О жутких зверствах Пол Пота

Nov 21, 2012 08:42

Когда к власти в какой бы то ни было стране приходят больные на голову люди, это всегда сказывается, прежде всего, даже не на ее экономике, не на внешних отношениях с другими государствами, а на гражданах этой страны. Пример тому красные кхмеры в Камбодже - крайнелевые приверженцы маоизма, бывшие у власти неполных пять лет с 1975 по 1979 годы и успевшие под руководством своего лидера Пол Пота за все это недолгое время уничтожить добрую треть населения страны. Сейчас мир называет геноцидом те действия, которые они тогда совершали в Камбодже (а в ту пору она называлась Демократический Кампучией). В первую очередь страдали интеллигенция, национальные меньшинства и духовенство. Что уж говорить, если были закрыты практически все школы, вузы, больницы, бывшая высшая школа Туол Сленг была превращена в тюрьму S-21, в застенках которых погибло несколько десятков тысяч человек, а выжило всего 12 (!!!), а ношение очков было поводом для расстрела...
Сейчас в Пномпене в тюрьме S-21 открыт музей геноцида, а в 15 километрах от города, на так называемых Полях Смерти, где проводились массовые казни, - мемориал памяти жертв режима Пол Пота. Будучи в Пномпене, мы не могли не посетить эти два места, чтобы узнать, как все было, и чтобы почтить память безвинно убитых людей...




Как только Пол Пот пришел к власти, ничто, как говорится, не предвещало всех тех ужасов, которые коснулись граждан Камбоджи буквально сразу. Программа его правительства заключалась в том, чтобы "прекратить политику разорения крестьянства - основы общества, покончить с коррупцией и ростовщичеством; ликвидировать извечную зависимость Кампучии от зарубежных государств; навести порядок в стране, всё глубже погружающейся в анархию". Для этого, в первую очередь, и было принято решение установить жёсткий политический режим. Вот тут-то все и началось, ибо ко всему прочему, красные кхмеры не просто хотели поднять аграрный потенциал страны, но и полностью отказаться от "всего западного и современного", то есть, другими словами, уничтожить "все западное и современное", что уже было на тот момент в Камбодже.
Практически всех жителей городов выселили в сельскую местность, ликвидировали товарно-денежные отношения, как я уже говорила, закрыли школы, университеты, библиотеки и больницы, запретили проявление любого вероисповедания, иностранные языки и чтение иностранной литературы. Впрочем, чтение запретили вообще. Читать можно было только указы и распоряжения полпотовского правительства. Мало того, наряду с прочими дикими лозунгами, очень часто звучал такой - не отвечаю за дословность, тут важен смысл: "Нам не нужны университеты. Если ты хочешь быть бакалавром, лучше сразу спрыгни с крыши и разбейся насмерть!"
В небольшом музейчике, расположенном у мемориала на Полях Смерти, мы видели фотографии Пномпеня тех лет: улицы с заброшенными зданиями с пустыми и страшными глазницами окон, уже начавшие зарастать буйной тропической растительностью, полное отсутствие какого-либо транспорта, редкие и какие-то обреченные одинокие пешеходы. Особенно жутко сравнивать на контрасте: с тем городом, какой Пномпень мы увидели сейчас, или с тем, каким он был во времена французской колонии.
Но, как вы понимаете, не это самое страшное. Пол Пот считал, что ему для создания его "идеального коммунистического общества" достаточно всего лишь миллиона преданных людей. Что же касается всех остальных, то одни, как считалось, умрут сами - без больниц и в условиях жесткого режима, а других правильно будет уничтожить.
Всё население страны было разделено на три основные категории. Первая - это основной народ. Эта категория включала в себя жителей сел и деревень, то есть, не горожан. Вторая - новый народ, или "люди 17 апреля". Сюда полпотовцы отнесли жителей городов и деревень, находившихся долгое время на временно оккупированной американцами территории. Эти люди должны были подвергнуться серьёзному перевоспитанию. Третья категория - интеллигенция, буддистские монахи, чиновники и военнослужащие прежнего режима всех уровней, бывшие владельцы плантаций и крупных хозяйств. Их должны были подвергнуть широкомасштабной чистке, а фактически тотальному истреблению. Это и было сделано.
Известный камбоджийский певец Син Сисамут и кинозвезда Сом Вансодани - были убиты среди прочих интеллигентных людей.
2.


Когда я упоминала о том, что полпотовцы считали, что многие из тех людей, которых планировалось "перевоспитать", умрут сами в условиях жесткого режима, я говорила это не для красного словца. Все граждане в Демократической Кампучии были обязаны работать, причем, не просто так, а в трудовых сельскохозяйственных коммунах, с 18-20-часовым (вы прикиньте!!!) рабочим днём. В этих коммунах, в кои, по большому счету, была превращена вся страна, люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом - в основном они сажали рис. Когда мы были на Полях Смерти, у нас был аудиогид. И вот, там, помимо всех прочих историй, рассказывалась одна, когда у молодой женщины только-только родился ребенок. Но до ее малыша никому не было дела. Эту женщину, как и всех прочих, ежедневно выгоняли на поля сажать рис. Ребенка же она оставляла дома, так как брать его с собой не разрешалось. Кормить малыша было некому, а мама отсутствовала по 18 часов. Женщина до сих пор со слезами вспоминает, как он умер от голода...
Впрочем, если говорить о детях, то их рождение тоже было запрещено без разрешения руководства коммуны. В коммуне контролировали, кто на ком должен жениться, когда пара должна зачать ребенка, и когда он должен появиться на свет. За нарушение этих правил грозила смертная казнь. Кроме того, без суда и следствия убивали воров, людей, которые осмеливались ностальгировать по дореволюционным временам, расстреливали за сорванный с дерева банан, собранный с поля после уборки урожая рис и т.д. и т. п. Разумеется, редко кто мог выжить в таких условиях.
Самое интересное, что, несмотря на то, что Пол Пот и его сподвижники строили общество, грубо говоря, из неучей, они сами были людьми весьма образованными. Пол Пот и несколько его соратников закончили университеты во Франции, и, что самое поразительное, были и такие, которые по образованию были школьными учителями. Откуда тогда, спрашивается, столько ненависти к людям и, в том числе, к детям?
Впрочем, полпотовцы явно боялись за свое будущее. Они держали в тайне от населения свои настоящие имена и портреты, а для того, чтобы было понятно, кто из них что сказал во время своих выступлений, применялись "клички" - Брат №1, Брат №2, Брат №3, Брат №4, Брат №5. Хотя даже кличками это не назовешь! А еще у них был принцип - уничтожать семьи целиком. Это делалось для того, чтобы повзрослевшие дети не надумали вдруг отомстить им. Если убить, то и мстить будет некому!
В бывшей тюрьме S-21 четыре здания. В каждом по три этажа.
3.


4.


5.


Каждый этаж разбит на комнаты-классы, в некоторых из которых со времен высшей школы еще даже остались классные доски. Именно в этих классах и содержались "неподдающиеся перевоспитанию", то есть, те, которых через несколько дней, недель или месяцев, после допросов и пыток вывозили на Поля Смерти и там расстреливали. Даже сейчас в S-21 сохранилась та жуткая атмосфера. На улице светит солнце, цветут цветы, за оградой бывшей тюрьмы ходят улыбчивые люди, а здесь... до появления кругов в глазах, до тошноты... стоит только представить.
Здесь нет почти никаких музейных экспозиций. Лишь в нескольких классах витрины с сельскохозяствнными кирками, мотыгами и прочими орудиями труда - теми самыми, которыми убивали узников.
6.


Приспособления для пыток - например, металлические шкафы, куда заливалась вода, а затем головой вниз окунался человек и разные другие.
7.


8.


Картины о жертвах полпотовцев, написанные через много лет после падения режима.
9.


10.


Ступа в память о погибших.
11.


Во дворе - обелиск в память о погибших.
12.


Могилы 12-ти убитых заключенных, которых нашли здесь в камерах, прикованных к кроватям и растерзанных - сразу после того, как режим Пол Пота пал, сам Пол Пот сбежал в джунгли, а в Пномпень вошли вьетнамцы.
13.


И еще подтверждение пыток - этакий турник с огромными глиняными горшками под ним. Узникам за спиной связывали руки, подвешивали за руки к турнику и ждали, когда они от боли потеряют сознание. Когда это происходило, их окунали головами в горшки с протухшей водой, узники приходили в себя и все начиналось заново.
14.


А в основном, в бывших классах воссоздана обстановка тюремных камер. Точнее, даже не воссоздана, а сохранена, и кое-где на полу даже остались видны темные пятна. Крови?
В одном из зданий, по всей видимости, содержались какие-то особенно важные заключенные. Каждый класс здесь представлял собой камеру для одного или двоих. Из обстановки только металлическая кровать. И всё.
15.


16.


Кстати, именно в этих камерах и были найдены тела тех двенадцати погибших, могилы которых теперь находятся во дворе. Но самое жуткое впечатление производят другие. В здание по-соседству содержали "простых" узников. Там классы были разделены кирпичными перегородками так, что каждая ячейка имела такую площадь, что позволяла внутри разве что сидеть, поджав ноги. Если же человек ложился, то уже в ней не помещался. И вот, в такие камеры-ячейки одновременно набивали сразу по несколько человек. Как они там находились, уму не постижимо.
17.


18.


В этом здании, как, впрочем, и в остальных трех, были длинные общие балконы.
19.


Конечно, люди не выдерживали издевательств, пытались покончить с собой и сбрасывались с этих балконов. В результате их лишили и этой "привилегии" - балконы завесили сеткой и колючей проволокой.
20.


А еще фотографии, фотографии, фотографии... Живые с номерами на табличках на груди и мертвые люди. Мужчины, женщины, старики, дети - девочки и мальчики, начиная с пятилетнего возраста. Их-то зачем нужно было пытать?..
21.


22.


23.


Узниками были даже европейцы.
24.


Из этой тюрьмы вышли живыми только двенадцать человек (сначала считалось, что семь, но потом нашлись еще пятеро). Один из них написал книгу о пережитых ужасах. И этого, уже 60-летнего мужчину мы встретили теперь во дворе. А все остальные были вывезены на Поля Смерти - полигоны, которых в маленькой Камбодже насчитывались сотни, и там расстреляны.
Туктукер везет нас за город. Здесь в 15 километрах от Пномпеня располагались те самые Поля Смерти, где в основном были расстреляны узники тюрьмы S-21. Деревеньки, рисовые поля, заросли пальм и прочей тропической зелени. И вот, полигон - за каменным забором. Сейчас, не зная, что здесь происходило тридцать с небольшим лет назад, ни за что не скажешь, что именно тут находилось то самое место, где погибли десятки тысяч невинных людей. Впрочем, об этом не знали даже те, кто в конце 1970-х жил неподалеку от полигона. Все думали, что тюрьма, быть может, трудовой лагерь, но никто не слышал ни выстрелов, ни криков умирающих. Дело в том, что выстрелов-то и не было. Их убивали кирками и тяпками, отсекали им головы острыми, как ножи, листьями сахарных пальм - мы потом видели эту пальму, ее лист даже лучше было бы сравнить с пилой, с острыми крепкими зубьями.
25.


26.


Заключенному связывали за спиной руки, велели встать на колени, опускали ему голову и... А чтобы не были слышны крики, включали музыку. Да такую громкую, что она была слышна не только на полигоне, но и в деревнях. То дерево, на котором висел репродуктор, из которого она передавалась, растет до сих пор. Его на Полях Смерти прозвали магическим деревом.
27.


Сейчас на Полях Смерти мемориал. У входа всем посетителям дают аудиогиды, кои рассказывают страшные истории, которые здесь происходили. И едва вы оказываетесь за каменным забором, сразу погружаетесь в них, начинаете чуть ли не кожей чувствовать всё это... С нами было так...
Вот здесь останавливались заключенные, их выгружали, пересчитывали и отправляли в бараки. Сначала каждую ночь на полигон прибывало по несколько грузовиков, но к концу режима Пол Пота, когда он и его соратники начали видеть врагов буквально в каждом лице, в ночь на полигон приезжало уже по несколько десятков грузовиков. Бараки стояли тут же рядом. Это были самые обыкновенные сараи, правда, под металлическими крышами. Почему под металлическими? Честно говоря, не скажу точно. Разве что, известно, что узников убивали не сразу. Несколько суток они томились в этих бараках, некоторые даже, прежде чем попасть туда, успевали поверить, что их, может быть, накормят, может быть, дадут работу. Какая еда? Какая работа? Под палящим солнцем, когда днем температура на улице даже зимой поднималась до 32-34 градусов, крыши бараков накалялись так, что внутри становилось жарко, как, если бы вас посадили в чан и поставили его на огонь. А людей в каждом бараке были сотни. В давке да при такой жаре, многие не доживали до первого же вечера.
А дальше для уцелевших снова были пытки и издевательства. Честное слово, когда я слушала истории и узнавала факты того, как обращались с людьми полпотовцы, у меня вставали волосы дыбом и я все больше и больше понимала, что в своих изощрениях это были ничуть не меньшие нацисты, которые за 35-40 лет до этого издевались над неугодными им евреями, цыганами и прочими-прочими. Нет, на полигонах смерти не было ни газовых камер, ни лазаретов, где ставили опыты, но здесь для массовых убийств, помимо тяпок, листьев пальм и прочих подручных средств, применялась взрывчатка, а если говорить об убийствах частных, то людей здесь, к примеру, заживо сжигали и закапывали, проезжали по ним бульдозерами, отбирали самых маленьких детей у матерей, подбрасывали их в воздух и "ловили" остриями штыков, или брали за ноги, а головкой ударяли о ствол дерева. Это дерево тоже сохранилось до сих пор. Теперь оно увешено памятными разноцветными ниточками, ленточками и браслетиками, у его подножия лежат игрушки...
28.


Даже сейчас пишу эти строки и комок в горле, и слезы на глазах... И ведь этих людей, которых сложно назвать людьми, тоже родили матери, они тоже были детьми...
Одежда надзирателей у красных кхмеров.
29.


Кстати, да, они тоже были детьми. Причем, большинство из них совсем в недавнем прошлом. В армию красных кхмеров, воины, если их вообще можно так назвать, которой как раз и занимались всеми этими вещами, обычно набирали подростков 12-15 лет. Это были, в основном, деревенские ребята, не ходившие в школы, коих за несколько месяцев до этого изолировали в специальных лагерях, внушали ненависть к родителям, прививали любовь к Пол Поту и его режиму, а затем, когда у такого подростка мозг извращался до такой степени, что он мог убивать, выдавали оружие и давали право, по собственному усмотрению, чинить расправы над людьми. Вы представляете себе злобных, агрессивных, необразованных подростков с оружием в руках? Вот, видимо, поэтому им легче, чем тем же взрослым, было сажать на штыки, разбивать головы о деревья, перерезать горло пальмовыми листьями. Они, у которых была полностью нарушена психика, видели в этом исключительно службу отечеству, а еще просто забаву.
Хоронили убитых тут же. Ямы выкапывали неглубокие - капать глубокие при такой "текучке", когда за сутки нужно было "разобраться" с несколькими десяткам грузовиков с заключенными, было просто некогда. В каждую закапывали сразу по 200-300-500 тел. Мужчин, женщин, детей... Сейчас такие массовые захоронения здесь огорожены небольшими навесами, на табличках у которых можно прочитать, кто конкретно именно в этом месте был уничтожен и закопан.
30.


31.


32.


Дети, учителя, врачи и монахи, солдаты, несшие службу на границе с Вьетнамом. Последних убили просто за этот факт - мало ли, что они могли там, на этой границе, услышать и узнать. А тут - нет человека, нет проблемы... Буквально сразу после того, как режим Пол Пота пал, из ближайших деревень стали приходить сюда люди. В стране был жуткий голод, и они искали на окрестных сельскохозяйственных полях оставшиеся после уборки колоски риса или клубни картошки. К своему ужасу, уже тогда они вместо картошки часто видели торчавшие из-под земли остатки тел - из-за того, что ямы были неглубокие, стоило пройти мало-мальскому дождю, как земля размывалась, и тела оказывались снаружи... И этот кошмар происходит до сих пор. Как только начинается влажный сезон, коий в Камбодже длится несколько летних и осенних месяцев, каждый год то там, то здесь на Полях Смерти обнаруживаются все новые и новые кости и остатки одежды убитых... Их сотрудники мемориала бережно собирают, и некоторые из них можно увидеть тут же в стеклянных ящиках.
33.


34.


Сейчас на полигоне установлена огромная ступа в память о погибших.
35.


36.


И это не просто ступа. Внутри нее под стеклом хранятся черепа (только малая часть черепов) убитых. Их рассортировали по возрасту. Вот, черепа женщин 40-50 лет, вот молодых людей до 20, вот, пожилых - тем, кому было за 60...
37.


Жуткое зрелище...
38.


А рядом продают желтые хризантемы. Люди покупают их и приносят к ступе с молитвами о жертвах полпотовцев и с другими молитвами, просьбами ко всевышнему - чтобы подобное не повторилось больше никогда и нигде, ни в одной стране мира...
39.


PA250670 (700x654, 278Kb)
* * *
Из протокола о преступлениях полпотовцев: "За период с 1975 по 1978 го­д число погибших составило 2 746 105 человек, среди которых 1 927 061 крестьянин, 25 168 монахов, 48 359 пред­ставителей национальных меньшинств, 305 417 рабочих, служащих и представителей других профессий, около 100 писателей и журналистов, некоторое количество иност­ранных граждан, а также старики и дети. 568 663 человека пропали без вести и либо погибли в джунглях, либо погребены в массовых захоронениях, подобных тем, которые были обнаружены в районе аэропорта Кампонгчнанг, око­ло Сиемреапа и вдоль склонов хребта Дангрек. Эти 3 374 768 человек были убиты ударами мотыг, дубин, сож­жены, закопаны живьём, разрезаны на части, зарезаны с помощью острых листьев сахарной пальмы, отравлены, убиты ударами тока, они подвергались пыткам с вырыва­нием ногтей, были раздавлены гусеницами тракторов, брошены на съедение крокодилам, у них вырезали печень, ко­торая служила пищей палачам, маленьких детей четвер­товали живыми, подбрасывали в воздух и насаживали на штыки, били о стволы деревьев, женщин насиловали и сажали на колы.
Режим Пол Пота оставил после себя 141 848 инвали­дов, более 200 тысяч сирот, многочисленных вдов, которые не нашли свои семьи. Оставшиеся в живых были лишены сил, были неспособны к воспроизводству и находились в состоянии нищеты и полного физического истощения. Большое количество молодых людей потеряли свое счастье вследствие насильных браков, осуществлявшихся полпотовцами в массовых масштабах.
Было разрушено 634 522 здания, из них 5857 школ, а также 796 госпиталей, фельдшерских пунктов и лаборато­рий, 1968 храмов были разрушены или превращены в складские помещения или тюрьмы. Были также уничтоже­ны 108 мечетей. Полпотовцы уничтожили несметное коли­чество сельскохозяйственных инструментов, а также 1 507 416 голов крупного рогатого скота".
Остается только добавить, что никакое возмездие так и не постигло Пол Пота. Долгое время он скрывался в джунглях, а другими словами, просто там жил, и в 1998 году умер своей смертью.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия по Камбодже и Вьетнаму:
2012 год, октябрь-ноябрь:
Пномпень - город пагодный
Фотообзор из Камбоджийского королевства

Камбоджа

Previous post Next post
Up