О ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКЕ. ДА ЗДРАВСТВУЮТ ОШИБКИ.

Aug 18, 2014 15:04

Как-то в начале 2010 слушала программу по ЭХУ Москвы "Без дураков". Пригласили в студию Игоря Шабдурасулова. Чаще всего слушаю ЭХО в фоновом режиме. Когда-то внимательней (когда хозяйственными делами дома занимаюсь), когда-то вполуха (когда ум занят - например, пишу, редактирую). В тот раз почему-то я не была внимательной. Но память зацепилась за момент, который выхватило из передачи сознание. Видимо, проблема, касательно там затронутая, была близка. Вот текст передачи. А затронул меня фрагмент, где говорили о журналистской этике. Никогда раньше о ней не думала до тех пор, пока работодатель (ныне бывший) не указал мне на то, что вот, мол, неэтично поступила - нарушила эту самую этику.

Надо сказать, что с субординацией у меня всегда было не очень. Не сказать, что это сильно кому-то мешало. Да и не так уж сильно выпячивала эта проблема. Тем более, что не было злого умысла в том, что я, например, совалась к руководителю (так было, например, с директором КЦ Открытие) за разрешением какого-то вопроса. Просто, будучи увлеченной работой, я иногда не принимала во внимание, что кто-то может быть озабочен чем-то другим.

Про журналистскую этику в отношении себя я в первый и последний раз явным образом услышала от Владимира Корецкого - председателя ВОДОО яхт-клуба «Парус» им.Высоцкого (с которым я судилась в части нарушения моего трудового права: Как меня кинул работодатель - ВОДОО яхт-клуб «Парус» им.Высоцкого.). Корецкий остался крайне недоволен моим поступком, за который другой бы благодарил. А дело было так.

Когда я написала статью о Владимире Высоцком - один из первоначальных вариантов (их много было), то мы с Корецким обсуждали, где её можно публиковать. Вот об этой статье речь:
Владимир Высоцкий как кислород для духовной жизни:
Претерпев несколько итераций, статья опубликована:
На сайте ВОДОО яхт-клуб «Парус» им.Высоцкого, в личном блоге Корецкого В.И.
В моём личном блоге:
Владимир Высоцкий как кислород для духовной жизни. (последняя редакция статьи в этом блоге)
Владимир Высоцкий как кислород духовной жизни (вторая редакция статьи в старом блоге)

Помимо сайта Корецкого и общественно-политических СМИ я предложила опубликовать её в газете «Православное Слово». Это местная епархиальная газета, выходящая раз в месяц. Главный редактор - митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Он и принимает конечные решения. А всю работу по формированию номера проводит другой человек - Маргарита Ивановна (если не ошибаюсь с отчеством), которая принципиальных вопросов не решает. Опыт сотрудничества с газетой у меня был - в 2004 году я написала сама несколько статей для неё, в том числе пиаровскую статью о Православном Центре «Десница», о святых, об иконах, а также опубликовала ряд статей-компиляций. Кроме того, с митрополитом Германом я на тот момент была знакома.

По случайному стечению обстоятельств со мной оказалась распечатка статьи о Высоцком, когда я была на литургии в храме Иоанна Предтечи в праздник рождества Иоанна Предтечи, т.е. 7 июля 2009 года. Служил как раз митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. По окончании литургии он как всегда прошел по храму, благословляя паству. Пока он неспешно двигался к двери, мне пришла в голову неплохая мысль отдать статью митрополиту напрямую, не дожидаясь, пока Маргарита Ивановна её прочтёт, да еще ни дай Бог отредактирует (если вообще поставит в номер). И я это сделала, как только владыка Герман меня благословил. При этом представилась пресс-секретарём Владимира Корецкого - эту должность мне дал Корецкий сам. Сразу митрополиту Герману бросилось в глаза название статьи «Владимир Высоцкий как кислород духовной жизни», и митрополит прокомментировал, что он не стал бы так утверждать о Высоцком. На большее времени у него не было, сказал, что прочтёт.

Сразу после того, как я сообщила сию радостную весть Владимиру Корецкому, то оказалось, что я нарушила журналистскую этику - пошла через голову. (Но ведь главное, что пошла не по головам, как это делают другие!) Дальше мне пришлось выслушать лекцию на тему, что нужно в жизни что-то совершить, чтобы вот так вот подойти к митрополиту, рассказ о том, что он - Корецкий - прежде чем сметь предложить митрополиту свои услуги по строительству плавучих храмов, должен был сначала совершить большой поход на яхте до Торонто и т.д.

Такая субординация просто смешна, поскольку любой митрополит априори будет обеими руками «за» строительство храма в епархии, если человек предложит для этого СВОИ силы и средства. Он же не денег у митрополита шел просить на строительство, а предложить это сделать самостоятельно. И зачем нужен был какой-то подвиг для этого, непонятно. И был ли подвиг, тоже непонятно.

До сих пор я нисколько не жалею, что отдала митрополиту статью. Во-первых, можно было ждать вечность, пока Корецкий соберется меня представить (он именно на это давил, что сначала должен меня официально представить), и теперь уже сомнительно, что он вообще собирался это сделать. Во-вторых, митрополит получил чистую мысль без примеси цензуры, определяющей ему на стол часто уже только «жмых». Тем более, я не знала, в какой части Маргарита Ивановна может мою статью покоцать. Дело в том, что в церковных СМИ цензура не меньшая, чем в общественно-политических. А когда речь о вещах принципиальных, на которых я настаиваю и которые я будут обоснованно отстаивать, то если есть возможность обойти промежуточную цензуру, то лучше это сделать. Так больше надежда, что не выплеснут «ребенка» вместе с «водой».

Судя по рассказу Корецкого, который, встречался позже с митрополитом, владыка Герман в разговоре с ним сам вспомнил о статье и, что главное, больше не критиковал. Наверное, здесь нужно пояснить, в чём суть его критики, что его так напрягло в названии и, соответственно, в тексте.

Дело в том, что Высоцкий - алкоголик. И назвать алкоголика высокодуховным человеком - значит признать, что ничего не стоит столь яростное обличение пьянства на фоне абсолютного умалчивания более гнусного греха - лжи, лицемерия, подлости, дьявольской гордыни. (Бывает, конечно, и счастливое «совместительство»). Но часто в природе людей эти пороки встречаются поотдельности. Причем одно с другим не уживается. И в каждом человеке - с разным результатом. В ком-то победу одерживает гордыня, подавляя пьянство. А в ком-то побеждает пьянство, но при этом сознание собственной ущербности - такой немощи, как пьянство, не даёт возможности «поднимать голову» гордыне.

Именно поэтому Христос как-то сказал, что в Царствие Небесное первыми идут пьяницы и мытари - у них сформировалась устойчивая молитва мытаря «Боже, милостив буди мне грешному». Так называемую молитву мытаря очень любит вспоминать на проповедях духовенство, рассуждая о гордыне и смирении. Казалось бы, очевидно: если пьющего, но кристально чистого душой человека поставить рядом с горделивым «праведником», то в очах Божьих выигрывает первый. Почему же тогда нельзя назвать духовным Высоцкого, который своим творчеством раскрывает душу людям, обнажая глубину и чистоту, любовь и страдание? Потому ли, что пьянство заметно, а гордыня нет? Но ведь гордыня "праведников" заметна как раз пьяницами, подчас оказавшихся зависимыми от этих горделивых «праведников». Чтобы быть в состоянии выносить соприкосновение с чужой гордыне, быть в состоянии её преодолевать, нужны сверхсилы. А их взять неоткуда, если человек не приступает к церковным таинствам. Поэтому Высоцкий и ему подобные духовные по своей природе люди искали возможность ослабить напряжение, вызванное необходимостью общения с чьей-то гордыней. Ну не знали они другого.

А теперь если мысленно смиренного пьяницу и горделивого «праведника» привести в церковь, то кого Господь быстрее исцелит? - Пьяницу, потому что налицо смирение, которого по определению не может сосуществовать на одной «территории» с гордыней. Именно отсутствие смирения - то, из-за чего гордыня может оказаться смертельным для духа грехом.

Я тут не говорю ничего эксклюзивного - всё это хорошо знают православные воцерковленные люди. Только такую логическую цепочку никто не хочет замкнуть в месте "разрыва": алкоголик Высоцкий может служить образцом духовной жизни нормального христианина, который лишен главных духовных болезней - лжи, лицемерия, гордыни. Разумеется, никто не говорит о культивировании пьянства - здесь акценты расставлены по-другому: в человеке живо главное, хотя второстепенные вещи пострадали. Вторичное лечится благодаря сохранности первичного. Именно поэтому так бывает, что будто тряпочкой пыль вытерли - и нет уже пьянства у человека. А вот гордыню «тряпочкой» уже Бог не вытрет, поскольку она - в основании человека, пораженного этой страстью.

Вот, собственно, такой духовно-лирический ряд, которым я руководствовалась в статье о Высоцком. Хотела это донести до читателей, возможно, развить, уточнить мысль в последующих публикациях. Но не случилось - в "Православном слове" её не опубликовали. (Кстати, там пылятся неопубликованными аж с 2004 года еще две мои статьи - об иконах и святых). Думаю, статью о Высоцком положили далеко на полку, как клали далеко на полку и самого Высоцкого. Как сказал Еклезиаст: «нет ничего нового под солнцем». Но статья поставила перед митрополитом Германом ряд вопросов, которые вообще могли не возникнуть, если бы её «отфильтровали» на стадии подбора материалов в номер. Так что один читатель из епархии у меня всё-таки был - главный.

И в чем состояла моя журналистская неэтичность, я могу только догадываться. С учетом того, насколько сильно я пишу, я наоборот много добавила к имиджу Владимира Корецкого, который хорошо умеет «седлать халяву».

Как-то осенью 2008 мне пришлось самостоятельно принимать решение, пускать ли в публикацию несогласованную PR-статью. Невозможно было найти директора компании "АгроМир" (на тот момент 2008 - градообразующая компания Влгоградской область), о которой писала - он где-то отдыхал, наверное. Только не отдыхали его конкуренты, собираясь заполнить пустое «свято место» собой. И тогда я дала отмашку редактору, чтобы мою статью увозили в типографию. Получается, что нарушила журналистскую этику, не дав на "вспаханном поле" (вспаханном предыдущей моей статьёй) сажать чужие "семена" - семена конкурентов той компании. Вряд ли её директор смог это тогда оценить, поскольку худшее для него не состоялось - я предотвратила то, что могло принести ему большой ущерб…

Так вот, возвращаясь к ЭХУ Москвы и программе «Без дураков». Очень мне захотелось разобраться, что ж там такое случилось неэтичного. Речь оказалась о том, что в июле 1998 г. журналистка «Русского телеграфа» записала интервью, в котором Игорь Шабдурасулов говорит о состоянии Ельцина, о том, что на третий срок ему вряд ли стоит идти. Сказано это было накануне дефолта и носило официальный характер из-за принадлежности Шабдурасулова кремлёвской администрации. По сути, он первый официально объявил об этом, что сильно взбудоражило мировую общественность и заодно уволило его из Кремля. Правда, ненадолго.

Бесшабашный тот период моей жизни… Дефолт тогда упал как снег на голову среди ясного неба…

Вчера я залезла посмотреть карьеру Игоря Шабдурасулова, как он там перемещался в те годы. Оказалось, что он проработал в Администрации Президента с мая по сентябрь 1998 - совсем мало. То есть короткий период перевала страны за разделительную черту - с преддефолтной жизни на последефолтную. Кириенко тогда тоже ведь не задержался…

Ошибка была Шабдурасулова с тем, что можно говорить, а что нет. Ошибка не журналистки - она со своей стороны выполнила все обязательства, а сроки правок в статью уже вышли. Да пусть бы даже и её ошибка. Затем последовавшая публикация в «Русском телеграфе». Спустя месяц Кириенко объявляет дефолт. После этого обоих увольняют из Кремля...

До меня вчера дошло, проявившись и закрепившись мыслью: такого рода ошибками Бог спасает как отдельных людей, так и государства от серьёзных катастроф. Кстати, тогда было и другое решение государственной проблемы - более мягкое, нежели дефолт. Но нужно было быть верующим человеком, чтобы не только увидеть его, но и довериться Богу. Надо было просто расплатиться с шахтёрами. Да. Так просто. Как всё гениальное.
Нашлось бы другое решение, изменились бы какие-то большие обстоятельства, и на плечи страны бы дефолт не лег бы таким тяжким бременем.

Это я 16 августа 1998 - перед дефолтом:


Это я 30 июня 2009:


Но всё равно - Бог был милостив и не допустил катастрофы. Именно для этого на короткий период времени допустили до власти людей, способных как на такие «ошибки», так и объявление дефолта. Может быть именно ради этой своей ошибки, Шабдурасулова Бог и привёл в Кремль - нужно было как-то смягчить необходимый удар, который бы неминуемо обрушился на страну. Они с Кириенко смягчили этот удар ценой собственной карьеры, разделив пополам. Или На троих с журналисткой.

Так что «тихо встаньте и снимите шляпы», Господа!

Это я 7 августа 2009:


Это я 16 августа 1998 - перед дефолтом:


Автор этого блога Анна Вячеславовна Колесникова

PS: этот текст я уже публиковала в своём старом блоге
По-прежнему ищу работу в сфере журналистики.
Резюме, портфолио, контакты в начале блога.

Кириенко, Высоцкий, бывшая работа в яхт-клубе Парус, Шабдурасулов, о журналистах, шахтёры, о пьянстве, дефолт

Previous post Next post
Up