В Петербурге я была три раза. И я, наверное, какая-то неправильная москвичка, так как мне искренне нравится этот город. Мало того, я уже третий раз убеждаюсь, что он относится к разряду тех городов в моем личном рейтинге, в которых теоретически я бы хотела жить. А в России таких, поверьте, немного.
Если же выбирать в Питере места, которые мне нравятся больше всего, то возглавит список Васильевский остров. Именно его я люблю здесь больше других и считаю, что он, как нельзя лучше, отражает атмосферу всего города. Причем, я сейчас говорю вовсе не о стрелке Васильевского острова с его красотами, кои всегда стремятся показать туристам гиды на экскурсиях. Я говорю о местах, куда туристы добираются редко, а многие и вовсе не добираются. Я о линиях.
Дома на "Ваське".
Несколько лет назад, гуляя по Васильевскому острову, мы зачем-то зашли в один из подъездов (они здесь называются лестницами) какого-то желтого дома, коих тут множество. Я не вспомню, что это был за дом, и что именно нам там было нужно, но это действительно был первый попавшийся. На ступеньках одного из этажей там сидел парень и что-то рисовал грифелем на мольберте. Увидев нас, он вдруг заговорил по-фински, а, когда понял, что перед ним две русские барышни, спокойно перешел на русский. Это я все к чему? А к тому, что на Васильевском острове с вами могут произойти и не такие удивительные истории.
Жители острова.
Впрочем, встреча с финном, наверняка тогда была знаковой. Как оказалось, существует несколько версий появления названия Васильевского острова. По одной из них остров получил имя от искаженного финского названия местности "Vasikkasaari", что значит "Телячий остров". Правда, на мой взгляд, ближе к истине другая версия. В начале 18 века на стрелке острова была устроена артиллерийская батарея Василия Кормчина. От нее и пошло название.
Что же касается истории, связанной со строительством улиц-линий, то появились они благодаря идеям Петра Первого. В 1710 году у царя возник план о строительстве Питера, по образу и подобию городов Европы. Архитектор Трезини разработал проект, по которому распланировал сеть параллельных улиц-каналов, кои и стали основой дальнейшей застройки. Правда, от идеи каналов вскоре пришлось отказаться, но название "Линии" на Васильевском острове осталось с тех самых пор. Кстати, что интересно, если представить улицу в привычном виде, то здесь она будет иметь два названия: с левой стороны - это будет, допустим, 9-я линия, а с правой - 10-я. Нам это, конечно, немного непривычно, но в эпоху каналов такое обозначение было весьма удобно: ведь линиями называли не сами каналы, а череды домов (линии), которые стояли параллельно на их берегах: Первая, Вторая, Третья и так далее.
...В этот раз особого плана прогулки по Васильевскому острову у нас не было. Лично мне хотелось просто пройтись по некоторым линиям и увидеть Петербург изнутри, то есть, не в гламурном блеске его Дворцовой площади или Невского проспекта, или даже стрелки Васильевского острова, а посмотреть на то, что произвело на меня самые сильные впечатления в прошлые годы, заглянуть во дворики-колодцы с желтыми домами, увидеть старушек, кормящих голубей (эти старушки, правда, кормят голубей не только на Васильевском, а и по всему Питеру), оценить толщину льда, покрывшего Неву, прокатиться по маршруту трамвая №6, перекусить в блинной рядом со станцией метро "Василеостровская", где меню пишут мелом на школьной доске.
Что могу сказать? Не все удалось мне в этот раз. Васильевский остров, как и многое вокруг, сильно изменился. Блинную у метро я так и не нашла. Наверняка, она закрылась за нерентабельностью, ведь тамошние блинчики, несмотря на свою необычайную вкуснючесть, стоили очень дешево. Теперь на месте блинной стоят какие-то бутики. А неподалеку - памятник питерской конке образца 1872-1878 годов, которую тянет пара худых лошадок, ведомых под узцы ямщиком. Внутри конки сейчас находятся железнодорожные и авиа-кассы. К этому памятнику отношение питерцев весьма неоднозначное. Правда, мне показалось, что конка в целом ничего, но вот кассы из нее лучше было бы, наверное, убрать. Даже вывеска, выполненная в дореволюционной орфографии с буквами ять и прочими, режет взгляд, так как не было в ту пору самолетов, а следовательно некому было продавать авиабилеты.
Что же касается потомка конки трамвая №6, то, несмотря на то, что его маршрут, по слухам, планируют закрывать, сейчас он выглядит весьма цивильно и современно, и ничто не напоминает о тех дребезжащих трамваях, которые ходили по Васильевскому еще несколько лет назад.
Вообще же, в этот раз мне показалось, что Васильевский остров стал каким-то более гламурным. Средний проспект пестрит фирмовыми вывесками и престижными заведениями. Да что там говорить? Даже на линиях вот-вот да и встречаются вычурные ночные клубы с названиями типа "Две блондинки" и иже с ними. Казалось бы, кому это тут надо? Но ведь, наверное, надо?
Лишь лед на Неве такой же, как когда-то давно, - толстый и вздыбленный, а по берегам в гавани и у набережной стоят, как и прежде, вмерзшие в него катера и большие пассажирские корабли.
...
Впрочем, я вру. Не весь Васильевский остров бессовестно огламурился. Например, жилой фонд менять здесь пока никто не собирается, а это значит, что те самые желтые дома и дворы-колодцы все еще существуют.
Правда, в этот раз нам не встретился в них художник-финн, но, заглянув в такой дворик, прочувствовав всю атмосферу, я поняла, что не все еще на Васильевском так безнадежно!
...
...
...
:))
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из зимней поездки в Санкт-Петербург:
На "Сапсане" из Москвы в Петербург Фотообзор: Зимой в Санкт-Петербург