туда и увидели, как он безудержно показывает на Стромболи. Гора изрыгала пламя, по бокам ее текла лава, уже алая от восходящего солнца. Мать ее посмотрела мгновенье, а потом голосом, хриплым от ярости, выкрикнула одно слово: - От-врат-но! - развернулась и увела Юнис в каюту. Вспоминая это теперь, Юнис разделяла материно негодование, хоть и видела отцово удрученное лицо».
Экие тупые сучки, право слово.