Не умею рисовать

Oct 23, 2018 11:47

Я твердо убеждена в том, что каждый из нас мог бы рисовать. И действительно мы все делаем это в детстве - до определенного момента, пока не появится печальное: «Я не умею». Откуда оно берется? Какие факторы негативно влияют на естественную способность выражать себя через краски? Чего не следовало бы делать родителям и педагогам? На мой взгляд, следующее:
1) Транслировать идею о том, что рисовать можно правильно.
Мы делаем это, показывая, как_надо. Рассказывая о том, каким должен быть рисунок, как его правильно создать: как рисуются дерево и трава, котенок, человек, дом и т.д. И, конечно, в те моменты, когда мы исправляем или оцениваем с точки зрения правильности: «Хорошо, только вот здесь лучше так», «Дом нужно рисовать немного ровнее» и т.д.
Подумайте о том, насколько это абсурдно - показывать человеку, как ему правильно выразить себя на бумаге. Откуда вы это знаете? Конечно, ваш ребенок видит дом совершенно иначе - так позвольте ему быть собой в своем творчестве. Идея о том, что существует какое-то правильное рисование - самое большое зло, потому что именно из нее следует мысль о том, что рисовать можно не уметь.
2) Окружать раскрасками
Мы предлагаем детям готовые рисунки (совершенно чужие, порой компьютерные, с «правильными» линиями и формами, на которые сложно не начать ориентироваться), не оставляя возможности создать в этом пространстве что-то свое. Даже создавая (подрисовывая нечто), ребенок отталкивается от чужого замысла, он ограничен какой-то идеей. Дети, у которых много раскрасок и мало чистых листов, как правило, рисовать «не умеют».
Я понимаю, что в современном мире не уйти от раскрасок. Хотя бы потому, что их любезно предлагают детям в кафе, ресторанах, презентуют на различных мероприятиях и т.д. Раскраски, конечно, неизбежны. Но вполне можно сделать так, чтобы их не было у вас дома (проверено на себе).
3) Предлагать схемы
Я имею в виду ужасные видео и картинки из Интернета, на которых пошагово показывается, как рисовать конкретный предмет. Сначала рисует круг и овал, затем что-то соединяется линиями, где-то вытягивается конец - и вот перед вами почти настоящая лошадь. Чем-то подобным очень любят грешить воспитатели в детских садах, устраивая что-то вроде уроков рисования для детей. На самом деле, осваивание чужих алгоритмов, связанных, к тому же, с расчленением, конечно, не имеет никакого отношения к творчеству.
4) Оценивать, сравнивать
Как можно ставить оценку за способ самовыражения? На какие критерии мы вообще можем тут опираться? Причем, под оценкой я подразумеваю не только школьную отметку, но и фразы по типу «хороший рисунок», «вот этот неплох», «не самым лучшим образом изобразил» и т.д. Всё это - очередные попытки подогнать творчество ребенка под следование внешним ожиданиям, соответствие каким-то нормам, условиям, правилам, то есть лишить изобразительный процесс творчества.
Сюда же относятся сравнения. Рисунков вашего ребенка с рисунками других детей или его же, созданных ранее. На мой взгляд, это недопустимо в виду, опять же, отсутствия объективных критериев (их не может здесь быть).
5) Сосредотачиваться на реалистичности
Наверняка, ваш ребенок знает, какого цвета на самом деле листья на деревьях. Но это знание не обязывает его рисовать их зелеными. Детям очень важно иметь возможность выдумывать, создавать фантазийные миры в своем воображении и воплощать в личном творчестве.
Но даже если речь идет о незнании (я уже писала о том, что дети «забывают» о наличии у людей пальцев, шеи и других частей тела), не торопитесь указывать им на это. Сдержите свой рвущийся наружу вопрос: «А где у этой принцессы носик?». Носик у принцессы появится тогда, когда ваш ребенок твердо убедится в существовании его у себя самого - и уже никогда не забудет. Не лишайте его этой возможности.
Да и потом, зачем вам реалистичность? Это далеко не самый важный критерий в изображении реальности. К счастью, художники-сюрреалисты при помощи своих восхитительных работ отлично дают нам это понять.
6) Подавать пример
Мы подаем пример, когда ставим перед ребенком какой-то рисунок и просим его нарисовать так же. Возможно, это полезно с точки зрения развития внимания и способности быть последовательным, но ничего общего с творчеством, к сожалению, не имеет. Творчество - это когда я выражаю себя в рисунке, а не срисовываю за тобой. Если я срисовываю, то у меня может получиться хорошо или не очень, тогда я и начну делать токсичные для меня выводы о том, умею ли я рисовать.
7) Поправлять
Я думаю, что в большинстве случаев не следует лезть в детский рисунок со своим карандашом. Если, конечно, вы не играете во что-то особенное, предполагающее совместное творчество.
Я помню свои уроки «ИЗО» в младшей школе. Когда я подолгу сидела, выводя на листе что-то свое, а затем подходила учительница и одним взмахом карандаша «поправляла» мои изображения до «идеальных». До сих пор не пойму, зачем. Я в эти моменты грустила и думала, что никогда так не смогу.
8) Рисовать рукой ребенка
Еще хуже было тогда, когда учительница по рисованию брала в свою руку мою и выводила свои идеальные изображения. Конечно, я не могла этого повторить. А даже если бы и могла - зачем? Неужели смысл уроков рисования заключается в том, чтобы дети научились рисовать как учитель? По-моему, это противоречит самой идее творчества как процесса.
9) Предлагать фломастеры на постоянной основе
Я не состою в кружке желающих сжечь все фломастеры мира и не имею ничего против них как редкого реквизита. Но, как и раскраски, я не держу их в своем доме. Думаю, что фломастеры точно проигрывают карандашам, гуаши, мелкам и прочему. Кто пробовал рисовать и тем, и другим, должны меня понимать. След от одного и того же карандаша может быть очень разным по ширине линии и насыщенности цвета в зависимости от того, как вы на него нажмете и как проведете, с фломастером же это мало возможно, он лишает ребенка оттенков, нюансов и разнообразности, которые как раз и привлекают юного автора.

творчество

Previous post Next post
Up