4 ноября я побывала на замечательной экскурсии под названием "На московских изогнутых улочках". Это авторская экскурсия восхитительного Романа Дратинского. Мало того, что он знает подноготную каждого дома и исключительно вкусно и ярко её рассказывает, он ещё потрясающе харизматично выглядит!
Этакий рокер-байкер с дивными серьгами и перстнями, а посмотрите, какие штаны и сапоги!
Встретилась наша группа у выхода из метро "Новокузнецкая".
Роман сразу обратил наше внимание на роспись на брандмауэре:
Так выглядела церковь Параскевы Пятницы, давшая название улице, которая до наших дней, увы, не дожила. Взорвали в 1935 году. Дурацкое дело, как говорится, нехитрое.
Прежде чем гулять по Пятницкой, мы подошли к фонтану, изображающему Адама, Еву и змея. Змей очень выразительный, он, можно сказать, искренне радуется сделанной пакости :)
Забавно, что скульптор сделала (это дама) Адаму и Еве пупки. А пупки-то им как раз и не положены, потому что никто из них не родился от матери...
Дальше смотрим интересные дома, расположенные по Пятницкой.
Это доходный дом Владимира Антоновича Бони. Построен в 1911 году.
Дом не в лучшем состоянии, лепнина кое-где осыпалась. Причина в том, что метро проходит прямо под фундаментом. Зато этот дом ни разу не перестраивался, и даже внутри, говорят, сохранены интерьеры!.. Впечатляет, дом громадный даже по нынешним меркам, эркеры создают устремление вверх, лепные барельефы отсылают к классике и Греции...
Любопытно, что о владельце и заказчике дома почти ничего не известно. А вот самыми знаменитыми арендаторами были кофейный магнат Леонид Форштрем и аптечный король, владелец фармакологических заводов и парфюмерных фабрик, изобретатель бульонных кубиков (!) Роман Кёлер. Какие всё-таки невероятно талантливые были люди на стыке XIX и XX веков!
К красавцу-гиганту вплотную примыкает дом более ранний, построенный в 1818 году (да, в процессе отстройки города после пожара 1812 года) - усадебный дом Демидова.
Имел ли отношение владелец дома к знаменитым уральским Демидовым? Некоторые исследователи считают, что да. Некоторые отрицают эту связь.
А рядом - флигель купеческой усадьбы XVIII века.
Смотрим на другую сторону Пятницкой улицы. Это дом купчихи Великолеповой. Тоже послепожарного времени.
Дом, как можно видеть, с мезонином, это было очень модно, потому что за каждый этаж надо было платить налог, а мезонин этажом не считался. Во дворе этого дома, сказал нам Роман, стоят каменные львы из имения Анны Монс в Немецкой слоболе. Но пройти во двор мы не могли, в праздничный день он был закрыт. Львов, что интересно, поставили там уже в советское время. Сейчас в этом здании Департамент культурного наследия Москвы, что не может не радовать.
А рядом высится дивной красоты доходный дом 1903 года. Это уже чистый модерн! Строил его для винно-продуктового магната Громова архитектор Семён Суворов. В советское время и сейчас - дом жилой.
Какие решётки!!!
Какая дверь!!! Ммммм...
Любопытно: прочитала в Интернете, что дверь восстановили сами жильцы дома, они же постоянно ведут работы по сохранению и восстановлению интерьеров и коммуникаций. Молодцы!
Примыкает к этому зданию ещё одна усадьба XVIII с глубокими подвалами, построенными владельцами - торговцами мукой. Подвалы были прекрасно изолированы, чтобы мука не отсыревала. За это свойство здание и оккупировало НКВД. Печальная история.
Ещё один модерн! Да ещё с элементами готики. Доходный дом меховщика Гальперина, построенный самим Шехтелем. За этот дом его сильно критиковали - что, мол, за уродливый ящик соорудил!.. :)
А теперь вернёмся на чётную сторону. Вот в этом доме, принадлежавшем купцам Варгиным, торговцам сукном, некоторое время снимал квартиру Лев Толстой. В гостях у него бывали многие именитые люди того времени. А сейчас тут Толстовский центр. Проходят выставки, встречи, концерты.
А вот этот красавец - доходный дом купца Григорьева. Григорьев был мясным, колбасным королём. У него было производство и несколько магазинов. Продукция поставлялась ко двору, а также экспортировалась в Европу. Дом в стиле модерн, для своего времени совершенно громадный, очень красивый. Декор изысканный, не повторяется. Строил архитектор Калмыков.
Между прочим, судьба Григорьева - страшная. Был он из крепостных, и всего в жизни добился сам. Для своих рабочих строил дома. Много помогал своему родному селу в Ярославской области. После революции у него всё отобрали, выслали в село, а крестьянам запретили ему помогать, и он умер от голода.
Двигаясь по Пятницкой, проходим дом, где жил официальный советский поэт Лебедев-Кумач. Между прочим, фамилия его Кумач, а Лебедева он себе приделал для красоты...
Идём, идём...
...и приближаемся к колокольне храма Иоанна Предтечи.
У этого дома Роман почему-то рассказывал нам о знаменитом булочнике Елисееве. Как этот дом с ним связан - не помню. Запомнилась такая деталь: у Елисеева была жёстко разработанная рецептура. Когда он стал охватывать своими изделиями Петербург, выяснилось, что невская вода для теста не подходит. И пока под Петербургом не отыскались родники с подходящей водой, свежая выпечка каждое утро отправлялась из Москвы в Петербург подводами!.. Вот что значит честь марки. Вот какие это были люди.
А теперь про колокольню. Она, как можно заметить, очень большая, и намного больше самого храма.
У колокольни мы свернули в Черниговский переулок. Тут целых два храма: помимо Предтеченской (справа), церковь Михаила и Фёдора Черниговских.
Выслушав подробный рассказ об обоих храмах, мы прошли глубже, вышли из переулка и буквально упёрлись в очень красивый доходный дом Нейштадта (1916).
А от него пошли к вот этому маленькому красному домику.
Ну, вблизи не так уж он и маленький...
Это флигель гимназии Косицына, XVIII век. Сейчас тут Международный фонд славянской письменности и культуры.
Далее мы выходим на Большую Ордынку, тут много интересных домов в состоянии ремонта...
Если приглядеться, можно увидеть замечательный храм - Климентовскую церковь.
А это школа, современное здание, и во дворе какая-то интересная фигура...
Заходим в обыкновенный двор обыкновенного дома...
Ну, дом не совсем обыкновенный, это конструктивизм, конечно, но на более раннем фундаменте.
И стоит тут вот такой памятник.
Никаких надписей нет, но фигура, конечно же, узнаваема. Это Анна Андреевна Ахматова, с рисунка Пикассо, и именно в этом доме она подолгу живала у Нины Ольшевской. Правда, окна квартиры выходят в другую сторону.
Снова выйдем из двора на Большую Ордынку и увидим интересную церковь. Она называется Всех Скорбящих Радость.
Напротив этой церкви Роман завёл нас в неприметный дворик, сказав, что церковь и здание во дворике гармонируют как части одного гарнитура. Да, действительно.
Потом мы дошли до Климентовской церкви...
Но об этом
во второй части!!!