26 ноября, во вторник, я побывала на юбилейном концерте Александра Градского в Крокус Сити Холле. Получилось это как-то спонтанно и неожиданно. Кроме замечательного концерта, день был просто-таки наполнен хорошими людьми!
Я долго сомневалась, идти ли на этот концерт, так как 30 мая была на концерте Градского в зале Чайковского. Тот концерт подавался как последний в огромном турне по всей стране. После этого Маэстро собирался заниматься исключительно своим театром (который наконец достроен - строился 25 лет). Но его уговорили (!) сделать два юбилейных концерта: в Питере и Москве. Концерты обещались с приглашёнными гостями, с "голосятами" и - главное! - с оркестром. В мае на концерте "голосята" тоже были, но оркестра не было - всё пелось под минус. Собственно, думать было нечего - следовало бежать за билетами, но я почему-то стала размышлять, стоит ли так часто ходить на концерты :) :) :)
В общем, пока я просомневалась, билеты в Крокус кончились. Вообще. Совсем. Нет, я, конечно, знала, что Градский собирает полные залы и везде...
И вот тут появился первый хороший человек - Ирина, которая за два дня до концерта вывесила объявление о продаже одного билета в гранд-партер. Когда я на схеме зала посмотрела, что такое гранд-партер, то поняла, что так шикарно я ещё не сидела ни на одном концерте. Дорогого стоит и то, что Ирина оказала мне доверие и назначила встречу непосредственно у касс Крокуса.
Итак, купив три букета - для Александра Борисовича, Андрея Макаревича и Шарипа Умханова - я двинулась навстречу музыкальному пиршеству!
Второй хороший человек встретился мне у метро "Тушинская". Спросив у проходящей мимо девушки, где остановка нужного мне автобуса, я получила не просто помощь, а попутчика и собеседника! Всю дорогу мы говорили о концертах и артистах (я, конечно же, не преминула попопуляризировать Даниэля!), а также о местности, по которой мы проезжали.
От остановки автобуса до Крокус Сити Холла - более километра, так что, пройдя вдоль грандиозных сооружений Крокус Групп, я их хорошо рассмотрела. Интересно! Мощно!.. С точки зрения архитектуры это, конечно, никак, но дело не в этом: выставочный центр, концертный зал, огромные торговые центры, многоярусная бесплатная парковка - и всё это номинально вне Москвы! Знаете ли, сильно. Очень симпатизирую людям, которые всё это создали.
Дойдя до касс Крокуса, я встретилась с мужем Ирины (они в ожидании концерта сидели в кафе и, кстати, правильно делали - о чём позже), обменяла красивые шуршащие бумажки :) на билет и пошла в здание концертного зала, потому что стоять на улице было холодно и неинтересно.
Да, это грандиозно! Огромное фойе (продажа сувениров, буфет, просто рекреация), огромное нижнее фойе (гардеробы, туалеты, выход с подземной парковки и, кажется, прямо из метро "Мякинино" - но в этом я не уверена). Сам зал посвящён памяти Муслима Магомаева. Очень понравилось, как споро работает персонал - гардеробщики и капельдинеры. Чего, как впоследствии оказалось, нельзя сказать о буфетчиках.
Начали пускать в зал. Найдя своё место, ещё раз порадовалась, насколько оно удачное. Первый ряд гранд-партера (впереди - только стулья для особо важных гостей) и практически в проходе!.. То есть между мной и сценой не было никого и ничего. Вот это везение!.. Хорошие люди - Ирина с мужем - уже тут, сидят с другой стороны прохода и улыбаются. Знакомых по ВК-группе и форуму лиц что-то не вижу... но это уже неважно!
На сцену вливается оркестр... как выяснилось чуть позже, это сразу два оркестра. Оркестр народных инструментов имени Осипова - слева, а справа - "Фонограф", он вступит в игру некоторое время спустя. Дирижёр оркестра. Владимир Андропов, уже на сцене, и - звучит композиция "Русская зима". Звук в зале потрясающий, слышно каждый инструмент, а как интересно наблюдать за музыкантами, особенно за двумя ударниками, свободно прогуливавшимися позади оркестра - то они треугольник возьмут, то трещотку, то колокольчики...
Шквал, овация - и на сцену выходит Маэстро Градский. Виновник, так сказать, торжества. И сразу разрушает всю торжественность возгласом: "Но это не я написал!". Зал веселится, веселится и юбиляр - настроение у него лёгкое, искрящееся, пузырящееся, как шампанское. Немного поговорив с залом, спел "Как молоды мы были" - без неё никуда! - и "Песню герцога". Голос звучит прекрасно, но - вот можете кидать в меня тапки, галоши, кирзовые сапоги, а я всё-таки это напишу: как Александр Борисович поёт собственные песни, мне нравится гораздо больше, и на концерте в мае тоже так было. Там голос льётся, как ручей, свободно, а здесь всё-таки есть некоторое напряжение - возможно, из-за желания что-то доказать себе самому?..
Публика начинает нести букеты. Много букетов!..
Оркестр играет "Барыню". Маэстро поёт "Гори, гори, моя звезда". Приглашает первую гостью -
Елену Зарембу - с комментарием: "Мы с ней когда-то пели вместе в ооооочень Большом театре!" Звучит прекрасная "Кармен". Градский, усевшись в кресло за спиной певицы, с удовольствием слушает, затем перетаскивает кресло так, чтобы и видеть её. Приятно наблюдать за его мимикой, он смакует голос Зарембы, как конфетку! Затем поёт "Только раз бывает в жизни встреча".
И приглашает гостя, без которого не обходится ни один юбилей, настоящего, верного друга - Андрея Макаревича. За эти годы юбилеев у обоих друзей было столько, что, как сказал Андрей, глупо сочинять что-то новое: между друзьями уже всё сказано. Поэтому он спел "Посвящение Горину".
"А может, не надо шутить,
Не стоит смеяться и плакать,
Кричать о великой любви
В пространствах, лишенных любви?
Опять обрывается нить,
Капель превращается в слякоть.
Смеркается, как ни зови,
Смеркается, как ни зови…"
Если что-то и есть на свете действительно важное - это крепкая и верная дружба. Дар быть настоящим другом дан не каждому!
Я пошла дарить букет - Андрей очень удивился и как-то даже не поверил, что это ему. Потом пошёл в зал - слушать концерт. Сидел прямо передо мной и, насколько можно было понять со спины, очень живо и эмоционально реагировал на выступления других. Тоже ценный дар.
Тем временем оркестр имени Осипова, с блеском сыграв инструментальную версию песни "Коробейники", покинул сцену. А "Фонограф" остался.
Гости продолжаются.
Анатолий Алёшин, красивый и почти не изменившийся, рассказал несколько историй из совместной с Маэстро бурной молодости, а затем вместе не названным почему-то молодым гитаристом исполнил песню "Странная ночь".
В это время рядом с "Фонографом" появился собственной персоной Сергей Сергеич Жилин... Как забавно: в начале 90-х (точно год не вспомню) я брала у него интервью для газеты "Витатрон", и он звал меня в пресс-агенты "Фонографа", а я не пошла! :) Итак, Сергей Сергеич занял своё место за дирижёрским пультом, и все поняли, что сейчас будут "голосята"! Ещё несколько вкусненьких конфеток для публики!
Как же мне нравится отношение Маэстро к своим подопечным! Как же он бережно их опекает!.. Как радуется их успехам!..
Полина Конкина. Высокая, тонкая, в знакомом по майскому концерту и прошлогодним телеэфирам чёрном блестящем платье - как статуэтка. Её "Нищая" великолепна!.. Живое исполнение просто невероятно! Я плачу - а этого от меня даже Даниэль не добился... Полина царственна - прекрасный голос, отточен каждый жест. Как всё-таки здорово, что Александр Борисович нашёл для неё этот романс, ставший её визитной карточкой!..
Не успели мы опомниться от пронзительной "Нищей", как на сцене появился Шарип Умханов. Его бурно приветствовали. Шарип поздравил своего учителя - Градский всё-таки по-особому к нему относится, выделяет среди других "голосят", тоже весьма достойных. И он прав! Шарип уникален! Что ещё раз доказала прозвучавшая "Miserere", в которой Градский с явным удовольствием подпевал. Ни одно исполнение этой песни не сравнится с исполнением Шарипа!.. Жду, когда же ему специально напишут что-нибудь не хуже? (Песня "Голос", обрушившая рейтинги радиостанций, не в счёт - не его уровень!). Шарипу восторженно аплодируют, я дарю свой букет... а за мной - целая делегация "шарипоманов" с огромным букетищем красных роз!.. И это ещё не всё! Изнемогая под грузом цветов, Шарип произнёс: "С юбилеем, Александр Борисович!" - и весь зал, включая и самого юбиляра, полёг от смеха.
Вот только - кто такой костюм Шарипу придумал, тому руки оторвать надо!.. В сером или чёрном такседо он смотрелся великолепно. Теперь его обрядили в синий костюм, который под софитами смотрится чуть ли не как тренировочный!.. А короткий пиджак в клетку создаёт иллюзию коротких ручек при квадратном теле!.. А это не так! Наш Шарип не только голосистый, но и красивый!..
Яна Рабинович с "Аидише маме". Шикарное исполнение!.. Трудно выступать после Шарипа, после того приёма, который ему устроили - Яна справилась. Ей тоже Маэстро правильную песню нашёл!.. В отличие от других голосят, Яну я живьём раньше не слышала, и вообще ничего не слышала о ней целый год. Замечательно, что и у Яны продолжается её музыкальная история!
"Иди сюда, вон та, в коричневом!" - нарочито небрежно восклицает Александр Борисович, вглядываясь в кулису... И идёт... правда, не в коричневом, вернее, не целиком в коричневом. В белой блузке и коричневых свободно ниспадающих брюках, идёт звезда и королева - Дина Гарипова. До чего же она хороша!.. Что Дина великолепно поёт, это аксиома. Порадовало, что её наконец-то (!) стильно и красиво одели. Именно так должна выглядеть настоящая прима!.. Дина поёт две песни: "Ангел" и "Je ne regrette rien". Поёт прекрасно, голос тёплый, объёмный, обволакивает и заполняет зал. Жаль, что только две песни, и что эти песни мы уже слышали много раз (хотя Дину, как и Шарипа, можно слушать бесконечно).
Дине тоже дарят цветы. Александр Борисович безуспешно выкликает из кулисы какую-то Иру... Что за Ира, кстати, так и осталось загадкой. Вместо загадочной Иры на сцене появляется
Леонид Бергер с приветом из Австралии. Вот тут я встала в тупик: объявляя Бергера, Градский противным голосом пропел: "Яаааа всегда ложуся с крааааю! И спокойно засыпаааю!".. Мне всегда казалось, что это пел Олег Ануфриев, а Бергер ассоциируется в первую очередь с тухмановской "Последней электричкой"... Но опровержения со стороны австралийского гостя не последовало.
Бергер подарил юбиляру бумеранг и предложил метнуть его в зал, от чего тот с возмущением отказался: "На стенку повешу!". Гость исполнил хит всех времён и народов :) "Georgia" - исполнил хорошо, но как-то безлико. Настолько знаменитые, запетые вещи либо надо петь по-своему, либо вообще петь не надо... Затем представил русско-австралийскую :) певицу Натали Морозову. Вместе они спели "Песню о птицах" в несколько странной и спорной, но тем не менее интересной интерпретации.
И снова на сцене Полина Конкина. В другом платье. С детским хором "Мандрагора" из Клина, которому покровительствует Маэстро. "Молитва" - песня потрясающей силы! "Я не хотел, чтобы она тут звучала, слишком уж она нервозатратная..." - сказал Александр Борисович. Ну, хотели или не хотел, а прозвучала! И прекрасно прозвучала.
Затем Александр Борисович представил публике "голосят", так сказать, третьего созыва. То есть текущего, ещё не оконченного сезона. Сначала лихой дуэт "Living in the city" спели Самвел Варданян и Роман Кошкаров. Отлично спели! А затем на сцену выпорхнула блистательная Саша Воробьёва и вжарила - иначе не скажешь! - свой коронный "Вальс тысячи времён". Великолепно!.. Кстати, Маэстро представил Сашу как потенциального победителя!
Затем был Сергей Волчков... я его не особенно люблю, как-то не трогает, хотя голос, безусловно, громадный. Ну не моё это... Пел "Синюю вечность". Тоже был одарён цветами.
Дальше была гениальная импровизация Маэстро! Углядев в зале Иосифа Кобзона, он вытащил его на сцену (тот немного поупирался, но вышел), и они втроём - Кобзон, Градский и Волчков - спели украинскую песню. Это было здорово и замечательно!.. Молодец Александр Борисович - отлично придумал!.. Звучало трио феерически!
На этом закончилось первое отделение, и публику отпустили прийти в себя.
Вот тут у меня возникло сразу две проблемы. Я поняла, что ещё через два часа концерта будет уже первый час ночи, и никакой автобус не повезёт меня к "Тушинской" или "Щукинской", как я планировала. А "Мякинино" меня совершенно не устраивало - огромный крюк через центр, да ещё через круглосуточно забитую "Киевскую"... Варианта было два: вызывать такси или уходить домой прямо сейчас. И вот тут оказалось, что Ирина с мужем - не просто хорошие люди, а хорошие люди в квадрате! Они предложили подкинуть меня после концерта на машине! Кстати, ехать из Крокуса до "Полежаевской" по Живописному туннелю - двадцать минут! Вот пустили бы там какой-нибудь круглосуточный автобус, а?..
Таким образом, одна проблема была решена, и я побежала решать вторую: очень хотелось есть!.. Оказалось, что в Крокус Сити Холле всё-таки есть слабое звено: это буфет :(. То ли буфетчики были так нерасторопны, то ли желающих подзакусить было слишком много... Короче говоря, я не только не успела поесть, но и опоздала в зал на первую песню!.. А насытившийся (или так и не насытившийся, как я) народ тянулся ещё песни две.
Второе отделение, опять же по традиции, состояло из песен самого Градского. Пустая сцена, Маэстро с гитарой и "ящик" для минусовок - какие-то песни подзвучивались минусовками, какие-то - нет. Песни все хорошо знакомые, но как же приятно слушать их снова и снова, проживая каждое слово, каждую ноту, наслаждаясь каждым жестом, каждой гримасой замечательного артиста!
"Шансон". Эту песню я слушала, стоя в проходе у сцены.
"Голова моя вся в облаках,
Никого уже я не боюсь.
У меня своя синица в руках.
Если очень захочу - вознесусь.
Если очень захочу - полюблю,
Если сильно пожелаю - умру,
И сожгу себя назло ноябрю,
И развею себя на ветру.
Как же это все увязать?
И ступать по насту след в след?
Сколько можно мне в себе увязать
И не выбираться на свет?"
Красиво, правдиво, грустно - и отточено по звукописи: "Толерантны мы, что твой Талейран - то ли ранить никого не хотим?..." И, в общем-то, довольно беспросветно:
"Все равно мы в неволе сидим,
Даже если не знали тюрьмы,
И пока что-нибудь не спалим,
До конца не успокоимся мы.
И, Емелею севши на печь,
Что осталась от пожара одна,
Помечтаем о сбыче всех мечт,
И чтоб выпить все чаши до дна"...
"Песня о любви". Тоже довольно невесёлая песня. Но что делать, если такая жизнь?..
"Эх, тра-ля-ля! Где-то горит земля,
Можно ли выжить, начальство не зля -
Это вопрос, друзья!"
А кто виноват?.. Мы сами!
"Ты сделаешь вид, что сподобился петь,
Все сделают вид, что способны подпеть,
Но только лишь сделают вид..."
"И погань нам лень за собою убрать - на улице, в доме, в душе..."
Далее - "Посвящение Галичу". Довольно странная история, отчасти действительно стилизованная под баллады Александра Аркадьевича, о том, как пикетчик-одиночка и первое лицо страны едва не поменялись местами...
"А охрана охренела
От такого протокола:
Охраняемое тело
Вышло "в люди" для прикола!
Непростительный прокол!
Куча камер теле!..
И прицел телевиков
На "священном" теле..."
"В Кремль одного, а другого в тюрьму - в общем, пока ненадолго.
Но по-прежнему в Колыму впадают Ока и Волга.
И волей судьбы-безобразницы их могли поменять местами.
И никто не заметил бы разницы... Почему - догадайтесь сами..."
А ведь правда - никто бы и не заметил! Вот абсурд-то...
Затем - самая щемящая, удивительная, но и самая загадочная песня: "Романс".
"Где бы ты ни была - продолжаю ждать…
Я попробовал много манер и подходов жить.
Вот уж близок уход и мне нечего больше теперь желать.
И, наверное, некого больше уже любить…"
Посвящение... кому? Какой-то неведомой женской душе, которая была суждена поэту, но они разминулись во времени...
"Это просто смешно, если вдруг тебе только пять...
Или в дом престарелых родные везут тебя…
Где бы ты ни была - я тебя продолжаю ждать
И любить - но не знать, как мне выжить, вот так любя...
А быть может, тебя уж на свете нет,
Ты ушла и не знала, что ты - моя...
Ну, а если увидишь ты свет через много лет -
Знай, что этот романс для тебя лишь, любимая... "
Для меня эта пронзительная история - история Мелькора и Элхэ. Простите, если кому не понравится сравнение...
Затем последовал блок старых, самых-самых любимых песен.
"В полях под снегом и дождём" (на стихи Роберта Бёрнса в переводе Самуила Яковлевича Маршака"). И Бёрнс, и Маршак, и сам Градский тут давно уже ни при чём - песня стала народной. По-настоящему народной - исполняемой и за столом, и у костра... А я всё жду красивую многоголосную версию - неужели никто её никогда так не споёт?..
"Наш старый дом". Очаровательное хулиганство всё тех же авторов: Бёрнс-Маршак-Градский. Как по-разному можно её спеть - и как заводную, и как балладу-размышление, и иронично, и с подковыркой...
"Песня о маятнике" из кинофильма "В августе 44-го". Пронзительно и чисто.
"Что судьба нам, братцы,
К ночи напророчит?
Станет улыбаться
Или не захочет?...
Мы одни и плеть им,
Мы одни узда им.
Мы всегда успеем,
Мы не опоздаем.
Настал час заката -
Маятник качнётся...
А без нас, ребята,
Драка не начнётся.
А без нас, ребята,
Драка не случится.
Надо ж нам когда-то
С жизнью разлучиться..."
И, сбивая настроение от "Маятника" - заводная и хулиганская
"Автобиография"!
Обожаю эту песню! Слушаю (и пою) много-много лет! Но, к слову сказать, только на концерте в мае поняла, что значат слова "стал похож на ихний флаг простой пиджак" - исключительно по сопровождающему жесту Маэстро!.. А на этот раз он ещё и передразнил характерный говор знаменитого орденоносца...
Относительно новая "Надо чуть подождать" - немного по интонации напомнившая Макаревича... Тоже довольно беспросветная песня - но, может быть, если мы будем слушать и петь такие песни, просвет всё-таки наступит?..
"Мы надолго запомним свиное и наглое рыло,
Эти шутки, ужимки и твердый уверенный шаг.
Как оно сладко пело и как оно зло говорило,
Нам развесив лапшу на усталых и вялых ушах..."
Затем - "Песня о друге", посвящение Владимиру Высоцкому.
"Но, как ведется в Святой Руси,
Сколь поэта ни возноси,
Его высь иже в небеси,
Ну а тело в земле..."
Применимо практически к каждому большому поэту, начиная от Пушкина, по-моему...
"Когда б имел я горы злата". Вроде бы сатирическая песня на народный мотив, но тоже - очень-очень грустно. Неужели мы такие, а?..
"И развалившись на диване,
Плюя от скуки в потолок,
Ты веришь, что заря настанет,
Пророк явится на порог.
Он все починит, все исправит,
Раздаст всем сестрам по серьгам,
По полкам все горшки расставит
И вставит в задницу врагам..."
Далее была, пожалуй, самая свежая песня, авторского названия не имеющая и называемая обычно по первой строчке "Русского и еврейского". Очень личные размышления о собственной жизни.
"Если бы да кабы если,
Знать, где лет десять выпросить!
Замыслы все же вылезли -
Жалко их будет выбросить!"
"Только б не словоблудили,
Имя моё, дела мои,
Редакционные пудели,
И ресторанные лабухи.
Впрочем, какая разница -
Выдохнутое не пенится,
Вечное - не развалится,
Главное - не изменится..."
Затем была спета уже классическая "Мы не ждали перемен" - Александр Борисович элегантно адресовал её руководству телевидения, которое его вдруг так полюбило...
"Ах, мразь телевизионная! Студийное, бесстыжее, радийное мурло!
Мораль дивизионная, лудильное престижие, рутинное урло!
Суконное посконие, квасное беззаконие, мышиная возня!
Власть золотопогония, страстного потогония, доносы да резня..."
И ведь подумайте - это написано в 87-м году!.. Когда "мораль дивизионная" и "суконное посконие" ещё не набрали силу...
Удивительное дело - мало кто смог бы, наверное, вот так заставить публику часами слушать, сопереживая, настолько непростые и отнюдь не развлекательные песни! И мало кто сумел бы оставить от концерта, где публика не потребляла жвачку, а думала, размышляла, ужасалась, узнавая себя - в целом светлое впечатление!..
Впрочем, по традиции, концерт был закончен светлой песней - неизменной "Южной прощальной".
"Ах, как хочется порой нам играть чужую роль,
Чтобы выглядеть прилично и не без дохода.
Происходит часто жизнь и в унижении и лжи,
Без свободы нет любви, а в любви нет свободы.
Я не знаю, что со мной, где мой берег, где покой,
В чем я прост, а в чем я сложен для понятья.
Но быть таким, какой ты есть - в этом мужество и честь,
Вот что песнею такой хотел, друзья, вам сказать я..."
И, по традиции же, последовали красивейшие вокализы, которые Маэстро пел, всё дальше отходя от микрофона, а его голос, сильный, летящий, огромный, безграничный заполнял семитысячный зал без малейшего напряжения...
Он мог бы петь ещё и ещё, но пожалел нас и отправил домой! И мы пошли, унося внутри тёплое и радостное настроение. Несмотря на грустные песни - радостное!..
Крокус Сити напоследок порадовал отличной работой, пардон, туалетов - выстроившиеся было по привычке в очередь граждане были приятно удивлены её отсутствием, - и гардероба, моментально разметавшего робко наметившееся подобие очереди. Ребята молодые, двигаются бегом, и даже на сайте Крокуса написано, что после окончания концерта гардероб работает 40 минут и не больше. Для сравнения: в Олимпийском после Notre-Dame я больше часа стояла в гардероб, да там ещё и нельзя сдать одежду где придётся - строго по местам в зале. И ещё и не сразу выпускали из некоторых секторов... А тут - раз! - и громадный Крокус Сити почти мгновенно опустел.
Хорошие люди Ирина с мужем, нескончаемый Живописный туннель - и я дома. Какой замечательный день получился...