Всякое разное из детства

May 12, 2015 02:20

Рассказ о Василисе и комментарии к одному из постов marinamariha о воспитании детей как-то потянули нить воспоминаний о детстве. На эти воспоминания наслоились более поздние рассказы мамы об этих же событиях, мои собственные, уже взрослые, домыслы и рассуждения. В общем, вот что вспомнилось. Как говорится - из раннего )))

Это я в возрасте около года - моя любимая фотография ))) Надо бы отреставрировать или хотя бы отфотошопить, да руки пока не доходят.



Первое воспоминание у меня относится к возрасту 2,5 года. Я заболела дизентерией и меня положили в инфекционное отделение больницы. Положили одну, без мамы. Хорошо помню два момента - как родители пришли меня навестить, но поскольку в инфекционку никого со стороны не пускали, то они стояли в каком-то предбаннике, а в отделении нянечка держала меня на руках. Между этими двумя помещениями было окошко типа раздаточного окна в старых столовых, и вот через него я видела маму в пуховом платке и пальто и папу, тоже в чем-то зимнем. Ну и, понятное дело, ревела и просилась к ним, поэтому меня быстро унесли. Второй момент касается соски. Да, я до 2,5 лет сосала соску. Но в больнице такой вещи не место, и ее у меня забрали. Нянечка, видно, не придумала ничего лучше, чем сказать: «Соска была грязная и ее выбросили в туалет». И я отчетливо помню, как ходила по туалетам на этаже, терпеливо дожидалась, когда кабинки освободятся, заходила и с надеждой заглядывала в унитаз. Наверное, многие скажут: «Фуууу…». Но учтите возраст ))) Я думаю, и сейчас дети 2,5 лет имеют очень смутное представление о гигиене, микробах и прочих туалетных ужасах.

Следующее воспоминание - о детском садике. Мы жили в небольшом донбасском то ли городке, то ли поселке, мама работала поваром в столовой. А напротив столовой был садик, куда меня и отдали года в три.
Сначала все было хорошо и интересно - много детей, новые игрушки. Но однажды я сидела с куклой на большом стуле и болтала ногами, обутыми в тогдашние детские ботиночки весом не меньше полкило каждый. Кто ж знал, что под стулом у мальчишек проходил туннель для машин. И вот я со всего маха нечаянно влепила этим ботиночком в лоб одному из мальчиков. Разбитый лоб, рев, крики… Меня, конечно же, наказали - поставили в угол. Но у нас дома такое наказание не было принято, если что не так сделала - шлепнут по попе, не возьмут куда-то, не дадут сладкое… Так что угол у меня с наказанием никак не связывался. Ну, в угол так в угол, я послушно встала туда, потом стало скучно, я подтянула к себе стульчик, взяла куклу и стала играть. Воспитательница увидела и налетела с криком, все забрала, толкнула носом в угол. И тут меня накрыло чувство несправедливости: я же была в углу, как мне и сказали, за что кричат и все забирают - вообще непонятно. И я после этого случая отказалась ходить в садик. Мама приводила меня ревущую, отдирала от своей одежды и убегала на работу, а я продолжала реветь. Через какое-то время воспитателям надоедал этот концерт, меня одевали и отводили к маме на работу - через дорогу. Там я сидела в темной душной бытовке, ходить никуда нельзя было. Иногда заскакивали проведать мама и ее подруги по работе, совали что-нибудь пожевать и водили в туалет. Меня это вполне устраивало, и я совершенно спокойно сидела до конца рабочего дня. Но работали в столовой люди совсем простые. Одна из рабочих без мата не могла сказать ни одной фразы, да и другие не считали чем-то страшным выразиться простым и могучим. Я это слышала, конечно же, и запоминала. Мама потом рассказывала: «Когда я услышала, как ты дома с куклами разговариваешь, то поняла, что в столовую тебя больше водить нельзя». В результате выписали из деревни дедушку с бабушкой (папиных родителей), и они до конца своих дней жили с нами. А я в садик больше не ходила. И матерные слова постепенно забыла.

Когда мне было 4 года, родители решили перебраться жить в Краснодарский край, где уже несколько лет жил папин друг и всячески нахваливал климат и возможности Кубани. Тогда железная дорога была только до Краснодара, дальше надо было ехать на машине. И вот мы со всем скарбом ехали в товарном вагоне. В одной части вагона стояли кровати для дедушки с бабушкой и родителей, стол и какой-то примус для готовки, остальное было свалено в ящиках и тюках в другой части вагона. В Краснодаре все перегрузили в 2 или 3 грузовика и поехали.
Хорошо помню, что выехали рано, почти ночью. Рассвет застал уже около гор, заросших лесом. Солнце освещало верхнюю часть склонов, а внизу, возле дороги, еще было прохладно и туманно. И вдруг у одного склона мы увидели ярко освещенные солнцем кусты, усеянные красивыми сиреневыми цветами. Никто из нас никогда не видел такой красоты. Машины остановились, все вышли размяться и полюбоваться на цветы, а мы с мамой подошли поближе к кустам. Они не просто пахли, а благоухали, казалось, что запах прямо висит в воздухе. Мама наломала цветущих веток и дала мне этот букет. Дальше поехали с открытым окном - настолько сильным был аромат. Никто из взрослых не подозревал, что это был ясенец или неопалимая купина, довольно коварное растение. Цветы и листья ясенца выделяют огромное количество эфирных масел, которые образуют облако вокруг куста. Если внутри этого облака чиркнуть спичкой, масла вспыхивают голубоватым пламенем, а само растение остается целым и невредимым. Но кроме этого, выделяющиеся вещества вызывают головную боль при вдыхании и ожоги на коже при соприкосновении.




Но тогда никто даже не догадывался о всех этих особенностях красивых цветов. Когда приехали, забрали букет и увидели, что у меня вся рука и часть шеи покрыты огромными волдырями - был шок. Меня потом долго чем-то мазали, мама выдернула резинки из рукавов-фонариков моего платья, чтобы они не придавливали руку. Превращение пышных фонариков любимого платья в какие-то невразумительные тряпочки расстроило меня больше всего.

В детстве я пару раз уходила от родителей. Не из-за того, что плохо было, а просто шла и шла себе туда, где интересно, не думая о том, в курсе ли родители, где я нахожусь. Когда мне было около 5 лет, папа однажды взял меня с собой на работу в выходной - что-то ему там надо было сделать. Дела сделал быстро и сел со сторожем играть в шахматы. А мне-то скучно, стала его теребить: «Пошли домой!». Он в сердцах отмахнулся: «Да иди куда хочешь!» Я и пошла. Тогда я только что научилась читать. Читала еще очень медленно, но мне очень нравилось это занятие. Хотелось прочитать, что там на вывесках, плакатах написано, но родители постоянно торопились, никто не ждал, когда я сложу все буквы. А тут - красота! Никто не дергает, можно и длинные плакаты с картинками у пожарной части прочитать, и названия всех магазинов... Хорошо помню это чувство ))) Так и шла около 5 км домой пешком. Примерно за полкилометра до дома меня таки нашли. Оказывается, отец спохватился примерно через полчаса, побегал кругами вокруг работы, потом поехал домой на автобусе, поставил всех на уши, и вся родня (мама, дедушка, бабушка, старшая сестра) выдвинулась на поиски ребенка по дороге между домом и папиной работой )))

Второй раз было проще. Мы жили в частном доме на окраине города. Через несколько домов начинались поля, холмы, чуть дальше - лес. В поле стояло какое-то старое заброшенное здание, то ли школа, то ли совхозная контора. Но его облюбовали и заселили цыгане, их в то время в Краснодарском крае, да и везде на юге было довольно много. Как-то я играла на улице, ждала, когда вдали появятся мама или папа, идущие с работы. По улице шла девочка на несколько лет постарше меня. Подошла ко мне и завела обычный девчачий разговор: «Какая у тебя кукла красивая! Как ее зовут? А тебя как зовут? У тебя еще есть куклы? А у меня много кукол, мы с подружками в них интересно играем. Пошли, покажу кукол, поиграешь с нами?» Дословно я не помню, конечно, но общий смысл был примерно такой. Я была девочкой непуганой и доверчивой и, конечно, пошла с ней - кто же откажется с красивыми куклами и новыми подружками поиграть? Хорошо, что вскоре пришла с работы мама, не обнаружила меня дома и стала спрашивать у соседей - не видели ли меня. Кто-то ей сказал, что видел, как две девочки пошли в сторону цыганского дома. Мама помчалась по улице и догнала нас уже почти возле того самого дома. Было много шлепков по попе, объяснений, что нельзя никуда ходить с чужими, что цыгане крадут детей и прочего. Не знаю, действительно ли меня хотели украсть, или и впрямь девочка просто потащила домой новую подружку, но больше я с цыганками старалась не связываться )))

Еще раз меня теряли уже не по-настоящему ))) Я решила спрятаться от бабушки в спальне родителей. Тогда у нас (как и у многих в то время) подушки при уборке постели выстраивали горкой, одна на другую, и еще уголки вытягивали ровненько - чтобы получилась аккуратная пирамидка. Вот за этой мягкой горкой я и спряталась, предвкушая, как бабушка заглянет в спальню со словами «И куда же она делась?», а я выпрыгну из-за подушек. Но бабушка долго не шла, и я незаметно для себя задремала. Когда бабушка заглядывала в спальню, я уже спала и ничего не слышала. Подушки были пышными, большими, поэтому бабушка меня за ними не увидела. Ну и все - ребенок пропал! Снова беготня, расспросы соседей, и тут я выползаю из дома сонная. Влетело мне тогда знатно.

дети, семья, истории из жизни, родители

Previous post Next post
Up