Еще в декабре мне и другим блогерам благодаря
mosblog и лично Михаилу
tushinec представилась шанс попасть на экскурсию в святая святых Фонды дерева
Исторического музея. В фондах собрана потрясающая коллекция русских игрушек и изделий разных русских промыслов. Понятно что это редкая возможность, но главное чтобы тебя вел знающий человек. Нам очень повезло и нашим экскурсоводом по Фондам стала Людмила Алексеевна Шуляк, сотрудник Отдела дерева и мебели.
Самое интересное, что коллекция собирается не по принципу поиска самого редкого, а для отражения развития во времени различных промыслов. Предметы для коллекции особенно самые редкие и интересные чаще всего находят во время экспедиций, но также многие вещи поступили от старых московских семей. Много вещей особенно мебели поступило в фонды во время бегства в имиграцию в начале 20го века. Людмила Алексеевна также рассказала, что у каждого есть возможность передать в музей интересные игрушки, редкую посуду и конечно мебель.
1.
2.
Основную часть коллекци составляет дар основоположников фонда И.Е.Забелина, П.И.Щукина и А.А.Бахрушина, содержавший всевозможные русские игрушки и изделия народных промыслов. Игрушки вначале создавались как бы между делом, на радость детям. Поэтому чаще всего делались из цельного куска дерева или чурки, чаще всего просто вырубались топором. Одной из любимых игрушек были кони или коники, они имели мощное туловище и неразделенные ноги. Уже потом коней стали расписывать и далее уже появляются павозки и экипажи.
3.
4.
5.
Основным центром проиводства топорных игрушек был Сергиев Посад. Там делали топорных дур. Известным мастером А.Н. Варгановым были созданы целые города и различные интересные раздвижные игрушки, называемые "развод".
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Другой ветвью топорной резкой игрушки было село Богородское. Богородские игрушки отличаются тем что они чаще всего не раскрашенные и особенно интересны игрушки с движением: на планках, пружинках, с балансом или кнопочкой. Самыми распространенными куклами были барыни, гусары, пастушки. Многие игрушки делались так сказать "на злобу дня", поэтому в коллекции присутствуют игрушки с Наполеоном и его солдатами. Большое место занимало изображение животных и самым любимым был медведь. Ему придавали практически человеческие черты и уменья. Поэтому можно увидеть мишек играюших на балалайках и кующих металл.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
И игрушки школы Николая Дмитриевича Бартрама, основателя первого в России музея игрушки, того, что сейчас в Сергиевом Посаде. Он пытался возродить народный промысел, но на современный художественный лад. Это фигурки копилки, очень оригинальные.
28.
Многие игрушечные промыслы уходят к сожалению вместе с их авторами. Так очень мало осталось соломенных игрушек. Оказывается раньше их создавали для защиты дома и размещали чаще всего над входом в дом или за окном. К тому же за между окнами они еще выполняли практическую роль, собирали лишнюю влагу и окна не запотевали. В Фондах присутствует коллекция Белорусских мастеров закупленная на выставке в Эрмитаже, а также авторские изделия мастера из московской области.
29.
30.
31.
32.
В фондах также есть очень интересная настольная игра в виде игровой доски, называется гусёк. Игра оказывается очень древняя и пришла к нам из Венеции. Но многим из нас эта игра напомнит "лесенки и горки", монополию или как их называет мой сын ходилки. Кто бы догадался, что эта игра такая старая.
33.
34.
В коллекции также много иностранных игрушек. Например лично меня просто потряс вот этот французкий бульдог. Он сделан из папье-маше, выглядит как живой, а еще он может двигаться (то есть игрушка на веревочке) благодаря колесикам спрятанным в лапках и лаять. Игрушка в потрясающем состоянии, а ведь 19век.
35.
И конечно игрушки советского периода это и ватные деды морозы, и маски карнавальные, елочные игрушки. Интересная мебель 20 века игрушечная конечно, но выглядит как настоящая. Например плетеный из лозы гарнитур, или данный комод и сервант. Особенно интересно, что даже стекла на серванте расписаны краской.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Когда говорят о русских игрушках и промыслах мы все конечно сразу подумаем о матрешке и хохломе. Но честно скажу я никогда не задумывалась когда же матрешка появилась. А ведь матрешки появились уже в советское время. И чтоже связывает матрешку и пасхальное яйцо? Сейчас попробую вкраце рассказать, то что нам рассказала Людмила Алексеевна. Все мы знаем, что на Пасху принято красить яйца, но раньше яйца дарили не только на Пасху, но и на другие значимые церковные праздники. И довольно часто можно было встретить разъемные деревянные яйца или вспомнить хотя бы яйца Фаберже. И вот в конце 19 века к нам из Японии пришла идея разъемных игрушек, которые вкладываются одна в другую. Такую игрушку привезла в Россию Елизавета Мамонтова, жена владельца игрушечной мастерской "Детское воспитание" Анатолия Мамонтова. И вот появилась идея создать такую игрушку для русских детей. Хотя это конечно официальная версия, мне кажется что матрешка скорее продолжение разъемных пасхальных яиц.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
И тут Людмила Алексеевна открыла шкаф и все вокруг буквально засияло. Ощущение что в шкафу все из золота, но нет это интереснейшая посуда от Полх-Майдана.
49.
Полхов-Майданская роспись для меня стала открытием, раньше я никогда о ней даже не слышала, да и не видела. По преданию зародился промысел после войны 1812 года. Полх-майдан можно узнать по "белому" фону, то есть некрашенному дереву, ярким краскам и обводке рисунков черной краской. А еще полхмайданские мартрёшки совсем другие их называют таратушками и они отличаются полушапком на голове, обязательно нарисованным крупным цветком и более вытянутым силуэтом. А еще в Полхлов-Майдане делали много грибков, птичек, петухов и даже деревянные крашенки.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
Легенда про крашенки еще интересней. Как мы все знаем перед Пасхой христиане придерживаются Великого Поста. На дворе зима и как известно именно было отдано под различные промыслы. Пост не разрешал есть яйца и чтобы яйца несущек не пропадали зазря делали крашенки. То есть выдували из яйца "начинку" и раскрашивали скорлупу. И как раз на Пасху и дарили друг другу.
57.
58.
59.
Другим знаменитым промыслом России конечно является хохлома. Интересно, что это именно старый промысел, который насчитывает 300 лет истории. Зародился промысёл в Нижегородской области и пошел от иконописи и желания иметь посуду не хуже чем у господ. У хохломской росписи тоже несколько центров: поселок Ковернино, откуда изначально пошел промысел, золотая хохлома это город Семёнов.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
Один из самых старых предметов коллекции это кружка. За прототип явно была взята серебрынная кружка немецкого образца с гравюрным рисунком. Рисунок нанесен с помощью клише.
68.
Также много выдолбленных чаш и интересные приспособления для киселя.
69.
70.
71.
Это работы известного мастера Степана Павловича Веселова. Его работы можно узнать по очень тонким и легким мазкам, а также изображению курочек и петухов.
72.
73.
И конечно были эксперименты с цветом .
74.
Под хохлому расписывали не только посуду, но и мебель.
75.
76.
77.
Потом нам показали спасенную домовую резьбу. Это наличники снятые с нижегородцких изб. Нижегородцы славились своей резьбой по дереву и всегда украшали свои дома. Можно увидеть и львов сказочных и русалок. Часто резьба была разукрашена. Московские избы чаще были украшены цветочно-травяным мотивом.
78.
79.
80.
81.
82.
Очень хочется, чтобы в ближайщее время эти коллекции смогли увидеть все. Большое спасибо за уникальную возможность посетить фонды Исторического музей нашему экскурсоводу Шуляк Людмиле Алексеевне,
Государственному Историческому музею и нашему организатору Михаилу. А также Лучшему сообществу Московских блогеров
mosblog за такие экскурсии.
Блогерам спасибо за компанию и интересно проведенное время
lady_morrygan ,
lica_alica ,
estelia ,
appassionata_lr ,
dmrog,
otrip,
tushinetc.