Branagh Theatre Live: Romeo and Juliet

Sep 14, 2016 21:44

На днях я ходила на показ очередного спектакля в серии Stage to Screen. На этот раз - на "Ромео и Джульетту" от Кеннета Браны. Мне было интересно, как он поставит спектакль, и как там будут выглядеть актеры - Лили Джеймс и Ричард Мэдден, которых Брана уже снимал в "Золушке", и Дерек Джейкоби, прямо скажем, неконвенционально старый для роли Меркуцио.

Причину выбора Джейкоби режиссер объяснил еще до начала спектакля, в коротком видеовступлении, показывающем кусочки интерьеров Garrick Theatre, где шел спектакль. Объяснил историей - прочитанными воспоминаниями Дейвида Герберта Лоренса. В них тот описывал встречу со своим издателем и его женой, которые рассказали ему, как в молодости путешествовали и в Париже в кафе вечером к ним подсел какой-то явно опустившийся, но очень остроумный мужчина, и развлекал их всякими байками всю ночь напролет, а они покупали себе и ему еще и еще спиртного. И вот уже под утро мужчина удалился, а пара поняла, что так и не спросила его имени. Они поинтересовались у официанта, не знает ли он имени того человека. "А, да, он у нас часто бывает", ответил официант. "Его зовут Оскар Уайльд".
И эта зарисовка, говорит Брана, вдохновила меня на идею изобразить Меркуцио не ровесником Ромео, а умудренным годами другом и наставником.

Еще во вступлении Брана сказал, что хотел поставить спектакль в стиле итальянских фильмов 50-хх, поэтому и костюмы подобраны именно с учетом этой эпохи, и съемка велась черно-белая, для большей аутентичности.

После вступления начался сам спектакль и с первого кадра это было просто невероятно. Действительно, картинка очень напоминает черно-белое итальянское кино, и вообще весь спектакль и его съемка сделаны очень кинематографично. Практически каждый кадр я упивалась увиденным и говорила "вау". Местами вполне можно принять кадр за киношный, а вовсе не театральный.

Декорации минималистичны и при этом функциональны, что мне тоже очень понравилось. Актеры все на месте; без особых восторгов, но и не портят ничего. Лили Джеймс местами переигрывала, как мне показалось, а Ричард Мэдден иногда недостаточно качественно страдал, как по мне, но смотреть на них было приятно и они оба понравились мне тут больше, чем в "Золушке" - и внешне и по актерским качествам. Дерек Джейкоби прекрасен, но сцена его смерти мне показалась недостаточно сильной по накалу. Зато очень понравились мафиозные четы Монтекки и Капулетти, кормилица (с такими итальяно-еврейскими нотками, загляденье) и внезапно Бенволио - чудный парень, экспрессивный, в майке-алкоголичке и то с сигаретой, то с ножом наперевес. Тибальт был чересчур уж истеричен, но с другой стороны, это вполне допустимое прочтение персонажа.

Что, кроме картинки и стилизации, мне понравилось просто до визга - интерпретация и дополнение авторского текста жестами и интонациями. Например, в сцене на балконе, когда Ромео произносит "She speaks, yet she says nothing; what of that?", Джульетта в это время допивает вино из горла бутылки и пытается отдышаться, и ее каноничная реплика "Ay me!" внезапно играет новыми красками. Выглядит это очень забавно.
Или когда Тибальт оскорбляет Ромео и нарывается на драку, он делает такой характерный гопнический жест ладонью из-под шеи. Или кормилица, произносящая "ой-ёй-ёй" с интонациями еврейской (ну или итальянской, да) бабушки.
Еще из штрихов - молодой священник ездит на велосипеде, а Меркуцио пьет граппу рюмками (кажется, это все же была граппа). И вообще Меркуцио с Бенволио много времени проводят за столиком кафе; правда, в отличие от Меркуцио с граппой, молодой Бенволио пьет кофе. И таких штрихов, жестов, интонаций просто море, и каждое практически шедевр, поворачивающий бессмертный текст неожиданной стороной.

И все это вместе складывается в такую круговерть картинок, слов, жестов и эмоций, что все три часа спектакля я сидела на приливе адреналина и почти забывала дышать от восторга. При том, что сюжет я, разумеется, прекрасно знаю.

Резюмируя: при очень добротных, но не выдающихся актерских работах, эта постановка - лучшее, что я видела до сих пор в рамках показов Stage to Screen (это мой шестой спектакль). Именно как постановка - целостность и неординарность режиссерского видения и мастерство передачи этого видения всеми доступными аудиальными и визуальными средствами перевесили все, что я видела раньше (при том, что все другие спектакли тоже были прекрасными).
Так что я до сих пор под впечатлением и очень рекомендую, если у вас показывают этот спектакль, сходить на него.

P.S. Меня очень удивило и огорчило, что когда показывали зрительный зал сверху, в партере было заметно относительно много свободных мест.

В дополнение - несколько фото со спектакля, нарытые в сети (надо учитывать, что на экране нам все это показывали в черно-белой гамме.

Постер спектакля



Меркуцио, Ромео и Бенволио в кафе



Дуэль Ромео и Тибальта



Сцена на балконе



В усыпальнице



stage to screen

Previous post Next post
Up