DEMOPATHS AND THEIR DUPES Richard Landes
Демопаты
Демопаты - это люди, которые используют демократический язык и разглагольствуют о правах человека только тогда, когда это служит их интересам, а не тогда, когда это необходимо для самокритики или сдержанности. Демопаты требуют строгого соблюдения прав человека, но требуют этого не от себя и себе-подобных. Самые опасные демопаты используют демократический язык для разрушения демократии.
Демопаты отличаются от «халявщиков» гражданского общества, которые наслаждаются бОльшими правами, чем дают другим, но делают это исключительно из эгоизма и лени. Демопаты категорически против предоставления другим прав, и в глубине души презирают ценности гражданского общества, требующие от них терпимости и уважения к другим. Вместо того, чтобы стать спутниками в совместном путешествии, они предпочитают вообще потопить лодку.
Демопаты используют понятия гражданского общества и прав человека для того, чтобы при их помощи убедить свою целевую аудиторию (называемую лохами). Путем прогрессивного дискурса демопаты злоупотребляют человеческой верой в то, что гражданские ценности способны решать проблемы. Иногда демопаты глубоко враждебны культуре, в которой они живут, и манипулируют правами человека как Троянским конем, чтобы «проникнуть в город и разграбить его».
Демопатия является либо игрой с нулевой суммой, (когда выигрыш одного равноценен проигрышу другого, так что в сумме они образуют ноль - характерно для ситуации конфликта), либо игрой с отрицательной суммой(оба в проигрыше, правда не обязательно в абсолютном, возможно и в относительном) Она преследует своей целью разрушение системы и установление вместо неё аристократии по модели «грабь-или-будешь-ограбленным». В процессе, она разрушает саму способность системы производить то, что сделало её изначально привлекательной для ограбления.
Демопаты не воспринимают оппонентов как часть коллективной игры с положительной суммой (когда обе стороны в выигрыше, пусть даже в относительном, то есть когда сумма выигрыша и проигрыша все равно превышает нулевую отметку), а видят в них врагов, которых следует разгромить. В своей самой опасной стадии демопатия является остро параноидальной.
О понятиях Zero-sum game, Negative-sum game, Positive-sum game смотри подробнее по этой ссылке на английскомА по этой ссылке вкратце о теории игр на русском Характеристики демопатии:
Крайняя степень несбалансированности между отстаиванием собственных прав и отсутствием интереса к защите прав других;
Морализаторская, приправленная негодованием, риторика по поводу собственных прав;
Склонность рассказывать демонизирующие пугалки-страшилки про «врагов прав человека»;
Склонность мыслить в конспирологических терминах (хотя они сами - те ещё конспирологи) и приписывать оппонентам/врагам дурные намерения;
Минимизация работы по защите прав других, в особенности их оппонентов или врагов.
Демопатические организации встают на защиту прессы, которая выдает их этических/религиозных врагов за «террористов», при этом не имея ничего особенно против террористического акта, исполненного членом их собственной этической/религиозной группы.
До тех пор, пока гражданское общество находится в добром здравии, демопаты остаются в тени…
Демопатический дискурс
Демопаты считаю, что отношения между людьми строятся по принципу «правь сам, или будут править тобой». И потому для того, чтобы не позволить тебе править мною, я должен первым захватить правящие позиции. Этот подход используется в обществах, где элита (аристократия) использует свою власть для того, чтобы управлять массами. Но гражданское общество подрезает крылышки тем, кто пытается использовать силу для подавления других. При таких условиях, люди, которые не готовы отказаться от вышеназваного принципа, уходят в подполье и становятся демопатам, пользуясь всеми привилегиями, которые предоставляет им гражданское общество для его же разрушения.
До недавнего времени гражданское общество поддерживало демократические тенденции, исходя из предположения, что преимущества гражданского благополучия возобладают над всем прочим.
Демопатический дискурс является зеркальным отражением дискурса правового. Так, что иногда даже трудно заметить разницу. Но учитывая, что выявление демопата подразумевает оценку мотивов, это требует независимого личного суждения. Поэтому демопатию лучше всего объяснять через примеры. (Далее автор приводит иностранные примеры, но я не сочла необходимым тратить время на их перевод, так как у нас и своих полно, стоит лишь задействовать собственное суждение и память.)
… и их лохи
Лохи демопатов - это люди, которые воспринимают демопатическую риторику за чистую монету, перенимают их взгляды, и набрасываются с обвинениями на тех, кто подозревает демопатов в демонизации, предвзятости и расизме. Дюрбанская конференция ООН 2001-го года по расизму была фестивалем демопатов и их лохов.
Ради эффективности демопаты должны убедить других в том, что их разговоры о правах человека серьезны. Только после того, как жители Трои поверили, что конь был «подарком», символизирующим признание их силы, они впустили его в город. Когда демопаты одерживают победу, возникают дисфункциональные отношения, связанные с появлением искренних защитников прав человека, которые выступают с гневной риторикой, демонизирующей врагов демопатии и ставящей своей целью повлиять на общественное мнение и, в конечном счете, на политику.
Существует несколько характеристик людей, которые в потенциале своем могут стать лохами демопатов. Это люди, которым свойственны:
Либеральный когнитивный эгоцентризм;
Мазохистский синдром всемогущества;
Комплекс прав человека;
Боязнь выглядеть смешным и немодным.
Другие термины, to whom it may concern;
В свое время ходила такая шутка: Русский и американец спорят - чья страна более свободная. Американец говорит: «Я могу встать напротив Белого дома и прокричать, что президент США - идиот, и меня за это никто не арестует». Русский отвечает: «Ну и что, я тоже так могу, и мне тоже ничего за это не будет» (другая версия «Я тоже могу встать на Красной площади и прокричать, что президент США - идиот, и мне за это ничего не будет»)
То же самое работает и в случае израильтян и палестинцев.
Если же вы этого не просекаете - вас можно «поздравить»: вы привлекательнейшая наживка для демопатов, рыщущих в поисках себе новых лохов.
Чем больше человек склоняется к радикализму, тем скорее он оказывается на пределе между демопатами и их лохами. Для западного человека, который жил и дышал воздухом гражданских свобод и является приверженцем прав человека, этот предел, как ему кажется, зависит от меры революционности идеологии. Некоторые лохи всерьез верят, что они работают на идею прав и свобод человека.
Другие представители Запада, чуждые собственной культуре, приветствуют террор врагов западной цивилизации и надеются при их помощи ускорить революционный переворот, который освободит мир от «поганой» западной культуры. Эти деструктивные революционеры - сорняки - могли взрасти только в благоприятной атмосфере, созданной гражданским обществом. Ирония заключается в том, что они борются за разрушение тех самых условий, которые и позволили им взрасти. (Опять же, автор приводит иностранные примеры, но разве ж у нас своих недостаточно? :)
Примечания:
Когнитивный эгоцентризм
Проецирование собственного менталитета (или "способа видеть мир") на других, например, подросток, поглощенный сексом, думает, что то же происходит с другими.. В ситуации глобализации, когнитивный эгоцентризм имеет огромное влияние в политических отношениях между представителями гражданских обществ и людей из обществ диктаторских .
Так как основной политический принцип диктатур - "управлять или быть управляемым" или "воздействовать на других прежде, чем они воздействуют на тебя," политические деятели этих обществ принимают за основу отношений то же правило «нулевой суммы», доминирующие намерения против своих оппонентов("врагов»). Так как основные политические принципы гражданских обществ - "я оставляю попытки доминировать и верю, что вы также перестанете доминировать", "если я буду хорошо относиться к Вам, то Вы будете тоже хорошо относится ко мне взамен", то соответственно, за основу отношений они принимают правило «положительной суммы» и для своих противников ("других").
Текущая ситуация свидетельствует об опасном недоразумении, которое работает против гражданского общества. СМИ, в частности, как представители гражданского общества, преувеличивают свою роль доминанта, часто будучи не в состоянии защитить гражданское общество, а порой и ставя его в угрожающе опасную ситуацию.
Мазохистский Синдром Всемогущества (МСВ - структура): форма или патологическая самокритика, которая по существу считает, что "всё - моя (наша) ошибка, и если мы сами могли бы делать/быть лучше, мы могли бы исправить что-нибудь." Это - форма мессианского стремления и доктрины морального усовершенствования, которая, однако, будучи замечательной на одном уровне, разрушает всё на другом, и отрицает подлинные отношения и естественный "беспорядок" человеческой жизни. Такая форма самокритики может превратиться в патологическую, что легко переводит людей в разряд демопатов.
Комплекс Прав человека (HRC): Если Вы хотите узнать, что определяет общество, в котором защищают права человека сегодня, не спрашивайте ни кем являются жертвы, ни как ужасно они страдают, а спросите, кто агрессор. Если преступник белый, негодование не будет знать границ; если он - «цветной», то защитники прав человека посмотрят на это совсем по-другому.