(no subject)

Jan 07, 2023 21:57


Ну вот и начался Новый год!.. В этом году я не поехала в многодневный тур, а устроила себе культурную программу на каждый день!

3 января мы с nimlas посетили выставку Игоря Грабаря в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Народу на выставке было порядочно, но очереди как таковой не было. В отличие от громаднейшей очереди в основной корпус!





Имя Грабаря слышали все, "Февральскую лазурь", хотя бы в учебнике, тоже все видели... Кто-то, возможно, слышал, что Грабарь был попечителем Третьяковки, приобретал и сохранял для неё картины, в частности, русского авангарда, и старинные иконы. Всё это мы можем сегодня видеть именно благодаря ему.

Но вот чего, например, не знала я. Грабарь происходит из русинской семьи и родился на территории Австро-Венгерской империи, а конкретно - в Будапеште. Отец его был депутатом венгерского парламента, борцом за права русинов, и семья вынуждена была уехать сперва в Италию, а затем через Францию в Российскую империю. Осели в Егорьевске, где Игорь и его старший брат Владимир посещали частную прогимназию. Потом он учился в Лицее цесаревича Николая в Москве, а закончив его, поступил в Санкт-Петербургский университет, на юридический факультет. Но живопись влекла его всё сильнее, и юристом он так и не стал, хотя учился блестяще.

Сначала он посещал любительские курсы, затем мастерскую профессора Чистякова, потом поступил в Императорскую Академию художеств, где учился у самого Ильи Репина... Завершилось его художественное образование в Мюнхене - в Российской Империи выезжать на учёбу за границу было в порядке вещей.

Вернулся в Россию он в самом начале ХХ века, время было преинтереснейшее. Постоянно рождались новые направления в живописи и вообще искусстве, возникали и распадались группы, непременно с манифестами... Игорь Грабарь примыкал к объединениям "Мир искусств" и "Союз русских художников", выставлялся в России и зарубежом, в творчестве исповедовал больше импрессионизм, но не только.

В 1913 году стал попечителем Третьяковской галереи. После Февральской революции создал и возглавил Союз деятелей московских художественных хранилищ. Эта организация боролась с расхищением музеев и частных коллекций. После Октябрьской революции продолжал заниматься тем же самым. На удивление, его никто не тронул, не репрессировал, и никаких неприятностей от советской власти он не имел. Несмотря на увлечение иконами и авангардом. Кстати, именно Грабарь инициировал создание Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублёва.

А ещё он преподавал, занимался просветительством, консультировал реставраторов. И непрерывно писал своё - пейзажи, портреты, натюрморты. Дожил до 89 лет. Жил, между прочим, в том самом Городке художников, где в ушедшем году я побывала на экскурсиях аж дважды.

Выставка небольшая, организована очень хорошо, логично. На третьем этаже работы самого Грабаря.





"Балюстрада". Эта картина приехала на выставку из Нижнетагильского государственного музея.



Ну, а вот вам "Февральская лазурь" - как говорится, читатель ждёт уж рифмы "розы"...





А вот эту картину я никогда не видела.



С пейзажами Грабарь вообще много экспериментировал.







Натюрморты.









И просто цветы в природе.





Эта картина интересна тем, что на ней изображены две жены художника. Так получилось, что Игорь Грабарь был (последовательно) женат на сёстрах.



Что именно случилось с его первой женой, об этом встречаются разные версии, и правды, наверное, не знает никто. Под конец жизни она немного помешалась и, по одной версии, умерла, по другой - просто ушла в никуда.

Её портрет - слева.



А это портрет дочери (в центре) и сына (справа). Художественную традицию дети не продолжили, дочь стала биохимиком, сын - математиком.





Портреты арфистки Дуловой и композитора Прокофьева. Тут уже почти не осталось импрессионизма, типичные советские парадные портреты... но всё-таки не совсем.





А на втором этаже - примеры сохранённых Грабарём произведений.

Тут и авангард...



...и иконы.



Вот такая выставка. Будет она до середины февраля, по-моему.

Уходя из Третьяковки, не отказала себе в удовольствии сфотографироваться на красивом фоне в моём новом платке...





цветение, фото, репортаж, зрительское, Москва, интересное

Previous post Next post
Up