От Мёдлинга до Бадена оказалось не больше десяти минут езды на поезде. Поезд же нам попался новый, удобный и двухэтажный, который шел куда-то далеко-далеко.
Мы вышли в Бадене, осмотрели его железнодорожный вокзал, построенный в духе минимализма, где не было ничего лишнего, даже отделки, и отправились осматривать город. Главной нашей целью в Бадене были римские термы. Но так как с нами был наш мелкий мурысик, коему на тот момент едва исполнилось девять месяцев, мы подумали, что двух часов в термах нам хватит за глаза, а потому решили немного погулять по городу.
Баден - это курорт, а его название переводится, как купание: не случайно же он стоит на целебных источниках, которые, как оказалось, открыли еще древние римляне и называли поселение, которое на них основали, по-своему, но в переводе тоже очень логично и сходно - Аква. А в 15 веке Аква переименовали в Падун, коий затем и трансформировался в Баден. Вообще же, в Европе немало городков на водах, в названиях коих есть слово "баден": Например, целый регион Баден - на юго-западе Германии или Баден-Баден - там же. И именно для того, чтобы не перепутать, о каком месте идет речь, то, куда приехали мы, здесь принято еще именовать Баден под Веной. А что? Так действительно намного понятнее.
Так вот, если вернуться к истории, то в качестве курорта, а также модного культурного центра, куда на лето съезжалась поправить здоровье вся австрийская знать, включая императора и его семейство, Баден под Веной стали использовать еще аж с конца 18 века. Знать на курорте пила водичку, ходила в театр, устраивала балы и просто общалась. Кстати, что касается театра, то он в старой части Бадена стоит до сих пор. Правда, этот театр можно отнести уже к новым, точнее, к перестроенным. Его возвели в начале 20 века в стиле "простого" классицизма.
Сезон в театре начинается с первого мая, и в ноябре, когда в Бадене оказались мы, ни о каких спектаклях уже не было и речи. Так что, театр мы осмотрели только внешне. Что могу сказать? В плане оригинальности на нас гораздо большее впечатление произвела расположенная рядом с театром скульптура нимфы с вылезающей из-под ее ног человеческой головы. Автора шедевра я назвать затрудняюсь, но, согласитесь, мыслил товарищ весьма креативно. :))
Но не суть. В общем, в разные времена в Баден приезжали оздоровливаться так же разные известные композиторы и прочие творческие люди. Например, бывали здесь Гайдн, Сальери, Бетховен, Моцарт, Наполеон и его супруга Мария Луиза, Иоханн Штраус отец, Йозеф Лайнер и прочие-прочие. А Людвиг ван Бетховен, вообще, приезжал неоднократно, и теперь в небольшом двухэтажном домике, где он останавливался летом 1821, 1822 и 1823 годов, разместили его музей. Кстати, на Бетховена климат и атмосфера Бадена произвели очень хорошее впечатление, и он даже именно здесь написал свою "Торжественную мессу" и большую часть "Девятой симфонии".
...
Но сейчас, в ноябре, когда сезон заезда курортников был далеко позади, Баден показался нам маленьким и сонным городком.
...
Антон на именной улице Antons-Gasse.
...
...
...
Даже в знаменитом
Баденском курпарке, по дорожкам которого на протяжении веков хаживали знаменитости, выступали с концертами другие знаменитости, было абсолютно безлюдно, уныло, пусто и, я бы даже сказала, заброшено.
Лишь казино да Арена на окраине курпарка, несмотря на то, что они тоже пустовали, придавали ему хоть какую-то живость.
Сам же парк предстал пред наши очи засыпанным опавшими листьями, с побитым немного асфальтом на дорожках, да и вообще, каким-то печальным. Но, на самом деле, место это - очень интересное. Парк заложили еще аж в начале 19 века. Он располагается на холме и в нем можно найти целую кучу достопримечательностей. Например, мы прониклись здешними скульптурными композициями и памятниками: неизвестному дядечке верхом на грустном коне (см. фото №1), и очень даже известным композиторам, основоположникам венского вальса - Ланнеру и Штраусу. Последний памятник знатоки вообще считают уникальным. Его установили в 1912 году, и вроде бы до сих пор он такой единственный в мире.
Еще одним весьма оригинальным местом в курортном парке Бадена я бы назвала павильон "Храм Бетховена". По своей сути, этот храм представлял собой этакую большую беседку, с колоннами, с куполом и с белыми мраморными ступенями на входе.
...
Вид она имела весьма величественный, так что, поклонники Бетховена вполне могли бы назвать ее и храмом. Так как беседка находилась на самой вершине холма и подниматься к ней нужно было по крутым дорожкам, то мы с Данилкой и с его колясочкой туда не пошли, а просто отправили на разведку Антона. Антон же обнаружил в беседке очень красивую роспись на куполе с внутренней стороны, копию посмертной маски композитора и великолепные виды на весь Баден. Как оказалось, "Храм Бетховена" был отличной обзорной площадкой!
Маска.
Роспись.
Вид изнутри.
Панорама Бадена.
Ну, а самым интересным сооружением, имеющем отношение к курортному парку, на мой взгляд, была старинная метеостанция у его входа, установленная здесь в 1883 году. Внешне метеостанция была похожа на этакий столб-тумбу в металлических завитушках, которые были модны в то время, и с флюгером. С разных сторон на ней находились циферблаты с указанием температуры воздуха, уровня атмосферного давления и тенденции его изменения, а также с точным временем в Бадене и его высотой над уровнем моря.
Если же отвлечься от курортного парка и просто поговорить о Бадене, то, наверное, как и в любом небольшом австрийском городке, в нем можно найти прелестное место под названием
"старый город", где сконцентрированы самые узкие улочки, самые симпатичные домики, множество кафешек и ресторанчиков и максимум достопримечательностей. В Бадене "старый город" к тому же территориально выделен в единую пешеходную зону, гулять по которой можно в свое удовольствие, не боясь попасть под колеса не редкого в городе автотранспорта. Разумеется, мы туда и отправились.
Баден, как и Вена, несмотря только на середину ноября, уже вовсю готовился к Рождеству. Старый город украшали рождественские фонарики, а на главной площади напротив городской ратуши, в которой еще 25 лет назад находился окружной суд, а сейчас проводились всякие встречи и увеселительные мероприятия, красовалась сразу несколько ёлочек в окружении деревянных и пока еще не открывшихся киосков рождественского базара.
Ратуша.
Украшения к Рождеству.
Зато здесь вовсю работали многочисленные магазины, выставившие свою продукцию даже на улицу, чтобы покупателем было сразу понятно, какого рода товар ждет их внутри, и продающие его с знатными скидками. Нас, например, до глубины души поразили детские магазины. Так, если мы в том же московском "Mothercare" покупаем костюмчики нашему мурысу по ценам в районе тысячи каждый, то в Бадене костюмчик не худшего качества мы приобрели меньше чем за десять евро, а бодики с длинными рукавами - вообще, за сущие гроши.
Еще улочки старого Бадена.
...
Фруктовый базар.
...
...
Здесь же, на главной площади старого города, мы осмотрели Чумную колонну.
Суть в том, что в 1713 году в Бадене разразилась чума. Как и во всех прочих местах, в ту пору лечить чуму не умели, поэтому гибло очень много народа. И жители Бадена дали обет, что, как только чума отступит, они построят колонну в знак спасения, что, собственно, и сделали. Возвели ее в стиле барокко по проекту итальянского скульптора Джованни Штанетти. А внешне она получилась даже больше похожей на пирамиду, увитую, если можно так выразиться, телами людей. Колонна лично на меня произвела довольно-таки сильное впечатление особенно, когда я рассмотрела скульптурные композиции, кои украшали ее снизу. Например, там была изображена полуобнаженная измучившаяся и исхудавшая девушка, которая склонилась над черепом. Жутковатое было зрелище, честно скажу! Но если не вдаваться в детали, то внешне колонна имела вполне мирный вид. И ее здесь тоже украсили к рождеству. Так, мы проходили мимо колонны еще раз вечером, когда уже стемнело, и узрели на ней весьма симпатичную новогоднюю гирлянду в виде кольца, коя вместе с подсветкой смотрелась презамечательно.
Еще в старой части Бадена мы осмотрели очень трогательную скульптуру святого Яна Непомуцкого, который считается покровителем города. Кстати, как вы уже, наверное, догадались, покровителем Бадена он стал неспроста. По легенде, Ян Непомуцкий был священником и доверенным лицом королевы - жены короля Богемии Вацлава Четвертого, правившего в 14 веке. Король заподозрил жену в измене и потребовал от священника, чтобы он выдал тайну ее исповеди. Но Ян не сказал ни слова, за что был связан и брошен в реку Влтаву с Карлова моста в Праге. Там он, конечно же, погиб, но потом вознесся на небо. А спустя пару столетий его причислили к лику святых, и сделали покровителем тех городов и тех людей, которые так или иначе были связаны с реками и озерами. А так как Баден стоит на термальных минеральных источниках, то Ян Непомуцкий считается и его покровителем.
Его скульптура стоит в Бадене в очень живописном месте в центре старого города у маленького пешеходного мостика через речушку с термальной водой. В руках Ян Непомуцкий, как ему и полагается, держит крест.
Ну, а, наконец, самой красивой достопримечательностью Бадена я бы назвала церковь святого Стефана, которую мы тоже нашли в старом городе. Церковь, а точнее, костел, построенный сначала в романском стиле, а потом перестроенный в позднеготическом стиле, действительно нам очень понравился. Главным его украшением была огромная 64-метровая колокольня. Правда, подняться на нее нам не разрешили, но даже снизу она производила очень сильное впечатление. Кроме того, оказалось, что этот костел еще и очень старый - самый старый в Бадене и один из самых старых во всей Австрии. Возвели его аж в 1312 году, как приходскую церковь, и именно с тех самых пор он здесь и стоит. Рядом со входом в костел мы обнаружили очень яркую скульптуру, изображающую человека, воздевшего руки к небу в страстной молитве. Честно говоря, я не знаю автора этой скульптуры, но выполнена она была настолько эмоционально, что я, наверное, не меньше десяти минут ходила вокруг и разглядывала детали. Вот, казалось бы, абсолютно не широко известный скульптор, а одним словом - мастер!
Но самое интересное, как оказалось, находилось внутри костела.
...
Во-первых, здесь сохранился орган, помнящий те времена, когда Моцарт именно в этой церкви дирижировал местным хором, исполнявшим сочиненный им мотив "Аве Верум". А во-вторых, на стене в костеле мы обнаружили гравюру, посвященную памяти погибшим во время Сталинградской битвы. На гравюре была изображена женщина с маленьким ребенком на руках. Но, к сожалению, внутри костела мы были совершенно одни, и спросить, как попала сюда эта гравюра, и какое имеет отношение к Бадену, было просто не у кого. Потом я попыталась поискать информацию об этом в интернете, но снова всё было безрезультатно - нигде я не нашла ни слова. Так я и не знаю до сих пор подробностей об этой гравюре. Так что, если их знаете вы, то, пожалуйста, расскажите.
Наверное, читая эту мою заметку, вы ни раз уже удивиись, почему мы, приехав в Баден, предпочли гулять по его улицам, а не сразу пошли в
римские термы, пусть и на запланированные два часа? Все было очень просто. Наш Данилка умудрился уснуть настолько крепко, что благополучно продрых не меньше трех часов, за которые мы как раз и успели осмотреть город, а заодно глобально пообедать в местном кафе. К счастью, термы работали аж до 22 часов, мы никуда не торопились, а потому и не переживали насчет долгого сна нашего мурыса. Ну, а, когда он соизволил проснуться, мы, наконец, отправились и в термы.
Римскими термами их называют очень даже правильно. Все дело в том, что древние римляне были первыми, кто понял целебные свойства баденских минеральных вод и начал устраивать себе из них ванны. Сейчас, конечно, от того вида ванн, коий был при римлянах, здесь ничего не осталось, но и хуже они, на мой взгляд, все равно не стали. Вода-то та же!
...
Теперь римские термы, как нам показалось, являли собой нечто среднее между спа-салоном, бассейном и аквапарком на минеральной воде. Признаться, к аквапаркам я питаю некоторую предвзятость: прежде всего, мне они кажутся антисанитарийными - ведь народа в них бывает просто немеренно, и далеко не все ходят перед их посещением в душ. Но с римскими термами все оказалось чуточку лучше. Конечно, здесь тоже никто не контролировал, все ли помылись в душе, но в целом, людей в термах было на порядок меньше, чем в любом аквапарке - а точнее, всего несколько десятков человек на четыре бассейна разной глубины и на целую кучу бань, саун и разных джакузи.
Один из бассейнов.
Когда мы шли в термы, то немного переживали еще насчет того, как будет вести себя там Даня, не устроит ли концерт, и не придется ли нам из-за него закругляться гораздо раньше. Он, конечно, у нас уже купался в бассейне - когда ему было четыре месяца, мы ездили с ним в пансионат под Москвой, где освоили это дело. Но, во-первых, там он плавал не больше получаса за сеанс, а, во-вторых, вряд ли сейчас помнил и своем тогдашнем опыте. Но, как выяснилось, переживали мы зря. Как я уже говорила, в термах имелось несколько бассейнов самой разной глубины, температура в них поддерживалась на уровне 30-32 градусов, и среди них нашелся даже такой, какой был в пору нашему красавцу (мне чуть выше щиколотки. :)). В общем, купаться в нем Данилке настолько понравилось, что вместо двух часов мы пробыли в термах целых четыре и ничуть не пожалели о потраченном времени.
Впрочем, и нам с Антоном там было, чем заняться. Он совершал заплывы по большим бассейнам, тусовался там под грибками-фонтанами, а я облюбовала отличное джакузи с подсвеченной и очень теплой водой, причем так облюбовала, что даже не хотела из него вылезать. А еще нам обоим понравились бассейны с горячей водой, расположенные на улице, под открытым небом. Да-да! В ноябре, когда температура за бортом была немногим выше нуля, плавать в них было особенно здорово! Кайф начинался уже на входе. Попасть в бассейны можно было только из главного зала. На улицу из него вел коридор, заполненный очень теплой водой. Сначала коридор шел под крышей, но постепенно он становился все глубже и глубже. И когда вода начинала достигать плеч, крыша заканчивалась, и через своеобразную дверь-ширму те, кто шел по нему, попадали на улицу, сразу в бассейн! Я не знаю, как другие, но мы с Антоном были в полном восторге от такого контраста: голова в холоде, а тело в теплой приятной водичке! Просто сюр! Хотя, судя по лицам всех остальных, кто плавал одновременно с нами в этом бассейне, им тоже там очень понравилось.
К сожалению, в римских термах нам не удалось побывать в банях и на спа-процедурах. Увы, но на них у нас просто не хватило времени.
...Назад из Бадена в Вену мы возвращались на очень необычном виде транспорта. Этим транспортом был
трамвай! А удивительное в нем было то, что он, в общем-то, был и не совсем трамваем, хотя внешне от других трамваев практически не отличался. Разве что вагонов в нем был не один, а три или четыре. Но, с другой стороны, в целях экономии наши трамваи тоже иногда ездят в сцепке по два-три вагона. Так что, не могу сказать, что это сразу сильно бросилось нам в глаза. Интересно другое. Дело в том, что трамвайную колею из Вены в Баден, оказывается, строили вовсе не как трамвайную, а как... железнодорожную! То есть, трамвай, по сути своей, являлся, скорее, - поездом! А если учесть, что довольно-таки большую часть пути он проходил в туннеле или под землей, то, вообще, - поездом метро! Точнее, этаким гибридом трамвая, железнодорожного поезда и поезда метро! Из Бадена в Вену сий вид транспорта ехал около 50-60 минут, разгонялся гораздо быстрее обычного трамвая и делал на порядок меньше остановок. А по пути проезжал целую кучу маленьких городков, поселков и деревень, огни которых мы видели, когда ехали на нем сами.
К сожалению, из-за того, что перед Баденом мы заезжали в Хинтербрюль, где осматривали бывшие гипсовые рудники и великолепное по своей красоте подземное озеро, мы смогли испробовать этот трамвай только вечером, когда уже стемнело. Но даже в ночи поездка на нем у нас получилась весьма познавательной. Хотя, бесспорно, прокатиться на нем днем было бы куда интереснее...
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2010 год, ноябрь:
Хинтербрюль. Под землю за гипсом Про австрийцев Вена. Мы в деревне Хундертвассера! Вена. Самый музыкальный город Европы Про Вену с высоты птичьего полета, лошадок и День Рождения Фотообзор: По четырем странам с 9-месячным Данилкой на самолетах, поездах, автобусах, лодках и канатных дорогах