Дорогие читатели этого блога! На всякий пожарный напоминаю, что любые комментарии оскорбительного характера в адрес людей любой национальности и любого вероисповедания, а также те из них, которые будут направлены на разжигание межнациональной вражды, я буду удалять сразу и без объяснений, а их авторов отправлять в бан. Надеюсь на понимание.
И вот, остались последние пол-дня нашего путешествия по Чечне. После обеда мы собрались уже покинуть этот регион и отправиться в соседнюю Ингушетию. Но до обеда у нас была еще куча планов. Честно говоря, мы с Антоном абсолютно не совпадаем в своих предпочтениях к способам путешествий. Ему нравится комфорт. То есть, куда бы мы с ним не ехали, этот мой доблестный муж начинает с завидной регулярностью намекать мне, что нужно жить в хороших отелях, пользоваться такси и т.д. и т.п. Даже в Аргунское ущелье, ага, щас я его сдам с потрохами, он предлагал мне купить экскурсию в турфирме, вы представляете??? Я была в негодовании! :)) У меня же с предпочтениями все совсем не так. Я, конечно, комфорт тоже ценю, но в меру, а такси во время путешествий, особенно, если на нем ехать в другой город, не признаю категорически. Я, вообще, больше люблю автостоп, ибо именно во время как раз таких вот, автостопных поездок и происходит максимальное погружение в среду, знакомство с людьми, с их обычаями, с их настоящей жизнью. И это же так здорово! :) Кто, как не водитель подвозящего вас транспортного средства, расскажет лучше всего о том, чем он живет, что его тревожит, что радует, как вообще живется здешним людям? А если таких транспортных средств с водителями несколько? Поэтому когда муж начинает выедать мне мозг и предлагать отправиться куда-нибудь на такси или на машине с водителем, я выедаю его ему в ответ своими идеями отправиться туда же автостопом. А в результате, мы, как правило, приходим к среднему арифметическому и едем на рейсовом транспорте. :)) Правда, поездки на такси у нас тоже случаются. Ну, и автостоп тоже! :)
А веду это я к тому, что в те самые последние чеченские пол-дня мы решили съездить в местечко под названием Хаджи-Эвла. Там мы хотели увидеть Хеди-Зиярат - гробницу Хеди, матери суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, одну из главных мусульманских святынь в Чечне. А располагается Хаджи-Эвла в горах в Веденском ущелье. И если до поворота на это село из Грозного можно доехать на маршрутке, то потом восемь километров предстоит либо идти пешком, либо добираться автостопом. На такси, конечно, тоже можно. Но тут Антон прочитал накануне, что многие последователи Кунта-Хаджи к могиле его матери вообще идут пешком из самого Грозного, останавливаются на отдых в селах по дороге и добираются к зиярату только на третий-четвертый день... И вдруг заехать сюда на такси... Ну, вы понимаете... В общем, автостоп получил шанс.
Хеди-Зиярат.
...Междугородные маршрутки в Чечне не отличаются от наших.
2.
Разве что, помимо обычных кресел, пассажиры занимают еще и откидывающиеся в проход сиденья, а заодно и табуретки, которые ставят на свободные места. Но при этом нельзя сказать, что все едут, как кильки в бочке. Вполне себе нормально едут, хотя и плотненько.
3.
Час в пути, и, вот, мы уже на развилке к Хаджи-Эвла. У дороги указатель - до Хеди-Зиярата 8 км, с другой стороны - плакат с изречением первого чеченского президента.
4.
А дальше - почти высохшее каменистое русло реки с пасущимися на ее берегу рыжими коровами, зеленые лесистые горы, мост через реку и убегающее вверх ровное шоссе.
5.
6.
7.
Кроме нас, здесь вышли трое. Мужчина и подросток с наполненными продуктами пакетами. Они постояли немного под тенью раскинувшего свои ветви дерева у дороги и зашагали по шоссе. А еще старик с длинной седой бородой и с деревянной тростью. Его я приметила еще на автостанции в Грозном. В маршрутке он ехал на переднем сиденье рядом с водителем, время от времени прикрывал глаза, щурился от солнца.
- Эх, где мои годы? Помнится, еще десять лет назад я наверх бегом бегал, а сейчас... подожду кого-нибудь! - старик первым начал с нами разговор.
8.
Его зовут Саид, сейчас ему 78. "Кого-нибудь" - это попутную машину. К Зиярату Хеди Саид ездит каждый год, в мае. Именно в мае здесь больше всего паломников, пилигримов, потому что в этом месяце умерла Хеди и ее особенно вспоминают. Мы поняли, что в стопе не станем конкурентами Саиду, ибо даже если сложить наши с Антоном прожитые годы вместе, столько лет, сколько сейчас ему, все равно не получится. И мы пошли вперед, оставив Саиду все шансы на первую попутку.
- Когда кто-нибудь остановит, я им скажу, чтобы подобрали и вас, - прокричал он нам вслед.
Дорога петляла серпантином, поднимаясь в горы. И с одного из поворотов, мы увидели, как дедушка Саид застопил легковушку, и как, забыв о своей трости и больных ногах, понесся к ней быстрее резвого молодца. :)) Когда легковушка проезжала мимо, Саид улыбнулся нам и развел руками - машина была полная, мест для нас не оказалось. Впрочем, Чечня - один из самых лучших автостопных регионов у нас в стране. И если вы вдруг окажетесь где-то на дороге, не пройдет и пяти минут, как вы уже будете ехать в кабине какой-нибудь попутки. Так случилось и у нас. Буквально мы только-только помахали в ответ Саиду, как рядом притормозила очередная легковушка, и водитель согласился подвезти нас прямо до места. Водителем был типичный горец - смуглый, остроносый, без какого-либо намека на улыбку, с орлиным взглядом глубоко посаженных глаз. Среди наших девушек принято бояться именно таких. :))
- Зачем вам в Зиярат? - спросил горец Антона. Все-таки, как не верти, но в патриархальном мусульманском регионе разговоры мужчины ведут только с мужчинами.
- Мы интересуемся историей, культурой и обычаями Чечни, - ответил Антон, - знаем, что Хеди-Зиярат - одна из главных мусульманских святынь, поэтому хотим увидеть ее.
Горец кивнул.
- Хорошо. Но твою жену, скорее всего, не пустят туда. Надо одеться соответствующе. Но все-таки спросите у людей там.
Водитель был прав. Конечно, и разговора не было о том, чтобы я, одетая в джинсы и футболку с короткими рукавами, отправилась осматривать столь святое место. Поэтому, как только мы вышли из машины, я переоделась. Для подобных этому случаев, я уже давно стала возить с собой шаль, которой оборачиваюсь так, чтобы она походила на длинную юбку, кофту с длинными рукавами и косынку. В таком наряде во мне, если и не видят верующую любых конфессий, то, по крайней мере, относятся с пониманием и не делают замечаний. Единственное, я в этот раз просчиталась с косынкой - забыла напрочь, что у мусульманских девушек в мечетях и в святых местах, подобных этому, она должна закрывать еще и шею. Увы, моя была коротковата и до шеи не доставала... Ну, да ладно, не пустят, так не пустят, - решили мы...
9.
Ахмет Кунта-Хаджи Кишиев жил в середине 19 века. Он был суфийским шейхом и удивительным человеком. В то время как раз бушевала Кавказская война. Борьбу чеченцев против России возглавлял имам Шамиль, но Россия явно была сильнее, и чеченцы оказались на грани гибели. Тем не менее, Шамиль требовал продолжать стоять насмерть. Однако ж, у Кунта-Хаджи было совершенно полярные идеи на этот счет. Он был абсолютно против любых войн. Он считал, что "Война - это дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришел отнять у вас веру и честь, - говорил он. - Погибать в схватке с врагом намного сильнее себя подобно самоубийству. Такая смерть - неверие в силу и милость Всевышнего Аллаха". Кунта-Хаджи, вообще, был редким пацифистом. Считается даже, что Махатма Ганди кое-что в своем учение взял у него. И Лев Толстой, кстати, тоже. Например, Кунта-Хаджи выступал за то, чтобы не загрязнять воду, не обижать животных, беречь все живое на земле, не носить оружия, говорил, что нельзя отвечать злом на зло, учил прощать врагов. Удивительно, но факт - многие чеченцы стали его последователями. Однако, растущее влияние суфийского шейха тогда напугало российскую власть, в нем она углядела возможность к объединению чеченцев и к их новому сопротивлению. В общем, Кунта-Хаджи отправили на вечную ссылку в город Устюжну, коий раньше относился к Новгородской губернии, и где в ту пору жило чуть больше пяти тысяч человек. Оттуда он писал своей семье письма, но ни одно из них не дошло до адресата, хотя многие из них до сих пор лежат в целости и сохранности в новгородских архивах. В письмах он рассказывал, что сильно болеет и голодает, что не может заработать себе на жизнь, так как не знает русского языка... В общем, умер шейх в Устюжне через три года после того, как приехал. Тогда ему было всего 37 лет.
Правда, его последователи вообще не считают, что он умер. Наоборот, сказать им, что он умер - будет означать обидеть их чувства. Ведь шейх Кунта-Хаджи, как говорят, является людям в трудную минуту, примерно так же, как Николай Чудотворец у православных. И, что еще интересно, по некоторым данным, число его последователей сейчас достигло полутора миллионов человек, то есть, около 75% среди чеченцев и 80% среди ингушей. Не мало, правда?
...Зиярат матери Кунта-Хаджи - Хеди располагался на небольшом холме и представлял собой, если можно так выразиться, целый комплекс: площадки для зикра под красивыми куполами, кладбище и сам мавзолей, где похоронена Хеди.
10.
Говорят, что есть такая легенда. Хеди обратилась к сыну, чтобы он показал ей место, где он ее похоронит, когда она умрет. И Кунта-Хаджи привел ее на совершенно пустынную гору. "Почему ты хочешь, чтобы я лежала именно здесь? - спросила мать. - Здесь же никого нет!" "Это сейчас это место пустынно, - ответил сын. - Но пройдут годы, и к тебе на могилу станут приходить миллионы пилигримов, и каждый из них будет вспоминать тебя!" Так и случилось. Не скажу, чтобы народа было слишком много, но весьма ощутимо. Мужчины, женщины, дети... Кто-то ходил на площадке по кругу, совершал зикр - многократно повторял молитвы и прославлял Всевышнего, кто-то просто стоял рядом и размышлял о сущности мироздания, кто-то приехал к своим на кладбище...
11.
12.
13.
14.
15.
Потихоньку мы прошли к мавзолею и остановились за группой женщин.
16.
Сначала я подумала, что в мавзолей можно заходить просто так: дошла твоя очередь, ты разуваешься и идешь. Но оказалось, что здесь действительно есть люди, которые смотрят на паломников и пропускают их группками, - те самые, о которых нам говорил подвозивший нас водитель. Совершенно неожиданно из мавзолея вышел пожилой мужчина в длинном светло-бежевом одеянии, и мы столкнулись с ним буквально нос к носу перед дверями.
- Здравствуйте, - в этот раз переговоры начала вести я, так как стояла ближе и смотрел он исключительно на меня. - Можно нам пройти внутрь?
- А вы совершили омовение? - оглядев меня с ног до головы, спросил он.
- Нет. Мы не мусульмане. Мы путешествуем и интересуемся историей Чечни, приехали, чтобы увидеть вашу главную святыню.
- Журналисты? Будете фотографировать?
- Нет.
- Хорошо.
Вот и всё. Мужчина открыл двери и пропустил нас внутрь. Мы оказались в маленьком холле, где в ряд сидели верующие и молились. Рядом была еще одна комната, могила Хеди находилась именно там. Точнее, мне даже сложно сказать, как правильно назвать это место. За небольшой ширмой стоял деревянный и очень красивый гроб (?), покрытый резьбой. Я не знаю, в нем ли покоилась Хеди, или гроб стоял на том самом месте, где она была погребена, и допустимо ли вообще называть его гробом... Я действительно не фотографировала внутри мавзолея и просто хочу, чтобы по моим описанием вы поняли, что именно увидели мы.
Мы пробыли там буквально минуту, а затем вышли спиною вперед, как все паломники. Говорят, что Хеди помогает многим верующим решать их проблемы, и когда люди приходят в ее зиярат, они часто просят ее об этом...
Ну, а мы решили побывать еще в одном святом месте в Хаджи-Эвла. Это место - зиярат, где Кунта-Хаджи впервые совершал зикр. Находится оно неподалеку от Хеди-Зиярата на вершине соседнего холма, и ведет туда обычное шоссе, с одной стороны от которого на обочине стоят щиты с изречениями из Корана, а также с высказываниями разных мудрецов и не только мудрецов.
17.
18.
Сам же зиярат представляет собой беседку с красивым куполом.
19.
Паломники приезжают сюда, ходят по кругу и шепчут молитвы...
20.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия по Северному Кавказу:
2013 год, апрель-май:
Аргунское ущелье. В горы! К снегу! Случайно... Вверх по Аргунскому ущелью Как не умереть с голоду в Чеченской Республике? Урус-Мартан. Донди-Юрт - чеченская национальная деревня Не грозный Грозный Эти нестрашные чеченцы Пятигорск. Найти орла! Фотообзор: Время Ч, или дорогами Чечни