Моя работа. Трагическое.

Jul 12, 2012 22:16


От меня уходит сотрудница,наша бывшая студентка. Работала два года ассистентом, теперь решила уйти. А мне нечем ее удержать.

В 90-е годы профессионалы оставались в образовании по инерции (от безысходности тоже  оставались, но  не профессионалы) и из-за надежды, что «все  это скоро кончится». Энтузиасты оставались из любви к работе и тоже надеялись, что «все  это скоро кончится». Но энтузиасты надеялись  с обоснованием: «Должно же государство понять, что образование необходимо»! Знаете, как отвечал сын моей подруги на увещевания взрослых вроде: «Необходимо чистить зубы»? «Очень даже обходимо!» Вот так и государство рассуждает  насчет образования. И «это», то бишь,  рыночные реформы, «урынкование» по-польски, кстати, так и не кончилось.

В 90-е, впрочем, был еще один манок, привлекательный и для энтузиастов, и для профессионалов. Государство, отвернувшись от образования, предоставило всем, оставшимся в системе, разбираться самим. Ну, и разбирались. Родители приплачивали, школы выбирали новые программы, открывались новые университеты, факультеты и кафедры. Урынкование, конечно, делало свое черное дело, но неожиданно свобода даже в нищенских условиях оказалась благом. Прежде всего, она сохранила и даже привлекла кадры. Статус у вузовского преподавателя еще был,  привлекательных рабочих мест в регионах было немного, на бизнес не все решались, да и шло у единиц. Припоминаете, что это был за зверь - бизнес 90-х? «Лихих», как теперь принято говорить. И в образование все-таки шли молодые люди, многие мотивированно шли, инерция все-таки не только у профессионалов, но и в обществе была сильна. Инерция веры в силу знания. А энтузиасты и профессионалы, тогда еще полные сил и даже каких-никаких творческих планов, этих молодых людей прибирали к рукам, учили уму разуму и профессии. Конечно, такой полной идиллии не было, обесценение  диссертаций  и дипломов шло полным ходом, но тенденция такая существовала, и это дало образованию шанс пережить рыночные реформы, сохраниться, даже слегка силенок поднакопить. И дотянуть до своего собственного реформирования.

В начале 2000-х потихоньку стали расти зарплаты, и уцелевшие профессионалы с энтузиастами снова оживились, зажили новыми надеждами. В это время в вузы еще шли работать, и шли довольно активно, молодые люди. В провинциальные вузы, по крайней мере, это я видела своими глазами. Правда, удар по кадровому потенциалу уже был нанесен. Провинциальные вузы потеряли возможность привлекать к работе специалистов, получивших образование в других городах, поэтому философию шли преподавать закончившие исторический или социологический (если он есть) факультет, учебные курсы, в том числе и специализированные, читали люди, не получившие соответствующей профессиональной подготовки, самоучки, одним словом. И это бы была не беда, самообразование - совсем не плохая вещь, но возможности эффективно им заниматься сильно сократились. Да, да, и Интернет, в котором мы все   "висим", все же не панацея при сокращении мобильности, при разрыве интеллектуальных связей, прекращении притока "свежей крови".

Но все же мы как-то держались.

Член совета Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий сказал в одном из своих публичных выступлений: «В 1990-е годы зарплаты были мизерными, но была свобода. Были сняты ограничения на выбор программ и учебников, отчетность была сведена к минимуму. В 2000-е начали повышать зарплату, но стали отнимать свободу. Первое время, правда, такое сокращение свободы воспринималось как "наведение порядка", но требования становились все жестче и абсурднее. После 2007 года у учителей не стало ни свободы, ни зарплаты. Ситуация ухудшается по обеим линиям: заработная плата не удовлетворяет минимальные потребности, работать добросовестно становится все труднее и труднее, живое общение с учениками, составляющее главную прелесть этой деятельности, уходит". Я не могу сказать лучше.  Допустим, меня уже не собьешь, я почти сорок лет уверена в том, что нет профессии лучше педагогической. Даже Минобразине не хватит уже времени разубедить меня. Я столько не проживу, да и оно тоже. А вот для молодых вся эта неразбериха - удар по мотивации, часто ниже уровня контроля над сознанием и смертельный.

...........................................................................................................................................................................................

А тут еще бесконечные изменения, инновации, что б их! Вузу нашему осталось месяца два, мы вливаемся в ПГУ. Это "слияние" более сильный демотиватор, чем невыплата зарплаты двадцать лет назад. Если бы закрыли двери и не пускали бы в аудитории, люди бы прорывались и ударно работали бы, прорвавшись. А так нас просто оптимизировали, все ходят потерянные, ни один вопрос не решается так долго, что отпадает охота решать. Я работаю на многолетней инерции, но если такого опыта "несмотря ни на что и вопреки всему" нет, то тяжело. К тому же ассистент на руки не получает пять тысяч, а Владимир  Путин обещал студентам стипендию в шесть. правда, сказал, что и ассистентам повышать надо, но насколько? Если вдовое хотя бы, чтобы отличаться от студентам , то как быть заведующим кафедрами? У них ставка - 12500. И если бы дело было только в зарплате. Написала об этом статью, надеюсь, скоро опубликуют.

От меня уходит сотрудница. Уходит потому, что "здесь нечего ловить". Точно, ловить нечего. Только из в день учить и учиться. И еще периодически биться головой об стену от бессилия.

кадровый кризис в образовании

Previous post Next post
Up