С некоторыми из моих учеников мы много занимаемся умножением, выкладываем умножательные картинки, проходим лабиринты и играем. Кроме того, чтобы понять умножение, детям необходимо еще и запомнить таблицу, а учить ее бывает скучновато. Хотелось сделать этот процес увлекательным, и в результате придумалась игра на делимость чисел и на запоминание таблицы умножения.
Поле для игры расчитывал мой сын, Володя, запрограммировав алгоритм на компьютере. Программа выдала десятка два интересных вариантов, и из них мы выбрали наиболее симметричные.
Муж помог сделать игру более интересной, и семьей мы играли первые партии, отшлифовывая игру.
Моим ученикам игра понравилась, и они потом просили сыграть в "ту игру, помните, про захват городов".
Для начала покажу наиболее простой вариант игры, для тех, кто только начинает учить таблицу. В этом варианте игра занимает 15-20 минут. И обычно мы играем в нее вдвоем: взрослый и ребенок.
В более сложный вариант, на полную таблицу 10х10, может играть от 2 до 4 человек. Этот вариант игры, на большом поле, занимает порядка 20-40 минут.
И есть еще третий вариант, опять же на 15-20 минут - но на более сложные примеры.
Игра состоит из двух этапов: сначала, пользуясь признаками делимости, нужно основать города, и затем уже - второй этап - захватывать их.
Итак, сама игра:
Поле, фишки для двух игроков, кругляши с числами - города, карты с примерами - дороги, и кубик. Оранжевый цвет некоторых чисел помогает отличить квадратные числа от всех остальных.
Грани на кубике: "делится на 3", "делится на 5", "делится на 7", "четное число", "квадратное число", и на последней грани может быть: "нечетное число" или "любое число". Это неважно, как больше нравится.
На первом этапе игры карты с примерами нам не понадобятся.
Первый игрок, "зеленый", кидает кубик. Например, ему выпала грань "делится на 7", и из кругляшей с числами на полу игрок может выбрать четыре числа, удовлетворяющие этому условию. Он выкладывает их на поле (на свои места), стави свои фишки на них - это теперь его города.
После этого ходит "оранжевый" игрок, бросая кубик и основывая свои города.
Так они по очереди и ходят, пока все кружки с числами не окажутся на поле.
Первый этап закончен, игроки подсчитывают, сколько у кого городов, кто победил на первом этапе. Снимают фишки с поля, оставляя кругляши с числами.
Второй этап.
Теперь кубик нам не нужен, а нужны карты с примерами. Переворачиваем карточки, чтобы примеры не были видны. Игроки берут по 4 карты. На каждой карте по два примера - это дороги между городами.
Игроки ходят по-очереди. В свой ход игрок может выложить от 1 до 4 карт. Тот игрок, который построил последнюю дорогу к городу - закрыл город - получает этот город.
Если играть по-простому, то можно в свой ход выкладывать все 4 карты, и смотерть, удалось ли захватить ли какой-нибудь город. А можно сложнее - придерживать какие-то карты, чтобы закрыть город последним. Тут надо думать, как лучше - использовать все свои карты, чтобы потом взять 4 новых, или какие-то не выкладывать в свой ход, но тогда и новых карт игрок возьмет меньше.
После совершенного хода игрок добирает карты из колоды , чтобы у него опять стало 4 карты.
"Зеленый" игрок полностью закрыл город "35", построив последнюю дорогу, и поэтому поставил на него свою фишку.
Когда карт больше не осталось, и все города закрыты, игроки подсчитывают свои фишки на поле. У кого больше, тот и победил.
В этом варианте игры первый игрок имеет преимущество и ему легче выиграть. Мне это удобно, потому что многим детям важно выиграть, а мне-то нужно, чтобы они с хорошим настроением учили таблицу умножения. :)
Если заинтересует, могу выложить два других поля: полный вариант игры на таблицу 10х10 и поле для тренировки наиболее сложных примеров.
А еще есть игра на признаки делимости - могу и ею поделиться. :)