Московский метрополитен: что скрывается под землей?

Sep 07, 2013 00:01



Московское метро - это не только средство передвижения, но и настоящий памятник архитектуры. И именно поэтому, пока в рамках конкурса о Москве и ее архитектуре, другие блогеры обозревали «наземные», так сказать, окрестности, я решила спуститься под землю и поговорить о красоте и великолепии одного из уникальных памятников, саму атмосферу которого необычайно важно сохранить, учитывая, конечно, неизбежное развитие этого единого организма под названием «Московский метрополитен».

Итак, начнем…

Москвичи, любите ли вы метро так, как любят его провинциалы? А впрочем, не отвечайте. Понятно же, что для вас это средство передвижения, зачастую - неудачные пересадки, ежедневная морока в часы пик и так далее…. И поэтому вы порой не то чтобы не любите метро, просто не замечаете его красоты - некогда. И это нормально.



Приехавшие же в столицу в этом плане свободнее - их не «замыленный» ежедневным созерцанием одних и тех же станций глаз замечает интересные детали, продуманные архитекторами метростроя, им не приходится толкаться в пиковые часы, а можно спокойно прокатиться днем, когда в метро достаточно свободно. Им просто интересно увидеть то, чего нет у них в городе.

Московское метро интересно и приезжим из тех городов, где подземка вполне себе есть - от микро-веток российских городов до функциональных подземелий мировых мегаполисов. Функциональность - вот то самое слово, что губит очарование метро в Нью-Йорке или Нижнем Новгороде. Метро Сеула поразило меня чистотой, логичностью и информнасыщенностью. Но при этом в нём нет ничего, достойного звания «памятник архитектуры». Конечно, может быть, так и нужно - и станциям достаточно быть лаконично-чистыми, табло и указателям - информативными, а названиям - лишь привязанными к объектам наверху. Но ведь в московском метрополитене - художественная, так сказать, ценность, была заложена уже изначально… Так зачем менять ситуацию?



Напротив, как мне кажется, и новые станции сейчас нужно делать эффектными, а не просто функциональными. Но при этом не стоит продолжать стилистику старых станций. Делать что-то новое - в духе сегодняшнего времени - чтобы потом спустя пятьдесят лет было можно сказать, что эта станция была заложена в двадцатых годах двадцать первого века, например. Отличный пример такой станции - эффектной, достойной быть памятником архитектуры и при этом не пытающейся копировать своих пафосно-советских «коллег» - Сретенский бульвар. Я просто влюбилась в эти светлые переходы, в эти черно-белые панно, в саму атмосферу станции.



Есть классическая фраза - дьявол кроется в деталях. И на каждой станции - ведь у практически каждой станции метро свой архитектор и об этом нам сообщают таблички при входе в метро - эти детали особые. Конечно, большая часть их объединена темой СССР - время постройки метро накладывает свой отпечаток на внешний вид станций - тут и множественные лозунги, и гербы со знаменами, представленные как на масштабных изображениях, так и почти незаметно - на решетках вентиляции.



Вообще, можно было бы практически по каждой станции московского метрополитена сделать подробный культурологический анализ архитектурной ценности её - станции уникальны в своей красоте, хотя общее настроение есть у многих. В рамках этого поста о метро Москвы в общем, я остановлюсь чуть подробней на одной из самых эффектных станций - Киевской. Вообще-то, Киевский станций целых три, но открытая самой первой - в 1937 году - станция мелкого заложения на Филевской линии не столь интересна, а вот Киевская Кольцевая и ее тезка на Арбатско-Покровской линии, куда попадают приезжие с одноименного вокзала, открытые в пятидесятых годах прошлого века, значительно больше впечатляют.

Что любопытно, несмотря на то, что обе Киевских очень похожи стилистически - созданы они совершенно разными коллективами архитекторов и художников. Начнем "по старшинству" - со станции на Арбатско-Покровской линии. Открытая в 1953 году, она отличается фресками, из истории братской Украины - что, в общем-то, логично, учитывая название ;) Здесь фрески расположены практически под потолком - на коллаже ниже видно, что с советских времен станция практически не изменилась.



Торец центрального зала станции украшает большая фреска - полукруглое панно занимающее всю нишу, посвящено трехсотлетию (на момент создания) воссоединения России с Украиной. О нём я хочу рассказать особо. Это панно в 2010 году очень сильно пострадало - утром 2 октября тогда в метро решила войти... река. Плохая гидроизоляция и прорыв подземных вод привели к полному уничтожению уникальной фрески. Восстанавливали её долго и упорно - по архивным фотографиям, и вот в июле этого года - обновленная фреска была представлена на суд пассажиров метро.

И... ее осудили - потому как в ней нашли множество неточностей и видоизменений по сравнению с оригиналом. Больше всего бросается в глаза маленькая девочка в середине панно - ее платье из коммунистически-красного стало барби-розовым, на внезапно потемневших волосах обнаружился бантик. Казалось бы мелочь, но... Кроме того, лицо девочки стало практически идентично с лицом взрослой женщины, что стоит за ней. В оригинале так не было. Военному, что стоит за девочкой, "приписали" новый орден. По чуть-чуть изменились и другие детали - костюмы, венки, букеты - понятно, что по фото сложно восстановить всё от и до, но в случае с этой фреской возникает вопрос - а пытались ли? Или посчитали изменения приемлемыми? По этому поводу уже пару месяцев как ведутся активные споры в сети.



Но прогуляемся по виртуальном ЖЖ-переходу уже к Киевской кольцевой. Открытая спустя год, она также отличается эффектными мозаичными панно - также на тему дружбы двух стран - только они находятся чуть ниже, на колоннах, а не между ними. Опять же, что радует, изменений с годами на станции не произошло.



Кстати, мозаичные панно на Киевских станциях тоже будут реставрировать вскоре - это уже будет не аварийная, а плановая реставрация. Насколько бережно отнесутся тут к их историческому виду - вопрос, который, как я считаю, стоило бы проконтролировать и главному архитектору Москвы. В рамках конкурса мой пост, говорят, и он читать будет… Уважаемый Сергей Кузнецов, я к вам обращаюсь, обратите уж на этот процесс особое внимание!



Что ж, вернемся к московскому метро, в общем. Как мне кажется, особую архитектурную ценность представляют собой и входные группы, и наземные павильончики метро, и тут, наверное, худшим вариантом может быть попытка их "осовременить", залепить рекламой и пристроить к ним разнообразных "стекляшек". Тут значение имеет всё - от ступенек, которые ведут к павильону до его цвета, собственно. В этом плане - нижеприведенные изменения здания наземного вестибюля станции Арбатской Филевской линии - очень показательны. Полностью закрашенные в розовый и пролеты, и колонны - уже производят совсем иное впечатление, нежели контраст темных колонн и облицованных светлой мраморной плиткой пролетов.



Еще давайте уделим внимание такому аспекту, как метро-свет. Люстры в метро - это отдельный предмет для разговора. Лаконично-стильные на Арбатской, державно-пафосные на Киевской, футуристично-химические на Менделевской... Они специально подобраны под характер каждой станции и те обидней, когда даже в мелочах этот характер пытаются видоизменить. Так, к примеру, в конце прошлого года на станции заменили люстры, которые слегка покачивало ветром от поездов на убогие плафоны с энергосберегающими лампочками...



Памятники и скульптуры в метро - еще одна большая тема. Их очень много и на каждой станции - "свои герои". От действительно пафосных социалистических скульптур, которые можно встретить и на Белорусской, и на Партизанской, к примеру, до умилительной медной собаки - памятника, посвященного гуманному отношению к бездомным животным - это на станции Менделеевская.



Но конечно, если вспоминать скульптуры в московском метро, то нельзя не сказать пару фраз о станции "Площадь революции". Там скульптур целых семьдесят шесть!!! Ну и с некоторыми из них связаны определенные легенды и поверья. На коллаже ниже - на первом фото как раз реализация одной из таких легенд - собаке пограничника нос трут на удачу не только идущие на экзамен студенты, но и многие другие пассажиры. Как итог - сияющий нос у "овчара" сильно отличается от цвета всей скульптуры. Как видно из сравнения крайних фото в коллаже из сегодняшних дней с архивным снимком, что посередине, с годами станция опять же не изменилась.



Есть ли в метро "минусы" с художественной точки зрения? Конечно же, и, как я считаю, меньше всего внимания уделено эскалаторам и тоннелям вокруг них. В лучшем случае, гладкие стены, в худшем разгул наружной (или, учитывая, местонахождение, следует говорить внутренней?) рекламы.



Еще очень некрасиво в метро смотрятся железные оградки-разделители. Да, они функциональны, но выглядят даже несколько "тюремно". А вот световые табло и указатели на мой взгляд, не дисгармонируют ни с убранством станций, ни с расположенными рядом с ними люстрами и светильниками.



Тут же хочется высказаться и по поводу вызвавшей множество споров напольной системе указателей, тестово введенной в метро. "А мне нравится!" - это если коротко. Если длинно и с точки зрения облика станций - как раз напольные указатели, будучи не сильно кричащих цветов, минимально влияют на внешний вид, но при этом являются максимально удобными для пассажиров, не ориентирующихся на той или иной станции. Удобство напольной навигации мы оценили на себе - в том же сеульском метрополитене, кстати.

Что ж, последнее, что хотелось бы сказать в метропосте - о людях. Конечно, сегодня я "танцевала об архитектуре" и отбирая фотографии для публикации (а все, кроме архивных фото здесь - моего авторства, из разных поездок в Москву), всё время ворчала, что нет кадров "без людей", на которых видно только облик станции, только - красоту фрески, только какую-то колонну и так далее. Везде в кадре были люди - чуть смазанные, они спешили по своим делам и им не было дела, уж простите за тавтологию, до чьих-то фотоэкзерсисов ;)

А потом я поняла - а может быть, и не нужно тут "вырезать-убирать-замазывать" случайно попавших в кадр людей, ведь они будто бы оживляют застывшую в десятилетиях красоту метро-архитектуры, подчеркивают ее монументальность и основательность. И, кроме того, люди в метро - это опять же - особая тема :)



Конечно, мои заметки провинциала - о московском метро - это лишь взгляд со стороны, единичный случай публикации, в которой удачно встретились мой интерес к теме, архивные снимки из путешествий и задание конкурса. Но тем, кому тема метро интересна, также, как и мне, и они хотели бы ее изучать, как говорится, "регулярно и с удовольствием", я даю свои рекомендации лучших френдоводов - где в ЖЖ почитать людей, пишущих о метро или же имеющих к нему непосредственное отношение:

1. metroelf - Макс является машинистом в московском метро и регулярно пишет о своей работе, метро в целом, и комментирует громкие новости, связанные с темой подземки.
2. e_strannik - Дмитрий задумал совершенно грандиозный проект - отснять все станции московского метро (и не как я - ойфоном и на ходу, а основательно и на хорошую технику), и рассказать о них в ЖЖ. Уже весьма солидная часть столичного метрополитена "поселилась" в его уютненьком.
3. russos - Александр - настоящий ЖЖ-певец метростроя. Уникальные фотографии как действующих, так строящихся станций, репортажи с забросов и вполне себе действующих объектов подземки. По метро-тегам в его живом журнале можно бродить часами.
4. se_tr - а этот ЖЖ, увы, заброшен... А ведь когда-то байки милиционера из метро были одними из самых известных на блогоплатформе. Тем не менее, почитать стоит.

Другие посты из серии "Москва глазами провинциалов":


 
 
 


 
 
 

конкурс, история, Москва, фото, метро, архитектура

Previous post Next post
Up