Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (13). Умница и ее мундиры

Mar 21, 2015 20:00

Жили-были, как в сказке, король с королевой. И было у них, как положено, три дочери. Старшая была в семье Красивая, младшая - Добрая, а средняя, бедолага, Умная. Так их родные и звали, видимо, чтобы девочки не забывали, кто из них кто. В общем, натуральный Андерсен с некоторой примесью "Людей, которые играют в игры".

Когда принцессы, так сказать, вошли в возраст, старшая стала женой английского престолонаследника, а потом английской королевой. И жили они с мужем, конечно, вроде как очень счастливо, но муж Красавицы, престолонаследник, а потом король, был большой блядун, простите мой клатчский. Так что Красавице по понятным причинам пришлось быть всю свою жизнь очень умной и очень, очень доброй. И муж-король нежно ее за это любил. Что нимало не мешало его развлечениям. А что думала о счастье своей жизни сама Красавица, мы обсуждать не будем, потому что эта сказка не про нее.

Что до младшей, то родители после того, как сосватали старшую и среднюю за самых что ни на есть принцев-престолонаследников, хотели такой же судьбы младшей. Но она, опять-таки как в сказке, влюбилась в простого человека, хотя и не свинопаса, и быть умной решительно отказалась. И, поскольку история эта произошла все-таки не в сказке, из любви принцессы и простого человека вышло очень много нехорошего. Но сегодня мы об этом не будем.

А будем о средней принцессе, которая не считалась дома ни красивой, ни доброй, но зато была Умной. И я очень ее понимаю, потому что у нас в семье тоже Красавицей была старшая сестра, а меня утешали по принципу "тебе такой никогда не быть, зато ты умная и сможешь когда-нибудь получить Нобелевскую премию, утолив честолюбие Железной Маман".

Нобелевки тогда, правда, еще не существовало, но родители умной принцессы как чувствовали, где Нобель заработает свое немалое состояние, и сосватали ее за старшего сына русского императора цесаревича Николая Александровича. Но тут, к сожалению, вмешался Рок, а может, что и похуже. Николай заболел и скоропостижно скончался в Ницце, и о причинах его болезни разные источники говорят разное, хотя в общем все крутится вокруг воспаления спинного мозга. Причины же оного выдвигаются разные, но это опять-таки не предмет настоящей истории.

Что чувствовала к Николаю Умная Принцесса, сказать сложно. То есть отношения у них были хорошие, а вот градус оных не совсем ясен. Согласно легенде, она приехала к смертному ложу Николая, и он соединил руки невесты и следующего по порядку наследника престола, будущего Александра III. И так с благословения Николая Умница перешла от одного брата к другому. И поскольку она была умная и понимала, как себя надо вести, мы ничего не знаем о ее чувствах в этот период жизни. Тем, кто понимает, что есть политика и как заключаются династические браки, должно быть понятно, что вышеизложенная легенда могла иметь место, а могла и быть сочинена. И брак был заключен потому, что папа Хостер, то есть, простите, датский король, потребовал, чтобы его умница Кейтилин, то есть, конечно, принцесса Дагмар, все-таки стала женой наследника Старков / российского престола. И это похоже на правду, хотя бы потому, что мать покойного Николая императрица Мария Александровна так толком и не простила и Дагмару за то, что изменила памяти любимого Никса, и своего второго сына Александра - что он женился на невесте старшего брата. В общем, семейная история Романовых даст сто очков вперед любой Санта-Барбаре.

Но Умная Принцесса была правда умная. Настолько, что отлично понимала, насколько хороший человек достался ей в мужья. И как ему сложно, потому что его, между прочим, вынудили отказаться от Эшары Дейн любимой девушки, хотя он порывался отказаться не от нее, а ради нее от трона. Однако был вынужден взять себя в руки, жениться и честно и изо всех сил попытаться полюбить жену. А поскольку Умница и сама честно и изо всех сил постаралась его полюбить, у них все отлично вышло. И они были парой, верной друг другу и счастливой настолько, что даже не боялись иногда быть смешными со стороны. Умная Принцесса, например, очень любила танцевать. А ее личный Нед Старк танцевать ужасно не любил, крупный был мужчина и несколько неловкий. Что ему делать, если жена упоенно танцует от первой до последней минуты бала, а он уже закончил все разговоры о политике, которые уместны в данный вечер, и очень хочет домой, но не один, а с любимой женой? Топать ногой на умную жену, которая настолько умна, что давно поняла, как хорошо влияют на окружающих хорошие, качественные вспышки гнева, совершенно бесполезно, и умный мужчина это понимает. Но если у мужчины хорошо с чувством юмора, он может начать подзывать к себе одного за другим оркестрантов и после короткой благожелательной аудиенции отпускать их домой к семьям. Александр III так и сделал. Пока на балу не остался единственный барабанщик, явно профи, потому что ритм выстукивал упорно. В общем, не подвел. Императрица Мария Федоровна, она же умная принцесса, тоже не подвела - не поведя бровью, она дотанцевала под барабан танец до конца. И только тогда Александр отпустил и барабанщика, взял супругу под локоток и уволок домой. И все были счастливы.

В общем, хорошо быть умной, и я зря переживала в пору своего глупого детства. Красота уходит, ум остается, это во-первых. А во-вторых, еще большой вопрос, что в красоте важнее - врожденная смазливость или по-умному наработанные вкус, шик и умение быть интересной.

И вот это все МФ наработала и всю жизнь блистательно умела. В Эрмитаже сохранился ее гардероб, совершенно поразительный, надо сказать. Но до него разговор, я надеюсь, дойдет. Пока поговорим только о парадных, они же мундирные, они же "русские", платьях Умницы. Их на выставке было четыре, одно с ее свадьбы с наследником, другое - с ее коронации с мужем-императором, третье в промежутке между первым и вторым в бытность великой княгиней, а четвертое - траурное и с особенной историей.

Начнем по порядку. "В описи приданого датской принцессы Дагмары, будущей российской императрицы, среди семи "русских" платьев значилось платье из "тюль ламе с розами и серебром". Это не подвенечное платье, которое для невест Императорской фамилии традиционно исполнялось из серебряного глазета. Такой костюм могла надевать молодая новобрачная во время праздничных приемов после церемонии бракосочетания. В соответствии с назначением наряд богато декорирован. Кроме разбросанных по тюлю серебряных "мушек" из бити, костюм украшает вышивка в виде серебряных полос с гирляндами мелких розочек из шелка... При характерных особенностях парадного костюма, определенных указом 1834 г., платье имеет широкую сборчатую юбку и шлейф, придающие ему модный силуэт костюмов 1860-х гг."

Тут сразу следует сказать, что такое ламе́. Это "парча с шитьём металлическими нитями по основе. Обычно ламе золотого или серебряного цвета, иногда цвета меди... Ламе скользит и растрескивается, в силу чего используется для одежды, не рассчитанной на частую носку: вечерних нарядов и платьев, для театральных и танцевальных костюмов".

Платье с шелковыми розами, видимо, и было рассчитано на один раз - на второй день после свадьбы. Вообще оно невероятно хрупкое, эрмитажники даже не решились расправить шлейф в витрине полностью. После выставки собирались, не снимая с манекена, так и отправить в хранилище в Старую Деревню. И никогда, то есть никогда-никогда, больше на свет не выставлять. В этом веке уж точно.













А вот платье более позднее, 1870-х гг., тоже петербургской работы. Неразрезной бархат (это такой бархат, у которого петельки ворса не разрезаны, так что ворс состоит не из ниточек, а именно из петелек), шелк, тюль, кружево, серебряная нить, бить, вышивка, плетение. Длина шлейфа ровно такая же, как в предыдущем случае - 320 см. При всем параде цветовая гамма и в этот раз не соответствует николаевским рекомендациям. Но, я думаю, Николай бы жену внука простил. Поскольку был мужчина умный и очень ценил, когда прекрасная женщина тонко и грамотно умеет подчеркнуть свою прекрасность.




А вот парадное платье МФ из малинового бархата с великолепным золотым шитьем, выполненное в петербургской мастерской Изамбар Шансо к коронационным торжествам 1883 г. (Есть еще к нему шлейф из серебряного глазета, но он в Кремле.) "Лиф, рукава, центр атласной юбки и шлейф декорированы замысловатым узором в виде гирлянд из кружева, листьев, цветов и букетов. Сложнейший по замыслу декор платья, в котором явно ощущается влияние стиля историзм, мастерски выполнен из золоченых нитей, канители и бити с применением различных приемов золотого шитья. Особенности кроя этого парадного костюма Марии Федоровны (лиф с удлиненной талией, более узкая юбка и шлейф с группой мягких складок по центру спинки) придают ему силуэт модных дамских туалетов 1880-х гг."
















Но всякое счастье когда-нибудь заканчивается. После ранней смерти Александра III МФ стала вдовой, на престол вступил ее старший сын Ники. И был он неженат, но то ли ему, то ли скорее его невесте шибко не терпелось взамуж. Вместо того, чтобы понять, что положение с политикой обязывают, первые люди империи у всех на виду и поэтому имеют не только обширные права, но и непременные обязанности выглядеть как следует, Аликс в первый (к сожалению, не в последний) раз настояла на том, чтобы делалось по ее, и пусть все терпят.

Впрочем, МФ была, как мы знаем, не просто Умная от природы и Красавица трудами своими - она еще и умела быть доброй. И, судя по всему, очень хотела помочь сыну и заодно наладить отношения с невесткой. "После кончины Императора Александра III при дворе был введен глубокий траур. Однако 14 ноября 1894 г. (26 ноября по новому стилю) в день рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны стало возможным ослабление траура и проведение церемонии бракосочетания Николая II и великой княгини Александры Федоровны". Проще говоря, МФ, совсем недавно (20 октября, три с небольшим недели назад) потерявшая любимого мужа, в свой день рождения взяла себя в крепкие руки и посодействовала личному счастью сына. Чем ей за это отплатила добрая, сердечная и просто святая Аликс, как-нибудь обязательно расскажу.

Четвертое и последнее на сегодня платье - придворное парадное траурное вдовствующей императрицы Марии Федоровны. "Покрой платья соответствует требованиям к парадному женскому костюму, определенным Указом 1834 г. Однако в отличие от парадных костюмов из бархата, шелка, парчи, часто декорированных золотым или серебряным шитьем, этот наряд императрицы очень прост: исполнен из белого шелкового крепа и декорирован только рюшью из ткани платья. Шелковый креп с рельефной фактурой традиционно использовался для траурных дамских костюмов, которые в зависимости от степени траура могли быть черного, серого или белого цветов". Но случаются же во время глубокого траура и радостные события - рождение ребенка в семье, допустим, или день рождения вдовствующей императрицы, как в данном случае. Вот к этому радостному событию и подверстали бракосочетание, последствия которого ввиду, эээ, некоторых черт характера молодого императора и особенно молодой императрицы были не очень радостными, и с годами все более не очень. В общем, глупые дети могут стать проклятием жизни даже очень умных женщин.

Россия, Санкт-Петербург, 1894. Мастерская А.Т.Ивановой. Шелковый креп с тисненой фактурой, атлас, кружево, шелковые ленты. Длина шлейфа 440 см.

Фотографии почти одинаковые, но пусть все же будут две. На одной лучше видно платье. Зато на другой видно то, о чем говорил Пиотровский в эрмитажной серии об открытии выставки: это прекрасный повод для того, чтобы суметь увидеть историю не в фильме, а там, где она происходила. Среди настоящих интерьеров, настоящих вещей и настоящих костюмов того времени мы можем попробовать увидеть и понять тех людей такими, какими они были.

Ну или можем не пробовать увидеть и понять, все ведь в наших руках и мозгах.

Вот траурное платье на свадьбе сына.




А вот здесь, по-моему, тень самой МФ.




Замечательная женщина.

(продолжение следует)

Эрмитаж

Previous post Next post
Up