(no subject)

Aug 16, 2020 23:23


Экскурсия "Малаховка дачная", часть вторая. Начало тут.

Итак, прогулявшись по северной стороне Малаховки, мы перебрались на южную и первым делом отправились в







Музей занимает небольшое помещение в здании, где живут ещё несколько разной степени культурных организаций.





Честно говоря, я обожаю такие музеи! И не знала, что в Малаховке есть музей - теперь знаю!
В музее первым делом обращает на себя внимание



Отдельная экспозиция посвящена писателю Николаю Дмитриевичу Телешову и его жене, художнице Елене Андреевне Карзинкиной. Эти люди сыграли огромную роль в развитии южной части Малаховки, подобно тому, как Соколовы повлияли на северную.







Вот на стене - портрет Телешова кисти его супруги и её автопортрет. Она была профессиональным художником, общалась, дружила и переписывалась с Поленовым и Левитаном. Её работы находятся в основном в московской квартире Телешовых на Покровском бульваре. А здесь, в малаховском музее, с разрешения потомков - репродукции. А на фото - Телешов в зрелом возрасте.



Николай Дмитриевич Телешов - выходец из купеческой среды. Известен он более всего тем, что в 1890-е годы учредил Литературные среды, которые посещали Бунин, Леонид Андреев, Горький, Вересаев, Короленко. Сочувствовал этому кружку и Чехов. Словом, это были в основном прозаики, тяготевшие к реалистическому направлению (в то время как северная часть Малаховки притягивала поэтов-символистов). В Малаховку к Телешову приезжал Иван Андреевич Бунин и оставил о ней прекрасные строки в нескольких рассказах. Он не называет её напрямую, но даёт такие детали, которые дают понять, что речь идёт о Малаховке: посёлок в сосновых лесах по Казанской дороге, озеро, дом в шведском стиле…

Супруги Телешовы поселились в Малаховке в конце XIX века - в 1902 году приобрели имение “Озеро”. Экспозиция в музее показывает интерьер комнаты в их доме, выходящей окнами на озеро. Это некое иносказание, потому что природа в сочетании с талантом творит невероятные вещи - это и ко всей Малаховке можно отнести.

Помимо Бунина, многие писатели отразили Малаховку в творчестве. Леонид Андреев любовался ночными звёздами в Малаховке и в 1904 году написал пьесу “К звёздам”. Куприн привёз из Малаховки рассказ “Изумруд”. Этот рассказ о судьбе скаковой лошади был навеян беседой с Еленой Андреевной. Куприн приехал к Телешову, а его не было дома, и супруга гостя заняла гостя беседой. “Как же мы хорошо поговорили! - воскликнул Куприн. - Сейчас куда ни придёшь, везде одни и те же разговоры, о литературе, а мы так душевно поговорили о лошадях!”. Елена Андреевна была известна своей любовью к животным: собаки, кошки, старые лошади, которых где-то списали, всегда находили приют в имении “Озеро”. Она любила Малаховку и с любовью изобразила её на своих картинах.

Вот таким был деревянный телешовский дом, где бывал Бунин.



Имение “Озеро” включало и отдельные дачи на территории имения, система была та же, что и у Соколовых: землевладельцы нарезали территорию на участки и сдавали участки в аренду под дачи. И для Соколовых, и для Телешовых это было источником дохода, и при этом они много полезного привнесли в жизнь посёлка.

Окружение Телешова было не только литературное, но и театральное: он общался со Станиславским, Немировичем-Данченко, у него бывал коллекционер Бахрушин, основатель театрального музея. Уже после революции, когда Телешовы потеряли землю в Малаховке, Николай Дмитриевич стал директором музея МХАТа. Этот музей существует до сих пор, Телешова там помнят и в 2017 году проводили выставку к его юбилею. Его очень уважали за порядочность, неравнодушие к сотрудникам, активную позицию.

В Малаховке Телешовы осуществили очень важное дело: в 1908 году они помогли организовать первую в нашей стране сельскую гимназию совместного обучения мальчиков и девочек. Это было про-настоящему народное дело, многие поддержали это начинание, школа была построена и существует до наших дней.

Что касается телешовской усадьбы, то деревянный дом не сохранился. Каменный гостевой флигель тоже не сохранился. Остался каменный “красный дом”, который Телешовы построили для зимнего отдыха в Малаховке. Дом, который народная молва называет дачей Шаляпина, но это неверно: Шаляпин, конечно же, бывал в гостях у Телешова, но собственной дачи в Малаховке он не имел. К "красному дому" мы после музея и пошли.

Что ещё можно увидеть в музее? Во-первых, предметы народного быта. В Малаховке очень сухая и песчаная почва, которая плохо подходит для сельского хозяйства. Поэтому сёл и деревень в окрестностях было мало, и они были небольшие. Крестьяне подрабатывали продажей леса, ремёслами.

На выставке - предметы рубежа веков либо первой половины ХХ века. Часто жители делятся с музеем содержимым старых сараев, всяческим сельхозинвентарём и подобными предметами. Есть здесь, например, самовар 1810-х годов! Есть пряничные доски, уже советские, которые использовались на одной из первых выставок на ВДНХ. Костюмы, сундуки, посуда и всякое такое.









Деревянные наличники, им более ста лет. Это деревенские наличники, дачные были другие, ближе к модерну. Деревенский быт уступил место дачному быту в конце XIX века.



История Малаховки неотделима от истории железной дороги! В музее есть макет - так выглядела станция в 1910-е годы.







Всякие железнодорожные штуки.



Различные чемоданы, саквояжи, - так как люди переселялись на дачу на три месяца, брали с собой абсолютно всё, что можно взять. "Корзину, картину, картонку... " (с). Да-да, это картонка для дамских шляп.







А вот - дачный быт. Так понимали дачный отдых на рубеже веков горожане. Дача - это пограничное состояние между городом и селом, дачник - это горожанин, он не трудится на земле, как крестьянин. Дача была средством от стресса, тут только отдыхали. Наслаждались, приобщались к прелестям природы.







Шкаф точно такой, как у меня на даче!.. А фотоаппарат - вторая половина XIX века, один из самых старых предметов в музее. Фотоаппараты быстро совершенствовались и довольно скоро стали намного компактнее. (Хотя я, например, ещё помню такие огромные деревянные аппараты в фотоателье в 70-е!)

Архитектура малаховских дач была с модерновым акцентом и при этом очень функциональной: много террас, балконов, открытых помещений, которые объединяют дом и прилегающий к нему цветущий сад. Непременная обитательница малаховских садов - сирень. Сирень до сих пор один из символов Малаховки. Это символ дачного отдыха: сирень цветёт в самом начале дачного сезона, она задаёт тон.

А вот это - настоящие окошки старого малаховского дома! Дом этот потом нам показали.





На фото - дачный отдых семьи Бахрушиных в Малаховке, даже не на террасе, а просто в саду.

Приятное времяпрепровождение на свежем воздухе сочеталось с культурным отдыхом, с содержательным досугом. Важную роль в этом играла музыка. В музее три фортепиано, одно из них конца XIX века. Играли при свечах или при свете керосиновых ламп. Тут есть керосиновая лампа в стиле модерн, к сожалению, без колбы. Но каково оформление!



И позже, весь ХХ век музыка шла рука об руку с отдыхом, только звуковая аппаратура менялась.



Тема малаховского театра - одна из важнейших. Вот такую доску установили жители Малаховки на здании театра в 1995 году, незадолго до пожара.







Выставка, посвящённая малаховскому театру: Шаляпин, Раневская, Немирович-Данченко, Сумбатов-Южин, Гоголева и другие.











После революции и в 20-30-е годы знаменитые дачники по-прежнему не оставляли Малаховку. Есенин отдыхал на Малаховском озере, Горький - в долине реки Пехорки. Одно из известных имён Малаховки уже послереволюционной - это, безусловно, Марк Шагал. Вот уголок музея, посвящённый ему.











Что же делал в Малаховке знаменитый художник?

Шла гражданская война, остро стоял вопрос беспризорных и безнадзорных детей, его надо было как-то решать, и в 1919 году в Малаховке создаётся два учреждения: Малаховский детский городок и Малаховская еврейская колония имени III Интернационала. Второе учреждение наиболее интересно. Здесь дети жили на трёх больших дачах, воспитывали их в духе национальной культуры, занятия шли на языке идиш. Преподавательский состав был очень сильный, в частности, музыку преподавал Юрий Эркель, собиратель еврейского фольклора. А рисование с 1920 по 1922 год преподавал в колонии Марк Шагал. Директор колонии, Борис Шварцман, был коммунистом и внедрял самые передовые методы воспитания и обучения. Дети изучали сельскохозяйственное дело, у колонии был свой огород, и работа шла настолько успешно, что воспитанники даже участвовали в агрономических выставках. Были кружки, секции на все вкусы. Детей прекрасно образовывали и давали в руки начатки профессий и ремёсел. Дети-сироты, дети из неблагополучных и очень бедных семей благодаря колонии успешно входили в жизнь. Они жадно впитывали всё, что им давали педагоги. Шагал писал, что его ученики набрасывались на краски как звери на мясо. Он водил их на прогулки, учил видеть красоту природы. В Малаховке сегодня есть даже граффити “Здесь шагал Марк Шагал”.

Быт колонии мы можем увидеть на фотоснимках, сделанных одним из воспитанников. Дети рисовали картины, писали музыку, занимались фотографией, учились ремёслам, всё это было очень интересно. Колония закрылась в конце 30-х годов, здания не сохранились (сгорели от зажигательной бомбы в войну), но память осталась. В Малаховке до сих пор большая еврейская община, есть общинный дом, и на его территории - маленький памятник Марку Шагалу. У музея даже есть экскурсионный маршрут “Шалом, Малаховка!”. В 1932 была построена синагога, которая простояла аж до 2005 года (!), сейчас построено новое здание синагоги на территории общинного центра.

Ещё немного дачного быта.







Выставка народной игрушки.







Костюмы Подмосковья.





Экспозиция, посвящённая войне. В Малаховке, понятное дело, не было никаких боевых действий. Но бомбёжки были, так как именно по Казанской дороге шли эшелоны с эвакуируемыми предприятиями. В Малаховке работало четыре эвакогоспиталя, один из них специализировался на тяжёлых ранениях. Солдат тут лечили, ставили на ноги, давали хороший процент выздоровевших. После войны на базе госпиталей открылись санатории. Среди жителей Малаховки - восемь героев Советского Союза.





Осмотрев замечательный музей, продолжаем прогулки по южной стороне Малаховки.

Сначала мы направились на территорию Московской государственной академии физической культуры. Зачем? Чтобы увидеть здание, оставшееся от усадьбы Телешовых "Озеро". Ещё в 1928 году на территории бывшего имения разместился педагогический техникум. Потом появляется физкультурное отделение, потом весь техникум становится физкультурным, и наконец, всё это становится академией. Кафедра лёгкой атлетики находится как раз в историческом здании: это каменный зимний дом Николая Дмитриевича Телешова построенный перед Первой мировой войной. Это здание - всё, что осталось от усадьбы “Озеро”.







А несохранившийся деревянный дом находился дальше, ближе к берегу озера. К которому мы и пошли. Я помню это озеро с детства (тёплый песок и шишки под ногами!). Сейчас тут проходит реконструкция, так что виды так себе :)













Озеро на фото начала ХХ века:



История озера уходит в давние-давние времена. Пётр I, перевооружая армию, построил на речке Пехорке шпажно-палашный завод. Механизация тех времён базировалась на силе воды, воды не хватало, и император повелел запрудить плотиной речку Македонку. Так и образовалось Малаховское озеро. К концу XIX - начале ХХ века оно стало просто живописным водоёмом, любимым местом отдыха дачников. Здесь были купальни и лодочные станции. Место пользовалось огромной популярностью.

В 1918 году на Малаховском озере снимали фильм “Честное слово”, в котором играли две дочери Шаляпина. В 1936 году здесь снимали фильм “Катерина” по поэме Тараса Шевченко: построили вокруг озера украинские хатки, крытые соломой, а в финале героиня должна была эффектно в озере тонуть. Но поскольку пока снимали, уже началась поздняя осень, актриса наотрез отказалась лезть в холодную воду. Поэтому для неё построили деревянный бак, налили туда тёплой воды и досняли фильм.

А вот фильм “Джентльмены удачи” тут не снимали!!! Это распространённый миф! В фильме просто упоминается Малаховка и Малаховское озеро.

Когда мы пришли, на нас громко и долго ругалась утка.



А вот собачки, наоборот, были нам очень рады.





Гости Николая Дмитриевич Телешова, конечно же, бывали на озере, и не только они. В 1925 году на озере, как я уже сказала, отдыхал Сергей Есенин. Он был гостем писателя Тарасова-Родионова, который жил на северной стороне Малаховки. Впоследствии Тарасов-Родионов был репрессирован, но в 1925 году он был в фаворе, имел дачу, и к нему в гости приехала компания литераторов, среди которых были Есенин и Фурманов. Фурманов оставил воспоминания о том, как гуляли-отдыхали в Малаховке, а Есенин переплывал озеро. Озеро, конечно, вытянутое в длину, неширокое, так что человек, хоть немного умеющий плавать, вполне способен его переплыть - но приятно, что это был не просто кто-то, а Есенин!..

От озера мы углубились дальше в южную часть посёлка.



Котик - мастер мимикрии! "Балконы, львы на воротах..." (с)



Очень, очень, очень пафосно, да.







Вот это - так называемый Плоховой лес.



В начале ХХ века это была государственная дача Плоховое - то есть, дачный посёлок вокруг леса, имеющего форму квадрата. К внешним сторонам квадрата примыкали улицы, на которых жили дачники. В центре леса на поляне находилась небольшая эстрада - тоже маленький, но театр.



Я уже говорила, что два года в Малаховке жил Марк Шагал. Точного адреса, где именно он жил, нет, но есть указания, что это с большой вероятностью именно этот дом. Шагал описывал, как он шёл от станции, говорил, что дом находился недалеко от самой колонии. Такой образом, по всем параметрам, это то самое здание, тем более, что, здесь есть мансарда.







Те два года, что Шагал прожил в Малаховке, довольно часто выпадают из биографии, потому что он прожил долгую и интересную жизнь, в его биографии было всего много, и об этих годах часто забывают. Но это важные годы для истории Малаховки, для её культуры и образования. Колония, благодаря которой дети из неблагополучных семей могли получить образование и профессию, очень важна для истории образования и истории Малаховки.

На месте, где находилась еврейская колония, сейчас находится типовое блочное здание тифлоинтерната. Здания колонии сгорели во время войны от зажигательной бомбы при бомбёжке.



Между прочим! В тифлоинтернате очень хорошо учат, полностью адаптируют к жизни слабовидящих и невидящих детей. У меня есть знакомый, закончивший эту школу.

А вот за этим забором находится дом, который в 1922 году снимал Леонид Витальевич Собинов. Он отдыхал в Малаховке и выступал в местном театре. Дом постройки начала ХХ века, сохранился практически в том же виде. Но летом за листвой его вообще не видно.



По воспоминаниям современников, в гостях у Собинова в Малаховке бывала Лиля Брик. Более того - вся семья Бриков отдыхала в Малаховке ещё до революции. В 1915 году Владимир Маяковский приезжал в Малаховку, так как ухаживал за младшей сестрой Лили Эльзой, и как раз здесь, в Малаховке, произошла встреча Маяковского и Лили. Ещё интересно, что она была знакома с Шагалом, и не исключено, что познакомились они именно здесь.

А вот дом, который был построен в 30-е годы, но по дореволюционному проекту. Окошки именно из этого дома находятся в экспозиции музея, за что музей особенно благодарен хозяевам.







Дом строился на две семьи. Одна - семья детского врача Вениамина Фейгина. Его сын Леонид Фейгин - известный музыкант, уехал за рубеж, сейчас потомков в доме нет, живут другие люди. Вторая семья - выпускники малаховской еврейской колонии, уже сменилось несколько поколений, но семья всё та же.

Ну вот мы и дошли до знаменитой малаховской школы!





Это та самая гимназия совместного обучения мальчиков и девочек, которую создавали супруги Телешовы, но предложил это Михаил Самойлович Леоненко, первый главный врач Красковской больницы. Он хотел создать такую школу в Краскове, но там не удалось договориться с землевладелицей. А здесь, в Малаховке, передовые умы подхватили эту идею с охотой. Население Малаховки росло, всё больше людей оставалось тут постоянно круглый год, и школа, конечно же, была нужна. В 1908 году было дано разрешение, в 1909 году заложено здание, а в 1910 школа приняла первых учащихся. Автор проекта тот же, что и у здания малаховского театра - Лев Францевич Даукша, - здание в стиле модерн, но если присмотреться, то можно заметить, что с одной стороны фасада есть синие эмалевые вставки, а с другой нет. Почему? Потому что второе крыло достраивалось много позднее. Сразу построить всё по проекту не хватило денег, ведь строительство вели меценаты, и проект был упрощён. В попечительский совет входили и Телешовы, и Соколовы, и Бахрушин, и другие. Все хотели, чтобы в Малаховке была хорошая школа.

До революции школа работала по программе мужских гимназий, но состав учащихся, как я уже сказала, был смешанным, мальчики и девочки учились вместе. Обучение было платным, так как гимназия не была государственной, но существовала система стипендий: она позволяла одарённым малоимущим детям получать образование. Одни только Телешовы учредили 18 стипендий. Директором малаховской гимназии был Сергей Васильевич Зенченко, тут он развернул в полной мере свои прогрессивные для того времени идеи. Летом при школе работал лагерь, были познавательные программы, организованный содержательный досуг, кружки, секции, профессор Игнатьев водил ботанические экскурсии по Малаховке... Сам Зенченко жил неподалёку, в его доме находилась начальная школа. А ещё он основал газету “Малаховский вестник” - одну из первых поселково-дачных газет в мире (1913 год)! - которая была возрождена в 1991 году и выходит до сих пор, несмотря на “оптимизацию” местной прессы. Все поселковые газеты закрыты, а “Малаховский вестник” продолжает выходить и тесно сотрудничает с музеем.

В 20-е годы гимназия стала экспериментальной площадкой и называлась “Малаховская опытно-показательная станция” - МОПС. В 30-е годы была школой с углублённым изучением рисования и черчения. Многие выпускники стали строителями, архитекторами, инженерами и художниками. Потом стала обычной общеобразовательной школой, и считается лучшей до сих пор, несмотря на то, что в Малаховке сегодня школ целых семь. Контингент учащихся в основном из коренных малаховцев, школа сотрудничает с музеем, дети приходят в музей, отмечают праздники и пр.



Мы вернулись к станции. Вот этот сквер с памятником и вечным огнём разбит на месте оврага.





А большое коричневое здание на заднем плане - как раз тот самый еврейский общинный центр.

И тут наша экскурсия завершилась. По-моему, очень интересно и насыщенно получилось! Я думаю, что следующим летом непременно привезу сюда детей (можно совместить с Детской железной дорогой, куда в этом году мы впервые не поехали из-за этого гадкого вируса).

И всем рекомендую Малаховский музей! И Малаховку вообще.

кошки, крутизна неимоверная, писатели, зрительское, поездки, экскурсия, интересное, другие города, репортаж, фото

Previous post Next post
Up