Сантос - океан тысячи гитар

Feb 16, 2009 23:38

     У меня на языке вертятся тысяча сказок и присказок о гитарном оркестре Сантоса и моих изумительных гитарных друзьях. Но, прежде чем начать рассказывать взахлеб, наверно, нужно изложить краткую историю курса гитары в Сантосе, построенного на групповых уроках. Весьма поучительную, обыкновенную и невероятную.

Странные мои блуждания по бразильскому миру привели меня в гитарный оркестр Федерального Университета Сан Пауло. При оркестре находились гитарные курсы, на которых все уроки, с самого первого занятия, проводились в группах человек по двадцать. Все приходили со своими гитарами, и с первых нот учились играть дружно и вместе. Нашими учителями были три молодых задорных парня - Рикардо, Марсело и Рафаэл. Но то и дело мы слышали от них таинственное имя Антонио Манзиони. Манзиони был изобретателем системы коллективных гитарных классов, основавший в Сантосе гигантскую гитарную школу при Муниципальном Театре, в которую каждый год приходили более пятисот человек. Раз в год все эти ученики давали вместе образцово-показательный концерт. А из 30-40 лучших ребят составлялась Камерата - гитарный оркестр, в котором ребята сами делали аранжировки, постоянно репетировали, и повсюду выступали с концертами. Последние полгода Манзиони лежал в коме в госпитале, а его молодые последователи старались как-то удержать это все в своих руках.

В Сан Пауло курс только начинался, и нас там было всего человек пятьдесят. Готовых играть в оркестре - всего десять. Поэтому периодически мы выбирались в Сантос на воскресенье поиграть вместе в Камератой. Особенно в этих вылазках я любила залезть в архив, смотреть на старые фотографии, и расспрашивать ребят постарше об истории курса. Первый семинар по обучению игре на гитаре в больших группах Манзиони провел в Сантосе еще в 1971 году. На этой фотографии  - 240 человек с гитарами на ступеньках мэрии Сантоса.




Гитарная школа Манзиони берет свое начало от знаменитого Франсиско Таррега. Его ученик Miguel Llobet много лет подряд приезжал с концертами и мастер-классами в Монтевидео и Буэнос Айрес, и у него учился уругваец Исаиас Савио. Савио был концертистом и композитором, а невероятная череда событий во время турне по Латинской Америке в 1931 году заставила его остаться в Бразилии. По рассказам Манзиони, среди этих событий фигурировало ограбление с утратой всех денег и документов, и роковая любовь к французской балерине, также приехавшей в Бразилию с концертами. Со временем Савио осел в Сан Пауло, а Манзиони стал одним из его учеников. С плотно засевшей в голове мыслью, что гитара должна быть доступна всем. И что нет ничего лучше, чем собираться вместе, и играть вместе.

Это Манзиони:




В 1972 году курс коллективных уроков игры на гитаре под руководством Манзиони был официально зарегистрирован при Муниципальном театре Сантоса. Каждый год на совместном концерте собирались несколько сотен учеников. А в 1982 году была основана первая Камерата, благословленная женой известнейшего бразильского композитора Эйтора Вилла-Лобоса Арминдой. После этого курс гитары стремительно стал расти вширь, и в 1984 году Манзиони дирижировал оркестром из 1001 гитары на ступенях Муниципального театра, под прицелом камер одного из основных бразильских телеканалов "Globo" для передачи "Fantástico".

Здесь Манзиони дирижирует 200 гитарами на финальном концерте 2001 года:




Основная идея курса Манзиони с самого начала была не в формировании концертистов, а в передаче искусства и культуры посредством гитары. Многие из людей, которые приходят в Муниципальный театр, не имели возможности окончить среднюю школу, и их познания о разнообразии жизни ограничиваются телевизионными передачами. Очень часто первое домашнее задание - это не только поиграть упражнение на первых четырех ладах гитары, а и провести один из дней недели без телевизора. И подумать о том, чего именно без него не хватает. Ограничений по возрасту нет, и в одном и том же классе сидят подростки и пожилые люди. По словам Манзиони, это только к лучшему -  пожилые черпают у молодых энергию и веру в собственные силы, а подростки в присутствии старших становятся более дисциплинированными. Манзиони тогда все-таки вышел из комы, и я не раз еще бывала на репетициях в его присутствии, путешествовала вместе с Камератой, и сидела с Манзиони за бесконечными разговорами на разные темы.

Вот еще одна фотография 2001 года после финального концерта:




  Манзиони - итальянского происхождения, и потому обладает весьма горячим темпераментом и обожает сильные образы и эффекты. Когда он спрашивает группу о чем-то важном, то не ленится пройти по рядам и посмотреть в глаза каждому из сорока человек. "Могу положиться на тебя? на тебя? на тебя?" Иногда репетиции превращались в групповые скандалы со слезами и разоблачениями, с последующим разбором происшедшего и психотерапией. Одна из наиболее мне запомнившихся случилась в один из первых приездов в Сантос, когда мы с нашими тремя удалыми учителями спустились с гор на двух машинах в предвкушении разбора нового попурри с бразильскими карнавальными маршами начала века.

Эта репетиция началась с того, что Манзиони произнес очень грустную речь на тему о том, что существуют отдельные люди, не полностью отдающиеся Камерате, занятые собственной гордыней, которые пропускают репетиции ради того, чтобы бренчать дома сами по себе, не понимая, что таким образом будущего у них нет и не будет. И которые не ценят труд своих товарищей. Драма была в том, что эту речь Манзиони начал со слов "Мне рассказали". И на вопрос "Кто рассказал?" - в конце концов ткнул пальцем в длинноволосого худенького мальчика. Который грохнул чехол с гитарой на пол и расплакался (как ни невероятно, это был мой будущий Бруно...). Объект речи, пропустивший репетицию, расплакался тоже, таким образом, себя выдав. Манзиони по одному спрашивал участников группы, что они чувствуют в этот момент, и ребята начинали сбивчиво говорить, и тоже плакать. Лишь мой верный друг того времени Марсело, единственный, сохранявший хладнокровие, по очереди подходил к плачущим, и с каменным спокойствием подавал им свой носовой платок. Потом Манзиони произнес заключительную речь о том, что переживания и слезы объединяют, что всех прощает и всем то же самое рекомендует, и прошел по рядам и обнял всех по одному. Мы вернулись в Сан Пауло, так и не прикоснувшись к гитарам, а мои учителя ржали всю дорогу, и говорили, что в Сантосе иногда такое бывает...

Вот Манзиони на репетиции с Камератой нового поколения в июне 2008:




Манзиони - человек удивительной силы, но, к сожалению, не только созидательной, но и разрушительной. Не раз Камерата распадалась целиком, и он снова создавал новую из младших учеников курса. Я провела с Камератой пять лет, и очень хороших лет. Но всему свое время. Начиная с некоторого момента, лучше оставаться наблюдателем....

В 2004 году Камерата Сантоса и наш гитарный оркестр Сан Пауло вместе выступали на одной из самых известных передач канала "Globo", названную по имени ведущего Жо Соареса. Правда, со свойственным Манзиони упрямством, он репетировал с нами бразильский репертуар, несмотря на то, что его попросили сыграть что-то необычное. И программу в итоге пришлось менять за полчаса до шоу в прямом эфире, так как на месте ему переубедить Жо тоже не удалось. Но все получилось не так уж плохо. Вот мы играем вальс к "Маскараду" Хачатуряна. Я с правого края, с очень серьезной физиономией и волосами до плеч, подстриженными в кружок:

image Click to view



А вот открытие той же передачи испанской мелодией "Malagenha", переходящей в андалузский танец "El vito". Здесь видно, что дирижированию Манзиони никогда не учился... но он же гитарист. А такой размах все это приняло исключительно на его энтузиазме.

image Click to view



А вот и один из живописных финальных концертов года с сотней гитар. Это 2007 год, Бруно дирижирует. Это знаменитейшая "Aquarela do Brasil" - "Бразильская акварель", написанная Ари Баррозо в 1939 году, в аранжировке ребят из Сантоса. Бруно-гитариста можно послушать здесь.

image Click to view

Сантос, Камерата, Бруно, музыка

Previous post Next post
Up