Часть 1.
Часть 2.
Проснувшись утром в нашей олимпийской старушке-гостинице (давненечко уже не попадался мне такой "совок"!), мы не спеша позавтракали и на нашем любимом горячем :) автобусе поехали в Новоспасское. Где нас ожидал
Музей Михаила Ивановича Глинки.
Это одна из интереснейших дворянских усадеб Смоленщины. Именно в этой усадьбе у четы Глинок родился второй сын (первого они, увы, не сохранили), которого назвали Михаилом, и которому судьба была - стать известным русским композитором. У семьи польские корни: прадед Михаила Ивановича был шляхтичем.
Между прочим, род Грибоедовых тоже польского происхождения. А поляки на Смоленщине оказались волею судеб. В силу пограничного положения, Смоленские земли некоторое время были под Литвой и около 70 - под Польшей. В начале XVII века здесь стали селиться польские дворяне - раздавая им здесь наделы, польский король таким образом закреплял контроль над этой территорией. В желающих недостатка не было из-за принятого в Польше майората: всё доставалось старшему сыну, а остальные наследники оставались ни с чем. Вот они и потянулись на Смоленщину. Когда же Смоленск был возвращён России, то царь Алексей Михайлович предложил польским дворянам: принимайте православие и живите себе тут сколько угодно. Подавляющее большинство приняло эту условия. Поляки остались здесь и дали начало многим известным родам: Грибоедовы, Пржевальские, Твардовские... Эти люди создавали здесь усадебные комплексы, вносили вклад в историю и культуру России. Как Михаил Иванович Глинка.
До Глинки музыка была, конечно же, непременным элементом дворянского воспитания, но вот делать музыку своей профессией, основным делом жизни - это было просто-таки вызовом обществу, потому что дворянин был обязан посвятить себя или военной карьере, или состоять на государственной службе. Талантливых музыкально людей в России всегда было много, но, как правило, им выпадала довольно печальная участь: ни дворяне, ни тем более те, кого угораздило родиться крепостными, не могли позволить себе роскоши посвятить себя музыке. А вот Глинка пошёл на этот шаг - музыка стала его жизнью.
Вскоре после рождения будущего композитора его бабушка, особа очень властная, совершенно отстранила родителей от его воспитания и взялась воспитывать его сама. Это воспитание заключалось в постоянном надзоре и укутывании (даже летом бедняга выходил на улицу в шубе, ну, а зимой не выходил вообще). Результатом такого воспитания стало очень слабое здоровье и расшатанные нервы. После смерти бабушки мать приложила все усилия, чтобы стереть следы этого тепличного воспитания, и кое-что ей удалось, но хорошим здоровьем Михаил Иванович не мог похвастаться никогда.
Мальчик с раннего детства слушал самую разную музыку - салонное музицирование, народные песни, перезвон в церкви, пение птиц. Всё это прочно вошло в его жизнь. Он играл на рояле, на скрипке, рано стал сочинять музыку. Учиться его отправили в Петербург, но в Новоспасском и Смоленске он часто и подолгу бывал.
К сожалению, Новоспасское сегодня - село, как сказала наш экскурсовод, умирающее. В селе нет магазинов, автолавка приезжает два раза в неделю. А особенно подкосило его закрытие школы. Ведь раз нет школы - то нет детей, нет будущего. Единственные два ребёнка школьного возраста здесь - дети местного священника. Село активно оживает в первое воскресенье июня, когда проводится Музыкальный фестиваль имени Глинки - сюда приезжают музыканты, на огромном лугу устраивается концертный зал под открытым небом, повсюду звучит музыка, музей широко распахивает двери, он в центре внимания. А в обычное время из Ельни до Новоспасского даже нет никакого транспорта! Сотрудники музея добираются эти 35 километров кто пешком, кто на лыжах. Мы по дороге как раз подобрали сотрудницу - это тоже способ добраться на работу.
Сотрудницы, кстати говоря, в музее просто потрясающие! Интересно, что все они по отчеству Михайловны :). Перед ними можно просто преклоняться! Все они живут в соседних сёлах, где бытовые условия не сильно отличаются комфортом: колодец, печь, огород. А ведь ещё нужно добраться на работу, подготовиться к экскурсии, да ещё и выглядеть надо красиво - причёска, туфельки... А ведь они ещё пишут научные труды!.. Вот какие прекрасные люди собрались под крышей дома Михаила Ивановича Глинки!
Наш автобус прибыл в Новоспасское:
Спасо-Преображенская церковь. Именно по ней, по громкому звону её новых колоколов, названо село.
Идём по территории усадьбы...
...и внезапно видим дом...
... из которого навстречу нам льётся музыка! Вальс! Это так удивительно посреди заснеженного парка!
Перед домом стоит памятник композитору.
Сотрудники музея нас встречают радушно. Несмотря на то, что музей почти не протоплен, и в залах очень холодно, все сотрудницы в чулочках, на каблучках. Так здесь принято. Работают настоящие подвижники.
Дом Глинки, увы, восстановленный. По наследству имение досталось младшей сестре композитора, а затем её мужу, который был совершенно равнодушен к музыке и не имел желания заниматься хозяйством. Он продал дом, который был разобран на стройматериалы для казарм в Коломне. Имение пришло в упадок. А в 1933 году была закрыта и разграблена и церковь.
Восстановление усадьбы началось только в 70-е годы ХХ века. И то благодаря энтузиастам, которые пробили эту идею на самом высоком уровне. Музей был открыт в 1982 году. Реставрация же церкви началась только в 1990-м. В настоящий момент церковь является действующей.
Вот каким был оригинальный дом:
Комната для прислуги:
Несмотря на недостаток тепла, в доме повсюду цветут цветы!
Рукописи и личные книги Михаила Ивановича Глинки:
Он и рисовал преотлично!
В доме всего пять комнат, в основном они знакомят с историей семьи и окружения Глинки. Мемориальных вещей крайне мало.
Вот инструмент как раз мемориальный!
В доме устраивают ёлки, детские праздники.
Хи-хи-хи! Сундучок-то в точности как у меня! :)
Рабочий кабинет композитора.
А есть в этом доме удивительная комната! Там живут птички!.. Так было и при Михаиле Ивановиче. Он часто заходил к птичкам, слушал их щебетание и вдохновлялся им.
На фото птички получились, увы, неважно.
Потом артисты смоленской филармонии (которые ради нас потащились в такой мороз в такую даль!!!) - певец, домрист, пианистка - дали нам прекрасный концерт. Начали с произведений хозяина дома, а затем было спето и сыграно разное, от жгучих танго до всенепременнейшего "досвиданьямосквичидобройночи". Очень достойные музыканты, которые могли бы украсить любую сцену.
Возле дома растёт очень старый дуб, который исполняет желания.
С тёплым чувством радостной благодарности и огромным сожалением, что нельзя остаться ещё хоть на немного, мы направились к выходу из парка...
...и внимательно рассмотрели Спасо-Преображенскую церковь.
Автобус нас заждался!
И мы поехали в Ельню - обедать.
Ельня на меня произвела впечатление депрессивное. В городе нет ничего- ни предприятий, ни чего-либо культурного, и сам он больше напоминает деревню, причём, бедную. Почему так?!!
Обедали в кафе "Десна".
Еда вполне съедобна, но интерьеры 70-х, качающиеся пластиковые столы и один (!) на всё кафе изрядно почерневший унитаз шокируют. Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе? (с)
А вот ёлки в Ельне красивые!
Продолжение следует!