Пятница № 95 Гробницы Царей Иудейских

Sep 30, 2008 23:45

Прогулка эта была еще в марте прошлого года, а напомнила мне о ней картина художника В.В.Верещагина в Русском Музее.


В Иерусалиме. Царская гробница. 1884. Масло
Первым археологическим исследованием в Иерусалиме принято считать произведенную в 1863 г. Л. Ф. де Сольси расчистку усыпальницы к северу от Дамасских ворот. Де Сольси полагал, что обнаружил гробницу царей Иудеи, упоминаемую в Библии, и потому назвал усыпальницу Гробницей царей (позднее установлено, что это усыпальница принявших иудаизм царей Адиабены). Найденные при расчистке саркофаги де Сольси отправил в Лувр. (Практика отправки находок в музеи стран, снаряжавших археологические экспедиции, сохранялась до 30-х гг. 20 в.)

У подножия скалы высечена арка, через которую вступают сначала первый (квадратный) двор, окруженный высеченными в природной скале стенами. В него сходят по ступеням широкой каменной лестницы,


а против нее в противоположной стене двора высечена камера, в которой жил приставленный к гробам служитель.


В южной стене вестибюля в нише горел большой светильник, а цистерна была наполнена холодной водой для омовения после прикосновения к трупу.


По преданиям, здесь ангел смерти омывал меч, поразивший умершего.


Второй (восточный) двор, тоже высеченный в скале, по площади своей был намного больше первого.


В одном месте пол его был выложен тщательно подобранными плитами, под которыми находился спуск из восьми ступеней, приводящий к входу в гробницы.


Дверь в гробницы была плотно закрыта камнем, который перемещался по каменному желобу специальным механизмом, когда нажимали определенную панель в полу (гидравлической системой?). В настоящее время система не функционирует.



Входившие сюда в древние времена сначала оказывались в чистой пещерной галерее с каменным сводом и скамьями для отдыха. За ней находились входные двери, закругленные сверху, высотой около полутора метров. Двери царских гробниц так плотно прилегали к косякам, что, по свидетельствам очевидцев, с трудом можно было отличить, где кончается стена и начинается собственно дверь. Причем они были такими низкими, что внутрь подземелья можно было только вползать.


Первая камера царских гробниц представляла собой высокий просторный зал квадратной формы, предназначавшийся для носильщиков гробов. В нишах этого зала, высеченных в южной, западной и восточной стенах, ставились для освещения лампы. Вдоль стен были высечены скамьи для родственников и друзей покойного, которые здесь оплакивали умерших.


Через западную дверь из этого зала попадали в другую камеру - тоже квадратную со сторонами около трех метров. В ней тоже были высечены скамьи - на одном уровне с порогом двери. Стены этой камеры (кроме западной) имели по три погребальных отделения - одно в центре и два поменьше по сторонам от него. Среднее отделение имело три ложа для саркофагов, поднятые высоко над полом. Боковые отделения служили одиночными ложами для отдельных саркофагов.


В глубине каждого такого отделения - отверстие, которое ведет в небольшую камеру, предназначавшуюся для хранения царских сокровищ. Когда саркофаги стояли на своих местах, отверстия в сокровищницу были совершенно незаметны.
В настоящее время все гробницы иерусалимского некрополя открыты и пусты.


Исчезли не только находившиеся там сокровища, но и саркофаги с прахом, хотя расхищение усыпальниц у всех народов считается величайшим святотатством. Правда, исследователям случается напасть и на нетронутые гробницы, но это бывает очень редко.
В центральном отделении северной стороны этой второй камеры есть спуск в нижнюю камеру гробницы, где на западной стороне, под полукруглой аркой, было высечено ложе для саркофага. В этом отделении французский археолог Сольси нашел два куска от разбитого саркофага, которые теперь находятся в Лувре. Судя по этим кускам и свидетельствам очевидцев, саркофаг был так велик, что его не могли бы внести в проход, ведущий в камеру. Поэтому он был высечен в готовой гробнице из находившегося тут же материала.
В царских гробницах есть еще и другие камеры и помещения.


По свидетельству Иосифа Флавия, царские гробницы должны были иметь остатки какого-то особенного памятника, возведенного царем Иродом для искупления своей вины, так как в свое время он святотатственно ограбил их Когда Ирод вместе с несколькими приближенными вторгся в гробницы и стал забирать сокровища, из стены вдруг вышло пламя и опалило двух его провожатых. Испуганный царь бежал и для укрощения гнева Божьего построил над вестибулом гробниц монумент из белого камня.
Чтобы найти остатки этого монумента, Сольси в 1863 году расчистил верхнюю площадь над гробницами, и над местом вестибюля действительно нашел искусственную площадку, а на ней остатки камней. Но так как монумент царя Ирода располагался над самым углублением большого открытого двора, то можно было ожидать, что при последующем разрушении монумента часть его будет сброшена вниз - во двор гробниц. И действительно, здесь были найдены остатки с орнаментом совершенно другого рисунка и стиля, чем орнамент царских гробниц, и большие камни, отличающиеся от материала, из которого были сделаны усыпальницы.


Независимо от монумента, Сольси расчистил часть первого восточного двора и открыл лестницу с большими площадками, высеченными в скале. Далее были расчищены ворота, соединявшие восточный двор с западным,


и во время этих работ было найдено большое количество древних монет: древнееврейские монеты в одну четверть шекеля, монеты времен Колония - римского прокуратора при императоре Августе, монеты Понтия Пилата - прокуратора при императоре Тиберии, несколько монет хасмонейского типа с двумя рогами изобилия, монеты крестоносцев, а также более поздние турецкие и египетские пиастры.
Еще более интересные находки ожидали Сольси внутри самих гробниц. Так, при расчистке первой камеры первой гробницы были обнаружены урны с пеплом сожженных трупов (по обычаю римских погребений), банки, банки-слезницы, остатки римского оружия, статуэтки тройной Гекаты и многое другое. Чуть в стороне лежали около десятка скелетов, сваленных в общую кучу, а между скелетами тоже было найдено много монет, причем они лежали кучками, видимо, находились в поясах одежд усопших. Все монеты соответствовали эпохе, предшествовавшей осаде Иерусалима императором Титом. Самая поздняя из них была чеканена римлянами во время самой осады.
Дальнейшая расчистка погребальных камер дала не менее богатые результаты. В кучах земли и сора были найдены так называемые алавастры для миро, которые евреи употребляли задолго до того, как они стали известны в евангельской истории. Особенно интересными оказались один флакон-алавастр ассирийского происхождения, а также драгоценные серьги круглой и продолговатой формы и кольца. Были найдены обломки оссуариев, сделаных из мягкого известняка, с четырьмя ножками и с орнаментом в виде шестиконечных звезд.
В одной из камер Сольси нашел такой огромный саркофаг, что он едва помещался на своем ложе. Углы его даже были чуть спилены, чтобы он мог войти под арку. На крышке этого саркофага были вырезаны два диска, а между ними располагались строки «צדה מלכתה». Отделка саркофага не отличалась тонкостью, как будто его делали на скорую руку в чрезвычайных обстоятельствах. Но по вскрытии в нем нашли очертания человеческого праха с приподнятой головой и сложенными на чреслах руками. При первом прикосновении к черепу усопшего вся фигура рассыпалась как мираж, и в саркофаге осталась лежать только тонкая полоса пыли. Присутствовавшие при этом арабы заметили Сольси, что саркофаг принадлежал женщине, потому что крышка его была плоской, а гроб мужчины должен был иметь круглую крышку.
После открытия царских гробниц сразу же возник вопрос: представители какой из царствовавших в Иерусалиме династий в них погребены? На этот вопрос есть несколько ответов, но наиболее распространенная к концу XIX века версия, основывавшаяся на свидетельстве Иосифа Флавия, относила принадлежность гробниц царице Елене из Адиабены, супруге царя Монобаза, и ее сыну Иазату.
В 1878г. участок покупает семья Перейра - сефардская семья из Франции, давшая несколько поколений ученых, педагогов, финансистов и общественных деятелей. После смерти главы семьи в 1885г. территория царских гробниц переходит в собственность правительства Франции.


Но вернемся к В.В.Верещагину. В 1883-85 годах он вместе с женой, Екатериной Кондратьевной (Элизабет Марии Фишер), едет в Сирию и Палестину, работает над картинами документально-этнографического характера Палестинской серии. Гробницы к этому времени были основательно "исследованы" французскими археологами Сольси и Клермон-Ганно.


Низкое предзакатное солнце. Процессия женщин спустилась по лестнице в первом дворе и повернула через арку во второй в сторону гробниц. На заднем плане виден водовод (над окном сторожки смотрителя?) Фигура возле арки тоже женская. Сторожиха? Все женщины довольно тепло одеты.



В.В. Верещагин был увлеченным путешественником, побывал во многих странах Европы, Азии, Америки. В 1884 году он посетил Сирию и Палестину. В результате этой поездки появился ряд полотен, посвященных историческим памятникам и архитектурным ансамблям древнего Востока. Художника поразили монументальные циклопические сооружения. Эффектная игра больших масс света и тени, теплых и холодных тонов усиливают таинственность молчаливой ритуальной процессии женщин в белых одеяниях, выполняющих древний обряд.
upd (для сравнения, по совету m_k) жены-мироносицы:



Ссылки:
1. Ионина Н.А. ГРОБНИЦЫ ЦАРЕЙ ИУДЕЙСКИХ
2. Заключительный этап - миквы и царская гробница.
3. И, наконец, - Царские Могилы.
4. Царские могилы
5. Оссуарий
6. Верещагин Василий Васильевич
7. מזכרת נצח: קברי המלכים
8. קברי המלכים
9. מאבק בין קודש לחול - שאלת הבעלות על קברי המלכים בירושלים
10. סקר מצב של רשות העתיקות
11.L'épopée du tombeau des rois à Jérusalem

Вот что удалось узнать. Остался вопрос: Что за процессия изображена на картине и к какому времени она относится?

Иерусалим, Королевские прогулки

Previous post Next post
Up