Немного о крысах

Jun 03, 2015 02:02

На днях соседка попросила на время ее отъезда присмотреть за крысами, которых у нее три штуки - два мальчика в одной клетке, девочка в другой. Подсыпала я им зерна, погладила по головам, и мне пришло в голову, что я в своей жизни сталкивалась с крысами чаще большинства своих знакомых.

Все детство до окончания школы я прожила с родителями в частном доме, где были сараи, курятники, какое-то время и крольчатники, а значит, и крысы. Но тогда они как-то не оставили больших впечатлений - так, несколько раз мелькали серые тени в глубине сарая, да пару раз кот притаскивал крысиные тушки как добычу. Но потом пришлось поближе познакомиться и с дикими, и с ручными крысами.

Дикие крысы

После окончания университета мы с мужем приехали по распределению в город Углич. Не последнюю роль в нашем желании перебраться в этот небольшой старинный городок сыграло то, что там строилось семейное общежитие, где нам твердо обещали выделить комнату. По тем временам это было круто - свое жилье молодой семье получить было очень сложно. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. За те два года, что достраивали два последних этажа общежития и проводили отделочные работы, мы сменили две квартиры - в частном доме, откуда нас попросила хозяйка, когда узнала, что у нас будет ребенок, и в коммуналке, о которой я недавно рассказывала здесь. Коммуналку сдавала женщина, которая переехала жить к мужу. Но семейная жизнь у нее не заладилась, и комната ей понадобилась, чтобы было куда уйти от теперь уже бывшего мужа. Печальный для нас перелом в ее судьбе произошел в августе (Кате еще не исполнилось и года), а общежитие обещали сдать только к Новому году. Реально же перебраться в него можно было только в январе.
Муж пошел к начальству, в профком, в партком… В конечном итоге над нами сжалились и временно выделили комнату в мужском общежитии. Ее обитатель на несколько месяцев был отправлен на принудительное лечение от алкоголизма, и комната стояла пустая. Общежитие располагалось на первом этаже старого дома. Раньше там была столовая, а подвалы, по словам старожилов, тянулись до сырзавода, который располагался по соседству, за забором. Нам сказали: «Только вы поосторожнее, а то там крыс много». По молодости и глупости мы не особо обратили внимание на это предупреждение, да и деваться нам все равно было некуда. Первое, что нас насторожило, - это широкая полоса жести, изогнутая уголком и прибитая по всему периметру комнаты так, чтобы закрывать часть пола и низ стены. Нам объяснили, что у алкоголика золотые руки, и вообще он хозяйственный парень - таким вот образом защитил комнату от крыс.

При ближайшем знакомстве крыс в общежитии оказалось не просто много, а очень, или даже так: ОЧЕНЬ много. В туалет (одна кабинка на весь этаж) надо было заходить так: открываешь дверь и громко топаешь ногами на пороге, ждешь, когда закончится шуршание от разбегающихся крыс и только потом заходишь. Прежде чем что-то делать на кухне, надо было тщательно вымыть стол, раковину, а лучше и плиту - по всем поверхностям свободно бегали крысы. Поэтому мы купили электроплитку и готовили в комнате, где жестяная полоса надежно защищала от проникновения крыс.

В комнате напротив жила молодая пара. Олег был осетином, но уже несколько лет жил в Угличе. После очередной поездки домой в отпуск он вернулся оттуда с молодой женой Мариной (родители решили пристроить сына в хорошие руки). У Марины были очень длинные роскошные волосы, которые сыграли с ней злую шутку. Однажды под утро все обитатели общежития (а может, и дома) подпрыгнули на кроватях от истошного вопля Марины. Кто в чем выскочили в коридор, столпились под дверью, стали стучать в нее. Высунулся Олег, сказал, что ничего страшного, хотя Марина в комнате продолжала рыдать. Потом, когда она успокоилась, то рассказала - во время сна она свою копну волос, чтобы не мешала, клала на подушку над головой. В то утро Марина проснулась от какого-то неудобства, решила посмотреть, сколько времени, но не смогла оторвать голову от подушки. Сделав усилие, она все же приподнялась и увидела, что на ее волосах спокойно лежит здоровая крыса и даже не делает попытки убежать. Ну, тут от вопля Марины с кровати снесло не только крысу и Олега, но и всех соседей.

В углу общежитского коридора стояла сбитая из досок этажерка. На одной из ее полок располагался общий телефон, на других валялась всякая дребедень, положенная туда на время, а потом прочно забытая. Среди прочего там довольно долго лежала чья-то старая шапка. По крайней мере все так думали, пока уборщица не решила навести порядок и выбросить весь мусор с полок. Ко всеобщему удивлению, шапка оказалась дохлой крысой. Громче всех, как и следовало ожидать, удивилась уборщица.

Удивительно, что никто не почувствовал запаха. Несколькими годами позже в институте, где мы с мужем работали, травили крыс, и одна из них сдохла под полом лаборатории, в которой я тогда работала. Вонь, возникшая сразу, с каждым днем усиливалась, и заходить в лабораторию стало жестким испытанием для желудков и нервов. Мебель в лаборатории стояла добротная, громоздкая и тяжелая, да еще все ящики были набиты под завязку реактивами и оборудованием. Все работники лаборатории ждали, когда процесс разложения пройдет до конца - тогда запах должен был исчезнуть. Но процесс все шел и шел, и в конце концов мужчины отдела решили к 8 Марта сделать подарок сотрудницам лаборатории. Они надели противогазы, общими усилиями сдвинули мебель, взломали доски пола и торжественно вынесли останки крысы на совке для мусора во двор. Это был один из самых лучших подарков к 8 Марта на моей памяти.

Мужское общежитие, где мы довольно мирно соседствовали с крысами и ждали заселения в свою (свою!!!) комнату семейного общежития, в ноябре внезапно решили закрыть и начать в нем капремонт. Парням дали бесплатные путевки в пансионат до введения в строй нового здания, чему они были несказанно рады, ведь путевки предусматривали трехразовое питание. А вот с нами было сложнее - пансионат не был приспособлен для пребывания там годовалого ребенка. Мы до упора сидели в своей обитой жестью комнате, пока строители не сказали, что завтра отключают свет и воду. Тогда я с Катей уехала к родственникам мужа в соседний город, а он перетащил наши вещи, в том числе мебель, в клуб, с директором которого в то время был приятелями. Но это отдельная история, которая завершилась воссоединением семьи в январе, в комнате все-таки сданного семейного общежития.

Домашняя крыса

Прошло много лет, Катя выросла, у нас появился и вырос Стас, мы переехали из Углича в Ростов-на-Дону. Хотели купить себе квартиру, но дефолт надолго обрубил все надежды, и мы 4 года прожили в квартире родителей мужа. Квартира была 4-хкомнатная, места всем хватало, но все равно сильно хотелось своего собственного жилья. Тем не менее жизнь шла своим чередом, дети росли, заводили питомцев. Коты почему-то не приживались в той квартире - привезенная из Углича кошка выпала из окна и разбилась, следующий кот сбежал по дороге на дачу, принесенный дочерью котенок оказался настолько больным, что пришлось усыпить. Еще один кот загрыз попугайчика, неосторожно выпущенного из клетки, после чего тоже сбежал. И вот в перерыве между котами дочь решила завести крысу. Крыс они купили на пару с подружкой: у Кати была самка, ее назвали Доза, у подружки был самец, его назвали Кока (это типа чтоб родители, а особенно дедушка с бабушкой не догадались). Доза была двухцветной - серые голова и плечи, белая задняя половина. Она была дружелюбным созданием - бегала по квартире, когда ее выпускали, карабкалась по одежде, любила сидеть на голове и перебирать волосы. На фото - муж читает какой-то журнал, а крыса привычно сидит у него на голове.



Но оказалось, что кроме этого, Доза еще и очень свободолюбива. Она очень быстро изгрызла клетку, которая ей досталась по наследству от попугайчика, и сбежала из нее. Тогда крысу посадили в большую кастрюлю, можно сказать в бак высотой примерно 60 см. Крыса оттуда выпрыгивала. Сверху положили тяжелую решетку - она научилась ее сбрасывать. Решетку придавили тяжелыми книгами - крыса их грызла, сдвигала на край и тоже научилась сбрасывать. Убежавшая крыса забиралась в ящик дивана, грызла там одеяла и подушки, залезала в постель и бегала под одеялом, цепляясь коготками за ноги и бока. Я от этого просыпалась, брала крысу и несла обратно в кастрюлю. Но однажды Доза решила расширить свою территорию и, в очередной раз удрав, направилась в комнату дедушки и бабушки. Там она залезла на кровать, пробралась под одеяло и привычно побежала вдоль ноги и бока. Но бабушка-то наша была непривычна к таким делам и с перепугу с криками выскочила из постели. Естественно, мы тоже проснулись - все, кроме Кати, хозяйки крысы. Крыса, естественно, испугалась и нырнула под кровать. А под широкой кроватью у нашей бабушки был филиал кладовки, и там лежали и стояли коробки, пакеты, мешочки, свертки… В общем, для крысы - целый лабиринт, в котором она и затаилась. Бабушка была категорически против того, чтобы спать с крысой под кроватью, и пришлось мне выманивать беглянку. Взяла в холодильнике кусочек сыра, легла на пол у бабушкиной кровати и стала умильно подзывать: «Доза-Доза! Крыс-крыс-крыс! А вот тебе сырку!» Минут через 15 таких призывов крыса все же соизволила выйти из-под кровати и была посажена снова в кастрюлю.

Но после этого случая бабушка выдвинула ультиматум: крысу из квартиры убрать. Мы к тому времени купили себе квартиру в старом фонде и по мере накопления денег делали там ремонт. Решено было крысу переселить туда. Катя училась неподалеку и каждый день заходила на квартиру, так что вполне могла и крысу обихаживать.

Катя тогда увлекалась ролевыми играми, участвовала в сборах толкиенистов. На одни такие сборы Катя и ее подруга взяли своих питомцев и не уследили за ними. В результате Доза нас порадовала выводком из десятка крысят. Мы с трудом пристроили их в живой уголок в ближайшей школе и решили больше крыс не заводить, очень уж это хлопотно.

питомцы, дети, семья, истории из жизни

Previous post Next post
Up